Структура коррекционно-развивающего логопедического занятия

Дата публикации: 2019-09-24 07:14:04
Статью разместил(а):
Дудкина Мария Вячеславовна

Структура коррекционно-развивающего логопедического занятия

Авторы: Дудкина М.В., Денисенко Г.В., Завийская Т.В.

 МБОУ "СОШ № 19"

 

I. Этап подготовки к составлению занятия. 

1. Во-первых, необходимо определить программное содержание (цели или задачи) и тему занятия, принимая во внимание:

·     время года, в период которого создается занятие и наличие приближающихся или недавно закончившихся социальных явлений (праздников и т.п.);

·     дефект речевого развития детей;

·     уровень развития детей;

·     ранее составленный индивидуальный перспективный план работы с каждым из учеников.

Например: занятие по развитию диалогической речи на тему «Семья».

2. Далее формулируем программное содержание (цели или задачи), которое, как и на всех видах занятий, будет включать в себя три вида основных задач: образовательные (обучающие), развивающие, воспитательные, на логопедическом занятии вводится ещё один вид задачи – коррекционные. 

Логичнее начинать формулировать задачи для логопедических занятий с коррекционных.

·        Коррекционные  - указывается работа над ведущим (первичным) дефектом или раскрывается основная цель этапа коррекционной работы. 

Пример:«Совершенствовать умение употреблять звук «р» в словах и фразах».

·        Образовательные (здесь мы можем расширять знания, обогащать представления о предметах и явлениях окружающего и др. Удобно начинать формулировку данных задач со слов: закрепить, обобщить, расширить, уточнить, систематизировать, совершенствовать и т. п. какие-либо программные знания, умения, навыки. 

Пример: «Закрепить определения, характеризующие внешний вид овощей и фруктов».

·        Развивающие . Применительно к дисциплине «логопедия» развитие характеристик голоса, дыхания, фонематического слуха и др. задачи развития речи, часто развивают психические процессы – зрительную, слуховую, тактильную, двигательную координации, внимание, память, восприятие и пр..

Например: «Закреплять умение определения место звука в слове». 

·        Воспитательные  задачи предполагает воспитание в рамках проводимого занятия каких-либо нравственных качеств. (Культуру речевого общения, коллективизм, дисциплину, взаимопомощь, любовь к животным, уважение к труду, дисциплину на занятии и др.). 

Пример: «Воспитывать культуру речевого общения – совершенствовать умение формулировать просьбы».

3. Определившись с задачами, которые необходимо решить на занятии, далее следует подобрать игры, упражнения и задания, которые помогут решить поставленные задачи.

Например: игра «Распредели картинки в домики с буквой Л и буквой Р».

4. Следующий шаг - подбор материала, который потребуется для проведения выбранных игр, упражнений, заданий и достижения ранее определенных задач. Весь материал необходимо будет указать, перечислить, возможно деление материала на демонстрационный и раздаточный.

Например: слайды с изображением диких животных, карточки с изображением домашних животных и т.п.

5. Перед тем как приступить к проведению занятия необходимо запланировать и провести предварительную работу, цель которой заключается в выяснении знаний, умений, навыков детей по выбранной тематике, в систематизации, уточнении знаний всех или некоторых детей и пр. Как правило, это беседы, прослушивание различных произведений, их заучивание, рассматривание картин, экскурсии, наблюдения.

Например: распределить среди детей тексты для предварительного заучивания, отрепетировать выступления учеников.

6. Последнее, что необходимо предусмотреть, это – индивидуальную работу с детьми на занятии. Необходимо учесть деятельность особо развитых детей (задания более сложные или дополнительные); работу с отстающими детьми (выделить их особо слабые стороны, которым будет уделено несколько больше внимания); взаимодействие с «трудными» детьми (подобрать такие приемы работы и их сочетаемость, чтобы  эти дети увлеклись заданиями и смогли избежать конфликтов со сверстниками и педагогами).  

Например: Составьте из предложенных слогов слова. Таня, Витя и Марина делят слова, написанные в карточках, на слоги.

Или пишу себе в конспекте: «Миша К. – качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить за интонацией при выражении благодарности за услугу». 

 

II. Структура коррекционно-развивающего занятия. 

1. Первая часть – организационно-мотивационный момент. 

- Сюрпризный или заинтересовывающий момент  (мотивационный).

- Разворачивание сюжета.

