Методическая разработка по истории изобразительного искусства «Масленица»

Дата публикации: 2019-11-26 17:24:19
Статью разместил(а):
Трубицина Елена Васильевна

Методическая разработка по истории изобразительного искусства «Масленица»

Автор: Трубицина Елена Васильевна

МБУ ДО «ДХШ № 1 г. Астрахани»

                                        

Цели: Познакомить детей с историческими корнями празднования Масленицы и его символическим значением.

Задачи:

  • Познакомить детей с народным праздником масленица, обычаями и фольклором наших предков.
  • Способствовать приобщению к традициям отечественной культуры.
  • Совершенствовать умение работать кистью и красками.
  • Развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки.
  • Воспитывать духовно-нравственные качества.

Тип урока: открытие новых знаний.

Наглядные пособия:

Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т.д.)

Рисунки детей с изображением проводов Масленицы; статьи, иллюстрации о Масленице, декорации деревни.

Оборудование и принадлежности: Презентация «Широкая Масленица», подборка слайдов с репродукциями картин русских художников о Масленице, музыкальное оформление - русская народная песня «Ой, блины, блины, блины…», П.И. Чайковский «Масленица», фрагмент мультфильма «Ишь ты, Масленица!».

Листы ватмана для создания эскизов Павловских платков.

Павловские платки на плечи для всех учащихся, русские народные костюмы для танцующих, костюм Масленицы.

Магнитофон с записями народной музыки.

 

Ход урока

Организационный момент. Приветствие обучающихся.

Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из интересных и веселых праздников! Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длится семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гуляния. Это народное торжество посвящено встрече весны и выпеканием вкусных блинов.

Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Сейчас расскажу вам историю возникновения праздника, основные обряды и символы. (Параллельно на экране презентация).

В целом русская Масленица ХIХ в. представляла собой сложный комплекс, состоящий из элементов, разных по происхождению, времени и функции. Из них можно выделить следующие:

  1. Встреча Масленицы.
  2. Создание ритуального чучела Масленицы.
  3. Проводы Масленицы.
  4. Уничтожение чучела Масленицы.
  5. Катание с ледяных гор и на лошадях.

Что же такое масленичный блин?

Блины стали самой первой выпечкой из муки. Разновидности блинов есть у каждого народа мира, который научился перемалывать зерна. Кому принадлежит первенство, сейчас сложно сказать, но считается, что само слово блин имеет славянское происхождение и появилось от слова «млин» (молоть).

Традиционно славянские народы готовили блины из опары — дрожжевого теста. Приготовление самой опары было связано со множеством обрядов и заговоров, призванных сделать блины вкусными, а тех, кто их съест, здоровыми и счастливыми.

Первый блин на масленицу.

Есть версия, что знаменитая поговорка «На масленицу первый блин комом» изначально звучала по- другому: «Первый блин комАм», а не кóмом. Комами раньше называли медведей. В это время они еще спали, но наши предки считали, что если после пробуждения медведь съест принесенный ему масленичный блин, то не пойдет голодным в сторону людских поселений и не нанесет никакого урона. Поэтому блины оставляли в лесу или у берлоги. В славянской традиции очень большую роль отводили умершим предкам. Поэтому и первый блинчик было принято готовить именно для них.

Празднование масленицы проходит неделю, и каждому дню свойственно обозначение.

Понедельник звали «встречей». В этот день первый блин всегда отдавали малоимущим.

Во вторник — «заигрыши» — проходили смотрины невест и обряды сватовства.

Среда — «лакомка», когда теща звала к себе зятя и других гостей.

С четверга — «разгула» — Масленица считалась широкой, люди прекращали любые хозяйственные работы, обычай призывал предаться гуляниям.

В пятницу — «тещины вечерки» — теща приходила с ответным визитом к молодым, а в субботу — «золовкины посиделки» — невестки приглашали золовок. Как видите, Масленица не только была праздником народных забав, но еще и имела огромное значение для сближения больших семей славянских народов.

Воскресенье, конечно, было самым долгожданным днем и самым насыщенным. Он посвящен проводам зимы и знаменует самые широкие и веселые гуляния.

