Сценарий внеклассного мероприятия по профориентационной работе «История развития подводных лодок в России»

Дата публикации: 2019-09-09 11:48:52
Статью разместил(а):
Холина Светлана Аркадьевна

Вы можете оплатить публикацию с помощью любого способа, указанного на этой странице: http://лучшийпедагог.рф/oplata.

Или оплатите новую пустую статью на сайте через Робокассу.

После оплаты напишите сообщение об оплате через форму онлайн-консультанта внизу страницы сайта или на почту lu_res@mail.ru.

Сценарий внеклассного мероприятия по профориентационной работе

«История развития подводных лодок в России»

Автор: Холина Светлана Аркадьевна

ФГКОУ "Кронштадтский морской кадетский военный корпус МО РФ"

 

Аудитория: 10 класс (54 взвод).

Место проведения: учебный класс 54 взвода.

Форма занятия: внеклассное мероприятие.

Тип: комбинированное занятие.

Форма занятия: фронтальная, индивидуально-групповая, парная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Оборудование: интерактивная доска с программным обеспечением StarBoard, план-конспект, презентация и подборка фильмов о АПЛ.

Цель и задачи: профориентационная работа с кадетами КМКВК, будущими защитниками нашей страны, на примере профессии моряка – подводника; способствовать развитию интереса кадет к изучению истории флота, развивать умения ставить вопросы, высказывать свои предположения, свои суждения, развитию аналитических способностей.

 

План внеклассного занятия:

1.Введение, актуализация имеющихся знаний кадетов. История подводного флота

2. Основная часть. Четыре поколения АПЛ.

- первое поколение атомных лодок (конец 40 — начало 60-х годов XX века) — детство атомоходов; в это время шло формирование представлений об облике, выяснение их возможностей.

- второе поколение (60-е — середина 70-х годов) ознаменовалось массовым строительством советских и американских атомных подлодок (АПЛ), развертыванием подводного фронта холодной войны» по всему Мировому океану.

- третье поколение (до начала 90-х годов) — бесшумная война за господство в океане.

-  атомные субмарины четвертого поколения.

3. Обсуждение сводной таблицы, которую заполняли кадеты, во время рассказов одноклассников и ее корректировка офицером – подводником, приглашенным на мероприятие.

4. Рассказ офицера – подводника о службе и профессии, с которой он связал свою жизнь.

5. Анализ результатов полученной работы. Рефлексия.

 

Ход внеклассного занятия

Звучит фонограмма песни «Усталая подлодка».

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, а тему нашего занятия мне хотелось, чтобы вы определили сами, прослушав отрывок из стихотворения Валерия Таирова.

Погрузиться сюда невозможно акуле –

Тут другие жильцы темноты и глубин,

Здесь давленье страшнее торпеды и пули:

Сплющит, сдавит и в миг превратит в плоский блин!

Сквозь глубины веков и сквозь быстрые годы,

Разрезая винтами кромешную тьму,

Мы добрались сюда во враждебные воды

Испытать Нептуна и Фортуну саму!

В океане нас волны и ветер встречали,

В глубину увлекали течения нас…

Покорители бездны вернутся к причалу,

Точно выполнив план, и маршрут, и приказ.

Корпус – наша надежда, защита, преграда.

Ощущаем давленье, теченья поток –

Чтобы выполнить цель без сомнения надо

Перейти установленный риска порог.

Ответы кадетов.

Воспитатель. Сегодня на нашем мероприятии присутствует офицер – подводник, капитан первого ранга Щетин Игорь Владимирович, который будет внимательно вас слушать, вместе с вами анализировать результат вашей работы и конечно расскажет о профессии моряка – подводника.

Чтобы проследить историю развития подводных лодок в России, конечно необходимо вернуться к истокам создания подводного флота Российского государства.

Кадет 1. История подводного флота

19 марта 1906 года император Николай II ввёл своим указом в состав флота России подводные лодки.

