Виртуальная экскурсия в осенний лес

Дата публикации: 2019-10-12 07:46:53
Статью разместил(а):
Желтухина Маргарита Владимировна

Виртуальная экскурсия в осенний лес

Автор: Желтухина Маргарита Владимировна

МКОУ «Ульяновская СОШ № 1, п. Ульяновка, Тосненский район, Ленинградская область

 

Цель: обобщить знания детей об изменениях в природе осенью; расширить знания о растительном и животном мире; воспитывать бережное отношение к природе. 

Планируемые результаты: обучающиеся осознают необходимость бережного отношения к природе, научатся наблюдать изменения в неживой и живой природе осенью и устанавливать взаимосвязь между ними.

Предварительная подготовка: дети заранее готовят стихи об осени, рассказы о растениях и животных.

Ход урока

1. Орг. момент. Целеполагание.  

Петербургская синица нам прислала веб-страницу. Кто осилит? Кто умен? Мы сейчас урок начнем. 

Ребята, урок хочу начать с загадки:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся.

Это время года как у нас зовётся? (Осень)

Мы сегодня вспомним, какие изменения осенью происходят в природе. Но, сначала скажите, какая бывает природа? (Живая и неживая)

Работа в парах. Перед вами лежат листочки. На них записаны слова, обозначающие предметы живой и неживой природы. Подчеркните зелёным карандашом предметы живой природы, а предметы неживой природы – красным. (Солнце, ветер, вода, человек, небо, камни, воздух, растения, животные, облака, земля). (Самопроверка по слайду 2)

(Слайд 3) Какие осенние изменения происходят в природе? Ученик (Летом небо голубое, много ясных дней, осенью небо затянуто тучами, чаще пасмурно. Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы. Осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода теплая, осенью температура понизилась. Бывают туманы.)

(Слайд 4) Ребята, а какого цвета осень? Что вы можете ответить на этот вопрос?

- Летом вокруг было много зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски. Кажется, что весь мир состоит из ярких, разноцветных листьев. Краски эти нам дарят растения.

Работа в группах. Игра «Найди лишнее».

А сейчас я хочу проверить, можете ли вы отличать хвойные и лиственные растения. На листочках записаны группы слов. В каждой группе вы должны вычеркнуть лишнее слово.

Берёза, осина, липа, сосна.  Клён, ива, рябина, ель.   Кедр, ольха, берёза, клён.

Игра «Угадай растение».

(Слайд 5) В осеннем лесу можно собрать коллекцию листьев. Рассмотрите их, прочувствуйте красоту природы и определите, какому растению они принадлежат. (Клен, рябина, дуб, осина, береза)  Проверка выполнения задания. 

Итак, какие вы знаете растения? Назовите лиственные растения?

На деревьях осенью могут быть листья таких цветов:

Берёза, липа - листья золотисто-жёлтые.

Рябина - листья красновато-бурые.

Дуб - бронзовые.

Осина, клён - жёлтые, оранжевые.

Но хвойные растения не поменяли свою окраску и весело зеленеют на этом «карнавале».

Мы совершим виртуальную экскурсию в осенний лес. Как вы думаете, какие цели мы поставим перед началом нашей необычной экскурсии? (Узнать, как насекомые, звери и птицы готовятся осенью к зиме, какие изменения происходят в неживой природе)

Давайте вспомним правила поведения в лесу, в парке.

(Слайд 6) Ученик: Правила друзей природы:

·       Не ломать ветки деревьев и кустарников, не рвать травянистые растения.

·       Не сбивать грибы, даже несъедобные.

·       Не обрывать паутину и не убивать пауков.

·       Не шуметь в лесу и не пугать птиц.

(Слайд 7) Все яркие краски мы можем увидеть, если войдём в лес. Очень красив осенний лес.

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный.

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. (Иван Бунин)

2) Работа по теме урока. Итак, мы отправляемся с вами в осенний лес. 

(Слайд 8) В солнечную погоду можно увидеть множество летающих паутинок с небольшим паучком на одном конце. Это явление характерно для бабьего лета.

Ученик:У многих видов паучков к осени выходят к осени крошечные паучата. Малыши не могли бы расселиться по лесу и полю, передвигаясь на своих крошечных ножках. Каждый паучок взбирается на стебелёк и выпускает из брюшных паутинных бородавок струйку особой жидкости, быстро затвердевающей на воздухе в виде нити. Её подхватывает ветерок и поднимает вместе с паучком. Так как паучки очень лёгкие, они уносятся далеко от места своего рождения. По пути паутинка где-нибудь зацепится за ветку и оборвётся, а паучок спустится на землю. К наступлению холодов он успеет заползти в расщелину коры, где и перезимует.

(Слайд 9) Ученик: Еще летом долгоносик продырявил мягкие стенки своим твердым хоботком и отложил внутрь желудя или ореха яйцо. Из яйца вышла личинка, которая все лето питалась мякотью плода, а осенью продырявила оболочку и уползла в землю, где и перезимует. Весной она превратится в куколку, из которой выведется долгоносик, и снова повредит молодые желуди или орехи.

(Слайд 10) Ученик: На соцветиях чертополоха можно увидеть шмелей. Они питаются нектаром и цветочной пыльцой: пачкаясь в ней, они переносят пыльцу и опыляют растения. Большое значение шмели имеют как опылители клевера, без них это кормовое растение не приносит семян.