Масленица: концептуальная составляющая обряда.

Как было сказано выше, праздник пришел к нам из древности. Его обрядовая составляющая довольно многогранна и сложна. В центре обычая – идея о начале нового года, цикла. Отсюда и другая сторона – побуждение плодородия в природе (человек так же относится к природным составляющим). Не менее значимы и некоторые элементы культа древних славян, до сих пор сохранившиеся в обрядах масленицы. Стоит отметить, что для большинства традиционных религий характерно соотношение нового года и ритуалов, посвященных творению мира, обновлению вселенной, отказу от прошедшего. В обрядах масленицы уничтожение старого и стимуляция возрождения, плодородия переданы множеством деталей. К ним можно отнести сожжение мусора и чучела Масленицы. Важную роль в данной концепции играет поминальная составляющая масленицы. Считалось, что умершие, находящиеся одновременно и в земле, и в потустороннем мире, могли оказывать влияние на плодородие земли. Отсюда особое, почетное отношение к предкам, множество поминальных обрядов.

Ребята, знаете ли вы традиции масленицы? (Учащиеся отвечают на вопросы).

Народные традиции на масленицу.

Семейные традиции.

Очевидно, что семейным традициям в масленицу уделяется большое внимание. Тема любви и брака нашла отражение во множестве обычаев. Так, например, в масленицу чествовали молодые семейные пары. Их подвергали различным забавным испытаниям: устраивали смотрины, валяли в снегу, заставляли целоваться на людях, забрасывали их соломой или лаптями, и даже устраивали «целовальник», когда гости могли целовать молодую жену. Молодые люди и девушки, не вступившие в брак в течение прошедшего года, претерпевали «наказания» в форме различных обрядов-испытаний.

Особые обычаи.

К особым обычаям относится целый ряд потех. Главное место среди них занимает катание на санях. Разномастные упряжки мчались по селу или городу наперегонки. В центре внимания были, однако, молодые семьи, образовавшиеся проходящей зимой. Пары организовывали своеобразные показы, делали визиты родне. Бывало, что жених вывозил в свет свою будущую жену, на удивление народу. Таким образом, молодожены или будущие новобрачные словно заручались всеобщим одобрением и благословением.

Еще один веселый обычай – катание с горок. Это излюбленное занятие и детей, и взрослых. Катание с горок на масленицу во все времена было повсеместным обычаем. В нем принимали, как правило, участие все, от мала до велика. Катались на больших и маленьких санях, коротких бревнах, коробках с намороженным дном, кусках льда из реки, опрокинутых скамейках. Интересно, что ребятишки катались с горок всю неделю, а взрослые – лишь со среды. Молодожены, по обычаю, скатывались один раз.

А были ли вы, на ярмарках, проходящих в нашем городе? Сейчас я познакомлю вас, с особенностями ярмарки у предков.

Ярмарка.

Давняя традиция – на масленицу устраивать угощение у дома, ходить друг другу в гости. На улицах сел и городов на масленицу торговали всевозможными соленьями, пирогами, блинами, сбитнем и другими вкусностями. Веселье проходило на ледяных горках и в балаганах, людей развлекали скоморохи. В наши дни ярмарки проходят так же весело и с размахом. Народные гулянья, концерты, угощение блинами и чаем из самовара – неотъемлемая составляющая многих современных ярмарок. Публику развлекают не только профессиональные артисты, но и самодеятельные граждане. А в Прощеное воскресенье можно полюбоваться вещами, созданными народными умельцами, и даже приобрести что-нибудь на память.

Ребята, я предлагаю вам окунаться в атмосферу гуляний. У вас на плечах накинуты платки. Давайте изобразим узоры Павловских платков. Разделимся по- парам, и на листах нарисуем платки с узорами. (Учащиеся работают с картинками, и рисуют платки).

По окончанию урока, работы учащихся развешивают на стенде.

Урок «Произведения художников, олицетворяющие и символизирующие масленицу»                                                      

Цели: показать особенности изображения праздника в живописи художников; познакомить с традициями русского народа; эстетическое воспитание.