В начале ХХ века в состав императорского флота России входило 20 субмарин: «Дельфин», «Форель», а также построенные к тому времени субмарины типов «Касатка», «Сом» и «Осётр». Первая подводная лодка «Дельфин» была построена на Балтийском заводе в 1904 году. Лодка могла погружаться на глубину 55 м и имела на борту две торпеды калибра 450 мм. Корпус подлодки снаружи был покрыт двумя слоями лиственницы, а сверху обшит оцинкованным железом. Экипаж составляли два офицера и 20 матросов. Она несла службу как учебный корабль на Тихом океане. В Русско-Японской войне участия лодка не принимала, но само наличие в этом районе «Дельфина» и ещё десятка русских подводных лодок удерживало японцев от нанесения удара.

Воспитатель. Чтобы наше занятие было более продуктивным и оставило след в памяти, предлагаю заполнять таблицу, которая лежит перед вами по мере рассказов ваших одноклассников, которую мы в конце занятия проанализируем и попросим оценить нашего гостя.

Кадет 2. «Дельфин», Миноносец № 150 —  российская подводная лодка начала XX века, спроектированная И. Г. Бубновым, первая подводная лодка из официально зачисленных в списки кораблей Российского флота. В 1903—1904 годах «Дельфин» достраивался и проходил испытания на Балтике, служил для подготовки первых русских подводников. Впоследствии корабль послужил основой для последующих типов русских подводных лодок. В конце 1904 года был перевезён по железной дороге во Владивосток. За время Русско-Японской войны 17 дней провёл в море, в том числе совершил боевой поход продолжительностью 8 суток. В июне 1916 года перевезён в Мурманск, в августе 1917 года исключён из списков кораблей, в 1920-х годах корпус «Дельфина» был разделан на металл. 

«Дельфин»

  

История корабля

Государство флага

 Россия

Порт приписки

Либава, Владивосток, Мурманск

Спуск на воду

май 1903 

Выведен из состава флота

8 августа 1917

Современный статус

разделан на металл

Основные характеристики

Тип корабля

малая подводная лодка

Обозначение проекта

миноносец № 113

Разработчик проекта

КБ Балтийского завода

Главный конструктор

  И.Г. Бубнов

Скорость (надводная)

9 узлов

Скорость (подводная)

6 узлов

Рабочая глубина погружения

50 метров

Экипаж

10-20 человек

Размеры

Водоизмещение надводное

113,0 т

Водоизмещение подводное

от 124 т до 135,5 т

Длина наибольшая (по КВЛ)

19,6-20,0 м

Ширина корпуса наиб.

3,66 м

Средняя осадка (по КВЛ)

2,9 м

Силовая установка: бензин-электрическая, бензиновый двигатель 320 л.с., электромотор 138,6 л.с., аккумуляторные батареи 50 элементов.

Вооружение: Торпедно-минное вооружение, 2 ТА Джевецкого, 2 торпеды образца 1898 год.

 

Во время Первой мировой войны подводные лодки показали, насколько эффективным может быть использование такого класса кораблей. В 1916 году количество подлодок, состоящих на вооружении российской армии, значительно увеличилось. За рубежом Россия приобрела 15 подлодок — пять подлодок в Америке и 15 в Англии. В 1917 году подводный морской флот уже состоял из семи дивизий, в которые входили по четыре – пять подлодок, на которых применяли торпеды или артиллерию.

Во время Второй мировой войны начались активные усовершенствования подлодок. В 50-х годах ХХ века начал формироваться атомный подводный флот. В СССР начали активно разрабатывать и строить сначала атомные торпедные, а затем ракетные подводные лодки и морские ракетно-ядерные системы стратегического назначения. Подлодки строили с целью нанесения возможных ракетных ядерных ударов по важным военным и экономическим объектам на территории противника, проведения разведывательных операций и для уничтожения атомных подводных и надводных ракетоносцев. На вооружении таких субмарин находились баллистические или крылатые ракеты «корабль-земля», оборудованные ядерными боеголовками и торпедами.