(Слайд 11) Ученик: Несмотря на увядание природы, осенью на обочинах дорог можно найти цветущие растения и полюбоваться ими. В сентябре   можно встретить цветы дикого цикория, трехцветные фиалки, розовые вьюнки, лиловые чертополохи. А лес украшает ландыш, но не цветами, как весной, а красивыми оранжево-красными ягодами. Осенью их поедают лесные птицы. Для человека ягоды ландыша ядовиты.

А какую съедобную ягоду можно увидеть в лесу осенью? (Бруснику)

(Слайд 12) Ученик: Осенью брусника цветет второй раз. Её бело-розовые цветки собраны в верхушечные кисти. Плоды привлекают глухарей, рябчиков, а также барсуков, белок, медведей.

А какая ягода созревает осенью на болоте? (Клюква)

(Слайд 13) Ученик: В сентябре клюква еще незрелая. Она созревает поздней осенью. Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху. Они заметны издалека, а на чем растут – невидно. Только присмотревшись, увидишь, что на моховой подушке протянуты тонкие стебельки, на них - маленькие блестящие листики.

О какой ягоде так говорят? В сенокос горька, а мороз - сладка, что за ягодка? (Рябина)

(Слайд 14) Ученик: Плоды рябины могут долго висеть на ветках после опадания листьев. Горьковатый привкус смягчается, когда ягоды прихватит легкий морозец.

(Слайд 15) Физминутка:

Мы осенние листочки, мы осенние листочки,

Мы на веточке сидели, ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали, а потом летать устали.

Перестал дуть ветерок- мы присели за урок.

Продолжение работы по теме урока.

(Слайд 16) Какие звуки мы можем услышать в осеннем лесу?  Давайте с вами сейчас закроем глаза и послушаем, как звучит осень. («Звуки осени»)

Самый главный звук – шуршание листьев. Холодный дождик стучит по листьям. Животные готовятся к зиме. В лесу можно услышать дятлов. Их крепкий клюв долбит кору деревьев, а длинный язык достает из-под коры насекомых. Интересно, что дятлы выдалбливают свои дупла в стволах погибших или больных деревьев, никогда не трогая здоровые. Слышны прощальные крики птиц.

(Слайд 17) Почему крики птиц прощальные? Как называются птицы, которые осенью улетают? Почему они улетают?

Отгадайте загадки.

1. Угадайте, что за птичка

Тёмненькая, невеличка.

Беленькая с живота

Хвост раздвинут в два хвоста… (Ласточка)

2. Между веток новый дом

Невелик, дверей нет в нём

Кто в том домике живёт?

Кто весною там поёт?  (Скворец)

3. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней.

Кто же это? (Соловей)

4. Листья медленно с крон облетают

И мороз приударил в ночи.

Собираются в шумные стаи

Перед дальней дорогой … (Грачи)

Кроме этих птиц улетают в тёплые страны журавли, гуси, утки, кукушки.

На земле, кроме опавших листьев, можно увидеть и плоды: под дубом – жёлуди, под кустами орешника – орехи.  

(Слайд 18) Ученик: Собирая орехи, можно обнаружить пустые скорлупки, внутренность которых выедена мышами или белками. Попадаются и расколотые скорлупки с остатками выеденного ореха. Это работа белочки, которая зубами вонзилась в скорлупку, разломила ее на две половинки, а затем съела содержимое.

(Слайд 19) Ученик: Осень - пора подготовки к зиме. Некоторые звери и птицы делают свои зимние запасы.  Они прячут их в укромные места: в дупла деревьев, в мох, под кучи осенних листьев. Они пригодятся их владельцам в холодное и голодное время зимой, поэтому трогать кладовые не следует.

Игра «Отгадай животное».

Сейчас  я буду рассказывать о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. А ваша задача — отгадать, о каком звере идет речь. Слушайте внимательно до конца.

(Слайд 20) Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть непросто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой шерстью. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши — черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир — готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Уничтожаю очень много личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно ложиться спать на всю зиму. (Барсук.)

(Слайд 21) Осенью у меня забот немало. Во-первых, я линяю. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос — сладкий медок. Накоплю жирку, и можно ложиться спать в берлогу. Жир — это запас пищи на всю зиму. (Медведь.)

(Слайд 22) А я к зиме меняю шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы меня от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу — мышей-полевок — я нахожу без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка. (Лиса.)

(Слайд 23) Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобр.)

(Слайд 24) От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в норах, а я ничего этого делать не умею. А врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» — смотрю ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются — не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шерстки вырастает снежно-белая. Кормлюсь я по ночам — так безопаснее, объедаю кору деревьев. (Заяц.)

Игра «Кто где живёт?» (работа в парах)

Перед вами картинки с изображением животных и их «домиков» для проживания. Соотнесите эти картинки, чтобы было понятно, кто где живёт. - Давайте проверим правильность выполнения задания.

(Слайд 25) Итог урока. Рефлексия. - О каком времени года мы сегодня говорили? Что вы    нового узнали? Что понравилось? - Дополните моё предложение:

Для меня урок был… (красочный, познавательный, увлекательный, занимательный, интересный)

(Слайд 26) Домашнее задание: С родителями совершить экскурсию в осенний лес и сделать гербарий из осенних листьев.

(Слайд 27) Инструментальная музыка «Осенний лес». Мастер-класс рисование осеннего леса.