Задачи:

  • Обучающие: познакомится с произведениями художников, закреплять знания по составлению сложных композиций с применением знаний в работе над коллажем.
  • Обобщить и повторить материал по ДПИ.
  • Закреплять знания по выделению цветовых акцентов в композиции;
  • Ппознакомить с традициями русского народа;

Тип урока: открытие новых знаний.

Наглядные пособия:

Предметы художественных народных промыслов (Павловские платки, хохломская посуда, матрёшки, дымковские игрушки и т.д.)

Рисунки детей с изображением проводов Масленицы; статьи, иллюстрации о Масленице, декорации деревни.

 

Если спросить у любого прохожего, что такое “Масленица”, каждый, наверное, ответит – это блины. Так оно и есть, но не только. Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных обильных угощенийМногие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят вглубь нашей истории. Как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были: кулачные бои, поедание на время блинов, катания на санях, лазанье на столб за призом, игры с медведем, сжигание чучела, купание в прорубях. Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

В целом русская Масленица ХIХ в. представляла собой сложный комплекс, состоящий из элементов, разных по происхождению, времени и функции. Из них можно выделить следующие:

  1. Встреча Масленицы.
  2. Создание ритуального чучела Масленицы.
  3. Проводы Масленицы.
  4. Уничтожение чучела Масленицы.
  5. Катание с ледяных гор и на лошадях.

Для того чтобы лучше представить как праздновалась Масленица предлагаю вам посмотреть подборку картин известных художников на тему Масленичных гуляний.  

Анализ картин Б. Кустодиева.

«Масленица» (1916г.)

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева "Масленица" была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни. Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева "Масленица" - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

«Масленица» (1919г.)

А теперь посмотрите на репродукции картин Б.М. Кустодиева, на которых разворачивается масленичное веселье.

Каким настроением наполнены его картины? Какие чувства они вызывают? Что сразу бросается в глаза? Какие краски и тона преобладают?

Ребята делятся впечатлениями, а затем один из них подводит итог, стараясь построить связный рассказ.

Сразу бросается в глаза многоцветье. Ликование ярких красок: на изумрудно-зеленом небе золотые и розовые закатные облака; снег – то бледно-сиреневый, то нежно-голубой, то розовый. На переднем плане мы видим сани, желтые с красными цветами; возницу в синем кафтане и в шапке с ярко-красным верхом; едущие в санях что-то рассматривают, возможно, какое-то праздничное действо.

На горке кипит мальчишеский бой, летят снежки. А внизу – карусель, толпы у балагана, торговых рядов. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Когда смотришь на картину Б.М. Кустодиева, кажется, что и сам принимаешь участие в этом праздничном гулянье, слышишь песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц, которые всполошили птиц.)

Художник идеализирует праздник - народное гулянье. Праздничность искусства Б. М. Кустодиева воспринята им от народного мироощущения и уходит корнями в народную художественную культуру. Из лубочной росписи пришли в творчество Б. М. Кустодиева орнаментальность его полотен, декоративное понимание пространства и формы, смелость сочетаний локального цвета.

Я думаю эти понятия (лубочная роспись, орнаментальность, декоративное понимание пространства и формы) не надо объяснять, а вот что такое локальный цвет давайте вспомним. (ответы учащихся)

Посмотрите на репродукции (раздаточный материал). Что дает это сочетание “чистых” цветов? (ответы учащихся)

Его произведениям присущ лукавый юмор. Давайте поближе рассмотрим репродукцию. В “Масленице” афиша с изображением силачей перекликается с вывесками трактира и булочной.

Найдите, в чем же здесь кроется шутка? (ответы учащихся)

Свою подпись Б. М. Кустодиев с присущим ему озорством помещает над витриной магазина, где продают деликатесы. Он шутит вместе с нами.

Такое сочетание “чистых” цветов дает прежде всего сочную насыщенность колорита.

Как вы видите, связь с народной художественной культурой является ключевой в творчестве Б. М. Кустодиева. Для него суть народного искусства - умение радовать. Конечно же он видел в жизни и дождь, и слякоть, и пьяное мужичьё, и грязные мостовые. Но ничего этого не допускал в свое искусство - он творил образ России в радости.