Воспитатель: Давайте попробуем разобраться, какие они, эти «поколения АПЛ» 

Первое поколение атомных лодок (конец 40 — начало 60-х годов XX века) — детство атомоходов; в это время шло формирование представлений об облике, выяснение их возможностей.

Второе поколение (60-е — середина 70-х годов) ознаменовалось массовым строительством советских и американских атомных подлодок (АПЛ), развертыванием подводного фронта холодной войны» по всему Мировому океану. 

Третье поколение (до начала 90-х годов) — бесшумная война за господство в океане.

Сейчас, в начале XXI века, заочное соперничество между собой ведут атомные субмарины четвертого поколения.

 

Кадет 3. Первое поколение ПЛ 1945-1960 годы.

Период с 1945 по 1960 год характерен использованием послевоенного опыта, особенно — немецких наработок, появлением на подлодках гидроакустических и радиолокационных средств, проведением экспериментов и поиском оптимального облика новых субмарин. Формы корпуса подводных лодок первого поколения как правило были оптимизированы для надводного хода, атомные энергетические установки были несовершенны и небезопасны, срок работы реактора между перезарядками топлива составлял до пяти лет. В энергетических установках неатомных ПЛ помимо классической дизель-электрической схемы использовались воздухонезависимые дизели и парогазовые турбины, работающие по циклу Вальтера. 

Кадет 4. Первая атомная подводная лодка Советского Союза

В 1945 году США открыто демонстрировало всему миру разрушительную мощь своего нового оружия, и теперь она должна иметь надежное средство его доставки. По воздуху, так как это было с Японией, сопряжено с большим риском, значит единственно разумным способом доставки ядерного груза должна стать субмарина, но такая, которая сможет скрытно ни разу не всплывая, нанести решающий удар для этого идеально подходила атомная подводная лодка. Создание такой субмарины было сложнейшей задачей в то время, даже для США. Меньше чем через год на верфи в Нью-Лондоне, штат Коннектикут был заложен первый атомоход «USS Nautilus» бортовой номер «SSN-571». Проект реализовывался в обстановке такой предельной секретности, что агентурные сведения о нем попали на стол Сталину лишь два года спустя. Советский Союз опять оказался в роли догоняющего. В 1949 году были проведены испытания первой советской атомной бомбы, а в сентябре 1952 Сталин подписал постановление о создании атомных подводных лодок в СССР.

В СССР работу оборонного значения всегда возглавляли люди неизвестные широкой общественности, о которых не писали в газетах. Создание проекта подводной лодки поручено конструктору В. Н. Перегудову. Технический проект первой атомной подводной лодки был утвержден.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 627 «К-3», шифр «Кит»:

Длина - 107,4 м;

Ширина - 7,9 м;

Осадка - 5,6 м;

Водоизмещение - 3050 тонн;

Энергетическая установка- атомная, мощность 35000 л.с.;

Скорость надводная - 15 узлов;

Скорость подводная - 30 узлов;

Глубина погружения - 300 м;

Автономность плавания - 60 суток;

Экипаж - 104 человека;

Вооружение: торпедные аппараты 533 мм: носовых - 8, кормовых - 2;

По конструкции советская подводная лодка сильно отличалась от американской субмарины. На подлодке «USS Nautilus» были повторены обычные принципы дизельных подводных лодок, добавлена лишь ядерная установка, а у советской субмарины «К-3» была совершенно иная архитектура.

1 июля 1958 года наступило время спуска на воду. На боевую рубку была натянута парусина, скрывающая формы. Как известно, моряки народ суеверный, и, если не разбивается бутылка шампанского о борт корабля, об этом будут вспоминать в критические моменты во время плавания. Среди членов приемной комиссии возникла паника. Весь сигарообразный корпус нового корабля был обтянут слоем резины. Единственное жесткое место, о которое может разбиться бутылка небольшое ограждение горизонтальных рулей. Никто не хотел рисковать и брать на себя ответственность. Тут кто-то вспомнил, что шампанское хорошо разбивают женщины. Молодая сотрудница КБ «Малахит» уверенно размахнулась, и все облегченно перевели дух. Так родился первенец советского атомного подводного флота.

