Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Роль взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника

Дата публикации: 2019-09-15 16:01:30
Статью разместил(а):
Михайлова Юлия Владимировна

Роль взаимодействия школы и семьи в воспитании младшего школьника

Автор: Михайлова Юлия Владимировна

 

Роль взаимодействия школы и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечение ребёнка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.

Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психологического здоровья подрастающего поколения.

Пытаясь сегодня найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьёй, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития личности ребёнка.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Психолого–педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги;
  • родительский лекторий.

Формы родительских собраний самые разнообразные – это диспуты, устные журналы, «круглые столы», конференции. Темы собраний самые актуальные «Результативность школьного урока, от чего она зависит», «Подростки и наркотики в современном мире», «Психологические и возрастные особенности подростка» и др.

Это способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого–педагогической компетентности в семейном воспитании выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей.

Вовлечь родителей в учебно–воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дней творчества детей и их родителей;
  • открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • помощи в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально – технической базы школы;
  • шефской помощи.

Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья – эрудит», «Семейное увлечение», читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Участие родителей в управлении учебно–воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участия родителей в работе совета школы;
  • участия родителей в работе попечительского совета, родительского комитета.

В попечительский совет и родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет и попечительский совет осуществляют свою деятельность на основе Положений о родительском комитете и попечительском совете школы, Устава учебного заведения.

Одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги. Тренинги – это возможность родителей и детей прожить несколько часов совместного общения. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяет по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности.

Не менее интересной формой работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных и классных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми составляют сценарий выступления класса, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, всё делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности.

Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.

Родители видят своего ребёнка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с друзьями, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе.

В нашей школе учителя привлекают родителей и к учебной работе. Например, папа – полицейский  помогает проводить уроки по правилам дорожного движения. Мама, работающая на хлебопекарне, готовит великолепный рассказ «Хлеб всему голова», а мама-медик проводит беседу о режиме питания. И таких примеров участия родителей в учебном процессе можно привести множество. Готовясь к выступлению перед классом, родители всегда советуются со своими детьми и ребятами, привлекая их к подготовке и даже к самому выступлению. Всё это сближает ребят и родителей, вызывает чувство гордости у ребят за своих родных, воспитывает ещё большее уважение к старшим и желание много узнать, уметь и быть похожим на тех, кого только что слышали. Важно привлечь к такой работе всех родителей, чтобы каждый ребёнок увидел своих родных и открыл что-то новое в своих близких.

Но, кроме эпизодических выступлений, родители ведут и постоянную работу в школе. Они проводят спортивные занятия, секции, экскурсии в природу, поездки с ребятами в музеи, цирк и театры.

Таким образом, искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делают процесс воспитания и обучения более эффективным.

 

.  .  .