Питер Брейгель "Битва Масленицы и Поста" (1559)

В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. Масленица, пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение Поста — худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к Масленице свое оружие — лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.

В.И. Суриков "Взятие снежного города".

Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу. По центру картины собралась нарядная толпа крестьян - в белых тулупах, полушубках, меховых ушанках, красивых цветастых платках. Почти все с восхищением смотрят на всадника в высокой собольей шапке, который берет снежное препятствие на черном скакуне. Он прорвался через толпу защитников городка, "вооруженных" ветками и палками. Конь его вздыблен, немного напуган толпой и, наверное, тем, что ему приходится перескакивать через снежное строение, разбивая его копытами. За казаком следует целая толпа победителей, все смеются, улыбаются, им весело. Все знают, что в конце концов городок будет разрушен, его для этого и строили.

В каких тонах и цветах художник передал настроение картины?

Сегодня мы создадим коллективную работу «Масленица». Для этого разобьёмся на 3 группы:

1 группа будет работать над композицией «Масленичные развлечения» 2 группа – «Катания на тройках» 3 группа – «Угощение на столах».

Для создания более комфортной атмосферы во время работы показывается фрагмент мультфильма «Ишь ты, Масленица!»

Выставка работ.

Анализ работ, что получилось, на что необходимо обратить внимание. (Лучшие работы детей вывешиваются на доску).

Урок-спектакль «Зимние забавы».

Культурно-историческая память находит подтверждение в фотографиях, изобразительном искусстве, костюме, кинематографе. Особая форма репрезентации культурно- исторической памяти – это массовые зрелищные представления и праздники, в которых соседствует некоторая историческая истина и воображение режиссёра-постановщика, исполнителей действия. Культурная память — это не только один из главных источников, через который передается опыт и сведения о прошлом, но и самая важная составляющая самоопределения человека, социальной группы и общества в целом. Запечатленные коллективной памятью образы событий выступают в качестве интерпретационных моделей, позволяющих ориентироваться в современном мире. Историческую память можно рассматривать как сложный исторический и культурный феномен, связанный с осмыслением исторических событий и исторического опыта (реального или воображаемого), и одновременно как продукт управления массовым сознанием в политических целях. Принято различать несколько видов реконструкции.

1) Реконструкция "пяти шагов". Главный критерий оценки качества - реконструированный комплекс, например, костюм, выглядит достоверным с расстояния пять шагов и далее. Для реконструкции "пяти шагов" вполне допустимо использование машинного шва, не историчных, но похожих на таковые с расстояния материалов и т.п.

2) Реконструкция (в том смысле, в котором она применяется чаще всего). Главные критерии оценки качества - функциональность предмета (возможность столь же эффективно использовать его по назначению, как и исторический прототип), в точности соответствующий прототипу внешний вид, вес, фактура предметов на ощупь. При этом допускается изготовление предметов реконструкции с использованием современных технологий, если это не ведет к нарушению вышеописанных критериев.

3) "Полная" реконструкция. Попытка изготовить предмет, соответствующий историческому оригиналу не только функционально и по внешним свойствам, но и по внутренней структуре, а также по способу изготовления. Например, пластины для доспеха отковываются в кузнице, с соблюдением использовавшейся в реконструируемый период технологии, а не вырезаются из катаного железа, и обрабатываются песком и точильным камнем, а не точильным и полировочным кругом на электромоторе. Весь костюм шьется вручную (в том числе и внутренние швы) аутентичной иглой, ткань для него изготовляется на ручном ткацком станке и т.д. и т.п .

Какой из способов выбирает реконструктор, зависит как от его материальных возможностей, так и от того, какие цели он преследует.

Так, реконструкция "пяти шагов" является достаточной для театральных представлений, уличных шоу, для артистов на заднем плане при съемке фильмов. Для участия в исторических ролевых играх такая реконструкция считается вполне достаточной.