К вечеру при выходе атомной подводной лодки в открытое море поднялся сильнейший ветер, который порывами снес с обшивки всю старательно установленную маскировку, и субмарина предстала пред глазами оказавшихся на берегу людей в своем первозданном виде.

Интересный факт - когда американцы раскрыли архивы времен «холодной войны» было обнаружено, что спустя совсем небольшое время после спуска на воду первой атомной подводной лодки «К-3» капитан 1 ранга ВМС США Беринс провел свою субмарину в устье канала ведущего к порту Мурманск. Он приблизился к советскому порту настолько близко, что смог наблюдать за ходовыми испытаниями советской, но дизельной подводной лодки, оснащенной баллистическими ракетами. О советской атомной субмарине американцы тогда так и не узнали. 

Кадет 5. Второе поколение ПЛ 1960 – середина 70 годов.

Второе поколение советских стратегических сил принято отсчитывать с ввода в строй ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (проект 667А). В 70-х годах США осуществили программу перевооружения АПЛ типа «Лафайет» новым ракетным комплексом «Посейдон» С-3, главной особенностью которого было появление на баллистических ракетах подводного флота разделяющихся головных частей. Советские специалисты ответили на это созданием морского межконтинентального баллистического ракетного комплекса Д-9, который был поставлен на подлодки проекта 667Б («Мурена») и 667БД («Мурена-М»). С 1976 года в составе ВМФ СССР появились и первые подводные ракетоносцы проекта 667БДР, тоже имевшие на вооружении морские ракеты с разделяющимися боеголовками. Кроме того, у нас были созданы «лодки-истребители» проектов 705, 705К.

Подводные лодки проекта 667А «Навага» 

РПКСН проекта 667А «Навага»

1 

Основные характеристики

Тип корабля

РПКСН

Обозначение проекта

667А «Навага»

Разработчик проекта

ЛПМБ «Рубин»

Главный конструктор

А.С. Кассациер, С.Н. Ковалев

Скорость (надводная)

15 узлов

Скорость (подводная)

28 узлов

Рабочая глубина погружения

320 м

Предельная глубина погружения

450 м

Автономность плавания

90 суток

Экипаж

119 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,

Размеры

Водоизмещение надводное

7 760 т

Водоизмещение подводное

11 500 т

Длина наибольшая (по КВЛ)

128 м

Ширина корпуса наиб.

11,7 м

Средняя осадка (по КВЛ)

7,9 м

Силовая установка: главная: 2 водо-водяных реактора ВМ – 2- 4, 2 паротурбинных установки ОК-700, 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635, 2 турбогенератора; вспомогательная: 2 дизель-генератора ДГ-460, 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ, 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт

Вооружение

Торпедно-минное вооружение

ТА4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)

Ракетное вооружение

ракетный комплекс Д - 5, 16 ПУ БРПЛ Р - 27 (РСМ-25)

 

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций.

Кадет 6. Третье поколение (до начала 90-х годов). 

В начале 80-х годов одна из лодок поставила своеобразный рекорд: в течение 22 часов она преследовала субмарину потенциального противника, и все попытки командира той лодки сбросить преследователя «с хвоста» успеха не имели. Преследование было прекращено лишь по приказу с берега. Но главным в противоборстве кораблестроителей двух сверхдержав стала «битва за децибелы». Развернув стационарные системы подводного наблюдения, а также используя эффективные гидроакустические станции с гибкими протяженными буксируемыми антеннами на субмаринах, американцы обнаруживали наши подлодки задолго до того, как те выходили на исходную позицию. Так продолжалось до тех пор, пока у нас не были созданы подлодки третьего поколения, с малошумными винтами. Одновременно обе страны приступили к созданию стратегических систем нового поколения — «Трайдент» (США) и «Тайфун» (СССР), завершившемуся вводом в строй в 1981 году головных ракетоносцев типа «Огайо» и «Акула», которые претендуют на звание самых крупных подводных кораблей.