- Актуализация знаний. Постановка  цели.

2. Вторая основная  часть – практическая, информационно-аналитическая. 

- Игры и задания по теме занятия.

- Физминутки (желательно не одна). 

3. Третья часть – оценочно-рефлексивная.      

- Обобщение;

- Общая и поименная оценка детей.                                            

1. Организационный момент (привлечение внимания детей к занятию, отвлечение от тех видов деятельности, которыми дети были заняты ранее; напоминание правил дисциплины; приведение в порядок внешнего вида детей и т.п.).

- Сюрпризный или заинтересовывающий момент (появление героя, персонажа, видеозаписи, конверта, картины, игрушки, прочтение стихотворения, отгадывание загадки и др.)

- Разворачивание сюжета занятия (очень желательно, чтобы занятие было сюжетным или проходило в игровой форме, например, в  форме путешествия).

- Сообщение цели занятия (например, «Отправляемся в лесное путешествие, чтобы побольше узнать о диких животных»).

На одном занятии во вводной части могут присутствовать не все выше перечисленные компоненты.

Таким образом, цель данной части – вызвать интерес к занятию, желание, потребность в предстоящей деятельности, активизировать познавательный интерес, соответствующие эмоциональные проявления.

2. Вторая часть – основная состоит из последовательно сменяющих друг друга игр и заданий, связанных одним сюжетом и целью. Длительность её определяется соответственно возрасту учеников.

Необходимо, чтобы перед каждым заданием учитель формировал перед детьми мотив для деятельности («поможем Незнайке», «расколдуем героя», «научим Таню делить слова на слоги», «узнаем, кто из нас самый ловкий», «узнаем, кто живёт в лесу» и т.п.).  

В ходе основной части необходимо предусмотреть смену видов деятельности противоположных друг другу по степени активности и по участвующим анализаторам.

Например, такой выход в другой вид деятельности: «Вы собрали из рассыпанных слогов слова – названия овощей. Разложите слова-картинки, состоящие из двух слогов,  в жёлтую корзинку, а слова из 3-х слогов – в зелёную».

По мере утомления детей проводится физкультминутка, которая так же должна согласовываться с темой и сюжетом занятия. Количество динамических пауз зависит  от структуры занятия и видов предлагаемых действий.

Так же одним из требований к занятию является степень активности детей – больше делают, думают, догадываются, рассуждают, говорят дети, а не логопед. Учитель создает условия, чтобы ребенок почти все смог сделать сам.

Рекомендуется включение в деятельность как можно большего количества анализаторов – в данном случае усвоенная ребенком информация будет более системной, разносторонней и прочной. 

Например: разучиваем артикуляцию – смотрим в зеркало, слушаем что произносим, рукой контролируем силу выдоха или вибрацию голосовых связок. 

Общая цель основной части решить все задачи, поставленные в программном содержании, и реализовать запланированную индивидуальную работу с детьми.

3. Третья часть – итоговая. Включает в себя:

- Обобщение - вспоминание что делали, чем занимались (дети сами выполняют данное задание по вопросам логопеда). «Что больше всего понравилось?.. Какое задание было самым трудным?.. Чему можно научить родителей или сестру, брата?.. Что запомнилось?.., Что удивило?.. И т.п.) Логопед обобщает ответы детей.

- Создание благоприятного эмоционального состояния (игра, коллективное исполнение песни, танца и т.п.), вызывающего желание еще раз побывать на таком занятии, пережить подобный сюжет.   Домашнее задание, поручение повышает интерес к  тематике занятия.

- Общая и поименная оценка детей в виде анализа (то есть не просто «молодец», а потому что правильно составил слово, выразительно отвечал, составил хорошее описание предмета, составил яркую мнемодорожку и т.п.). Важно:  детей не только хвалим, но и указываем на некоторые их недостатки и советуем (в корректной форме), как справиться с ними.   Оценка очень важна для ребёнка.

 

Формы оценки результатов работы

- в форме эмоционального отношения (улыбка);

- оценочного суждения (словесного поощрения и др. );

- отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п. ).

Информация, полученная в результате оценки, должна выпол­нять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение детей к участию в оценке их учебной деятельности име­ет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточ­няются те или иные знания, развиваются аналитическая деятель­ность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Например: «Ты хорошо справился с заданием. Но, если бы  правильно назвал количество слогов во всех словах, было бы замечательно».