"Полная" реконструкция, наоборот, требует очень больших материальных и временных затрат, мощной материальной и научной базы. Цели такой реконструкции могут быть как рекламные, демонстрационные (используется в некоторых "живых музеях", во время исторических шоу), так и чисто научные. Для использования в рекламных, демонстрационных целях важнее сам процесс, изображение деятельности по изготовлению предмета исторически достоверным способом, а не его результат. Примерами могут служить этнические музеи викингов в Швеции, индейцев в резервациях США и т.п.

Собственно, реконструкция - это компромисс между полной аутентичностью и современными технологиями. Считается допустимым использовать современные материалы и методы изготовления, если это не отразится на историчности функциональных свойств и внешних данных реконструируемого предмета. Реконструкторы обычно стремятся достичь максимальной внешней и функциональной аутентичности при минимальных материальных и временных затратах (то есть, максимально используя современные технологии). Этим видом реконструкции занимаются большинство исторических клубов.

Реконструкцией является только тот предмет, комплекс предметов, который сделан на основе достоверных сведений. Главная проблема при работе с источниками - то, что древние вовсе не ставили себе целью донести до нас подробности своей жизни и быта.

При реконструкции используются четыре основных источника.

1) Сохранившиеся до нашего времени образцы из коллекций.

2) Археологические данные.

3) Синхронные изобразительные источники.

4) Синхронные письменные источники.

Сохранившиеся до нашего времени образцы из сокровищниц, коллекций, музеев - это замечательный источник для реконструкции. Главное достоинство таких предметов - их хорошая сохранность. Идеальными предметами подобного рода являются реликвии - вещи знаменитых людей или связанные с каким-либо событием. Основной недостаток этого источника - цельных образцов, дошедших до нас в коллекциях, мало.

Археологические данные: результаты раскопок фиксируются строго формализованным образом и лишь затем обрабатываются. Ведь очень многое нам могут рассказать о предмете место его находки, археологический слой, в котором он найден, и весь комплекс найденных рядом предметов. Менее ценными являются случайные находки, данные по которым не были формально зафиксированы в соответствии с требованиями археологии. Даже датировка таких предметов крайне трудна, а порой невозможна.

Главная проблема археологических данных - плохая сохранность предметов. Кожа, ткань, нитки, бумага, береста и другая органика разлагаются, если только не помещены в среду без доступа влаги, или в среду без доступа кислорода, т.е. для их сохранности требуются очень редко встречающиеся почвенные условия.

Нужно учитывать то, что искусство древних далеко не всегда было реалистичным. Бедность изобразительных приемов, средств, схематичность изображения, следование канону в ущерб реалистичности - эти факторы необходимо учитывать при использовании изобразительных источников. Кроме того, художнику свойственно проявлять фантазию, и не всякий художник вникает в тонкости устройства доспехов и кроя рубах, которые он изображает.

Синхронные письменные источники (хроники, жизнеописания, описи имущества, завещания и т.п.). Основная сложность при работе с такими источниками в том, что язык и жизненный уклад с течением времени существенно изменяются. Значения многих терминов, употребляемых в письменных источниках, были утрачены или значительно изменились. Оценка событий, само восприятие мира могли существенно отличаться от нашего, современного восприятия. Для того чтобы правильно понять письменный источник надо быть хорошо знакомым с материальной и духовной культурой, системой ценностей, историей общества, в котором он был создан, понять, кем и для чего этот текст был написан.

Дополнительным источником по реконструкции могут служить монографии общепризнанных специалистов по истории костюма, быта, вооружения, доспеха и т.п. Такие исследования позволяют сформировать общее представление о теме исследования, и познакомиться с признанным на данный момент мнением по тому или иному вопросу.

Рисунки современных художников и тексты современных авторов (особенно художественные и публицистические) не могут служить достоверными источниками для реконструкции. Достоверная информация в подобных источниках может вообще отсутствовать или она может быть перемешана с общепринятыми стереотипами, ошибками, собственными авторскими домыслами, что сильно сбивает с толку доверчивого исследователя.

Рассмотрим, какие источники могут быть полезны для реконструктора на примере реконструкции средневекового русского костюма. Ниже приведен ряд наиболее доступных из известного автора достоверных источников по этой теме. Источники, в соответствии с вышеприведенной классификацией разбиты на 4 группы.

1) Коллекции.

Музеи - ГИМ, Оружейная палата, Эрмитаж, другие центральные музеи, краеведческие, исторические музеи и музеи народного творчества областных и районных центров. Каталоги выставок отечественных и иностранных музеев. Материалы о коллекциях из Интернет (сайты музеев, сайты по продаже антиквариата).

2) Археологические данные.

Серия книг "Археология СССР", работы известных археологов, таких как Кирпичников А.Н., Рабинович М.Г., Арциховский А.В., Седова М.В., Янин В.Л., Рыбаков Б.А., Лебедев Г.С. 

3) Изобразительные источники.

Гравюры из летописей. Иконы. Настенная роспись, мозаика. Рисунки на бересте. Синхронные зарубежные источники с изображениями русских людей. Все это можно найти в каталогах и книгах по искусству Древней Руси и сопредельных стран. 

4) Письменные источники.

Летописи (русские, византийские, арабские), грамоты, описи имущества, завещания, договора, частная переписка, кроильные книги, "Домострой", разрядные книги, воспоминания иностранцев о России.

Хорошим подспорьем для реконструкции также могут служить фольклорные и этнографические материалы. К ним относятся былины, сказки, исторические песни (академические, а не адаптированные издания); материал по костюму и быту, собранный этнографическими экспедициями (Пармон Ф.М. "Русский народный костюм" - М., 1994; энциклопедия "Русский традиционный костюм" - СПб., 2001; этнографический сборник "Русские" - М., 1999).

Дополнительный источник по реконструкции костюма - собственно исследования по истории костюма. Наиболее интересны следующие монографии Костомаров Н.И., Забелин И.Е. "О быте и нравах русского народа" - М., 1996; Пушкарева Н.Л. "Женщины Древней Руси" - М., 1989.
Интересные для реконструктора материалы могут встретиться в периодических изданиях: газета "История" (приложение к газете "1 Сентября"), журналы "Родина", "Man at arms", "Цейхгауз", "Империя истории".

Основным методом научного исследования при исторической реконструкции является анализ источников. Информация, полученная из разных источников, сопоставляется между собой. В случае если удается найти соответствие между археологической находкой и данными изобразительных, письменных источников, получается наиболее полная, исчерпывающая картина. Но для этого необходимо установить и доказать соответствие между найденным предметом и его изображением в изобразительных источниках, его названием в письменных источниках. Тогда мы будем обладать всей полнотой доступных нам данных, об этом предмете.

Помимо вышесказанного, движение исторической реконструкции выступает средством для диалога современности с историческим прошлым.

 Ис­торическая реконструкция представляет собой наиболее эффек­тивные возможности для межкультурной коммуникации между прошлым и настоя­щим, поскольку обеспечивает:

  • на репродуктивном уровне (пре­имущественно через аудиальный и визу­альный каналы в качестве объекта дея­тельности) - понимание как способность к восприятию нового исторического знания; узнавание с опорой на описание действий, подсказку; воспроизведение через выработку умений применения информа­ции в ранее рассмотренных типовых си­туациях;
  • на продуктивном уровне (через непосредственную вовлеченность в про­цесс исторической реконструкции в каче­стве субъекта деятельности) - практиче­ское применение приобретенных знаний и умений в новых ситуациях (игровых, жиз­ненных) и творчество как процесс созда­ния новых правил, алгоритмов действий, т. е. продуцирование новой информации.

У каждого реконструктора наличест­вует ценностно-смысловая установка на коммуникацию с историческим образом, соответствующим выбранной эпохе и ре­гиону. Выбор индивидуальных средств коммуникации с историческим образом приводит к формированию личностного стиля самовыражения реконструктора. В частности, невербальное самовыражение реконструкторов реализуется путем вы­бора видов вооружения, амуниции, снаря­жения, стиля одежды и «образа историче­ской реконструкции» в целом. Сюда же, уже в меньшей степени, можно отнести жестикуляцию и мимику как элементы ро­левой игры: например, синхронность и упорядоченность движений солдат эпохи Нового времени, знаменитая «наполеонов­ская поза» или любимая поза Павла I: де­монстративно-бравая, со вздернутой голо­вой, картинно отставленной в сторону ру­кой с тростью или скипетром (как на порт­ретах кисти С. С. Щукина, Н. И. Аргунова, В.Л. Боровиковского). Внешние атрибуты в виде одежды, оружия и прочего они - лишь проводники в мир исторического персонажа. Настоящая эм­патия реконструктора основана на предпо­ложении, что в определенных обстоятель­ствах люди переживают одинаковые ощу­щения, чувства, мысли, отношения. Так во внутреннем мире реконструктора возни­кают неформальные межкультурные взаи­моотношения, построенные на точке пере­сечения временных (исторических) и гео­графических (национально-культурных) координат. Так в сознании одного чело­века диалог культур от общего уровня рас­суждений преобразуется в реальный кросс- культурный диалог.

В практике исторической реконструкции, на данный момент, сформировалось два основных направления: так называемая, живая история («living history») и непосредственно военно-историческая реконструкция. Интерес и востребованность военно-исторической реконструкции, как правило, возникает с приближением юбилейных дат истории, связанных с военными кампаниями, победами. В пример можно привести 200-летие Бородинской битвы (2012 год), начало Первой Мировой войны (2014 год), 70-летнему юбилею Победы советского народа в Великой Отечественной Войне (2015 год). Создается своего рода волнообразный интерес к военно-исторической реконструкции. Военно-историческая реконструкция одна из самых действенных форм изучения военной истории. Исследователь Д.А. Николаев, в своей работе заявляет, что военно-историческая реконструкция является составной частью военно-исторической антропологии и позволяет изучать «человека войны».

Одним из позитивных результатов военно-исторических реконструкций является исполнение патриотико-воспитательной функции. Формирование чувства патриотизма происходит на основе понимания роли России в мировой истории. Через игровой процесс в военно-исторической реконструкции можно увидеть определенное отношение личности к событиям прошлого и окружающей его действительности в целом. Задача заключается в том, чтобы сохранить культурную и историческую память. Это очень важно, поскольку, не осмыслив прошлое, трудно осознать настоящее и построить будущее. Культурная память, является неотъемлемой частью культуры любого общества. Важное место в реконструкторском движении занимают военно-исторические фестивали. Большинство отечественных клубов военно-исторической реконструкции воссоздают эпоху в целом, без акцента на каком-либо крупном историческом факте, участвуя в различных точечных турнирах и больших мероприятиях, приуроченных, например, к определенной дате. Однако встречаются и такие организации, которые с течением времени наработали серьезную базу и стали, своего рода, центрами сохранения исторического и культурного наследия России.

Воссоздаваемая атмосфера XIV в. на фестивале охватывает историческое фехтование, конкурсы исторической кухни и костюма и пр.

 За время существования реконструкции возникло несколько традиционных фестивалей, проводимых ежегодно, например, «Бородино» или «Куликовская битва». В то же время появляются новые фестивали, которые стремительно завоевывают популярность, как среди российских, так и зарубежных реконструкторов.

Урок-миниатюра «Зимние забавы» посвящен празднованию масленицы. Живая картина, инсценированная обучающимися по произведению Б.М. Кустодиева «Масленица». Художник изобразил зимний день, когда отмечают Масленицу.  Это народный праздник проводов зимы.  В этот день люди гуляли, отдыхали, ели блины.  Масленица – очень весёлый и красивый праздник.

На переднем плане картины изображены люди, нарядно одетые, увлечённые беседой.  Тут же едет тройка лошадей, которой управляет ямщик.  Лошадки очень красиво смотрятся на белоснежном снегу.  Они богато украшены: сбруя с бубенцами, дуга с колокольчиками, красные попоны. Вдали скачут белые лошади, они везут сани с двумя седоками. Вокруг много народа.  Кто-то собрался в гости, другие идут за покупками. Большая толпа около здания театра: люди пришли посмотреть на выступление борцов. Работают магазины, продуктовые лавки, в которых идёт бойкая торговля. 

На заднем плане изображено здание храма. Оно красиво смотрится на фоне снега и деревьев, покрытых инеем.  Вообще, на картине очень много снега.  Он везде: на крышах домов, на деревьях, земле.  Обилие снега делает это полотно таким зимним, нарядным, ярким.  Кажется, сейчас подует ветер, и с деревьев посыплется колючий снежок. Учащиеся на время урока становятся участниками событий. Погружаются в атмосферу уклада и быта Руси 17-нач 18вв. Масленица ‑ самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю.  Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка".

Неотъемлемой частью праздника были катания на лошадях, на которых надевали самую лучшую сбрую. Парни, которые собирались жениться, специально к этому катанию покупали сани. В катанье непременно участвовали все молодые парочки. Также широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катание молодежи с ледяных гор. Среди обычаев сельской молодежи на Масленицу были также прыжки через костер и взятие снежного городка.

В XVIII и XIX вв. центральное место в празднестве занимала крестьянская масленичная комедия, в которой принимали участие персонажи из ряженых ‑ "Масленица", "Воевода" и др. Сюжетом для них служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие‑то реальные местные события.

Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.

Блины являются основным угощением и символом Масленицы. Их пекут каждый день с понедельника, но особенно много с четверга по воскресенье. Традиция печь блины была на Руси еще со времен поклонения языческим богам. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.

Каждая хозяйка по традиции имела свой особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Пекли блины в основном из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки, сливки.

При написании сценария автор пользовался обширной литературой по данной эпохе.

Главное в инсценированном уроке – звучащая музыка. Учащиеся здесь одновременно и зрители, и активные участники действия.

Театрализованная форма урока, по мнению автора, позволяет создать эмоциональную и духовную атмосферу, царившую на гуляниях народа в которой участники захвачены событиями, они радуются и веселятся. Этому способствует не только музыка, не только произведения живописи, но и костюмы.

Действующие лица:

  • Девица
  • Юноши
  • Торговцы
  • Купцы

Сценарий.

Перед нами открывается вид народных гуляний. Каждая группа занята своим делом. Мы видим, что каждый обучающийся представлен в своем образе. Группа девиц-красавиц, румяные в сарафанах, на плечах у них расписные платки, укутанные в кафтаны, о чем- то оживленно беседуют, наблюдают за группой юношей, которые расположились немного поодаль от них. Юноши, в шапках-ушанках, в рубахах собираются играть. Немного позади у забора располагаются купцы в красочных кафтанах, они обсуждают недавно прошедшую ярмарку. В руках у них угощения и горячий чай. Торговцы, за своими прилавками раздают угощения в виде петушков и сушек, у некоторых на подносах блины. Вся эта сценка погружает нас в атмосферу празднования и забав.

Библиография:

  1. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М.Забелиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. Симферополь, 1992.
  2. Степанов Н. П. Народные праздники на святой Руси. – СПб., 1900.
  3. 7. А.М. Турков. Кустодиев. М.: Искусство, 1986.
  4. Государственный русский музей. Альбом. М.: Изобразительное искусство,2000.
  5. Померанцева Э. В. О русском фольклоре. – М., 1977.
  6. Праздник русской зимы / Курское обл. упр. культуры. – Курск, 1962.
  7. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. – М., 1976.
  8. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХІІ-ХІІІ вв. – М., 1993.
  9. Рыбакова Э. Л. Программа "Звуковая мозаика". – СПб., 1994.
  10. Рытов Д. А. Традиции народной культуры. – М., 2001.
  11. Терещенко А. В. Быт русского народа. Вып. I-VIII. – М., 1847-1848.
  12. Славянская мифология: справочник / Сост. Л Вагурина – М., 1998.
  13. Персонажи славянской мифологии: Рис. словарь / Сост. А. А. Кононенко и др. – Киев, 1993.
  14. Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад / под ред. Л. П. Репиной. - Мо¬сква: Кругъ, 2010.
  15. Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика - М.: Кругъ, 2011. -560 с.