Первая советская ударная АПЛ третьего поколения (проект 949) «Гранит» вошла в строй в 1980 году. В качестве вооружения на таких подлодках использовались не только торпеды, но и стратегические крылатые ракеты. Причем наши конструкторы ухитрились на некоторых лодках использовать для запуска таких ракет... торпедные аппараты. Примером тому может послужить подлодка проекта 667АТ «Груша», на которой в 1985 году вместо ракетного отсека установили торпедные аппараты для запуска дозвуковых крылатых ракет «Гранат». Субмарины проекта 667АТ стали первыми в мире специализированными носителями стратегических КР. Проект переоборудования был сделан в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора Е.А. Горигледжана, а само переоборудование осуществлялось на предприятии «Звездочка» в Северодвинске. Головная подлодка проекта 667АТ — «К-423» — была сдана флоту 27 декабря 1986 года. В настоящее время в составе ВМФ России имеется только одна АПЛ этого проекта — «К-395». У американцев первыми многоцелевыми атомоходами 3-го поколения стали АПЛ типа «Лос-Анджелес», ввод которых в строй был начат в 1976 году. Они оснащены новой автоматизированной системой управления боевыми действиями, адаптированы для действий в Арктике, имеют комбинированное противогидролокационное и шумозаглушающее покрытие. Их скорость возросла до 13 узлов, а боевая эффективность возросла вдвое по сравнению с базовым проектом. В ответ советские специалисты создали в 1977 году модификацию проекта 667 — подлодку серии 671РТМ. До 1992 года было построено 26 АПЛ этого типа. Тогда же появились и отечественные многоцелевые атомные подводные лодки — головные корабли проекта 945 «Барракуда» и 971 «Барс». Они имели корпуса из титанового сплава. Высокие качества «Барсов» позволили им эффективно нести боевую службу в течение многих лет.

Кадет 7. Четвертое поколение АПЛ.

Исследования облика ракетной подводной лодки четвертого поколения велись в нашей стране с 1978 года. Непосредственная разработка ракетоносца 955-го проекта (шифр «Борей») началась в ЦКБ «Рубин» под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова в конце 80-х годов. Было решено отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки «Акулы», вернувшись к «классической» схеме подводной лодки с одним прочным корпусом. Согласно первоначальным планам, подлодку предполагалось вооружить усовершенствованным вариантом ракетного комплекса Д-11. Однако серия неудачных испытательных пусков модернизированной твердотопливной ракеты заставила пересмотреть состав ракетного вооружения «Юрия Долгорукого». В 1998 году в Московском институте теплотехники, ранее специализировавшемся на создании стратегических твердотопливных ракет наземного базирования («Пионер», «Тополь», «Курьер», «Тополь-М»), а также противолодочных ракетных систем («Медведка»), началась разработка новой ракетной системы. Ее назвали «Булава-30», а главным ее элементом стала межконтинентальная твердотопливная баллистическая ракета нового поколения, оснащенная боеголовкой с разделяющимися частями. Примерные характеристики подлодки проекта 955 таковы: длина — 170 м; средняя осадка — 9 м; водоизмещение полное — 24 000 т; предельная глубина погружения — 450 м; скорость подводного хода — 29узлов; надводная скорость — 15 узлов; экипаж— 107 человек; автономность — 100 суток. Ракетному подводному крейсеру «Юрий Долгорукий», уготовано стать флагманом российского подводного флота. В отечественной печати сообщалось, что субмарина проекта 955 «станет самой малошумной атомной подводной лодкой в мире».

Воспитатель. И так давайте посмотрим вашу таблицу, что у вас получилось и проанализируем ее, поможет и оценит ее наш гость капитан первого ранга Щетин Игорь Владимирович.

На интерактивной доске заполняем совместно большую таблицу, чтобы результат был виден всем ребятам и гостям нашего занятия.

 

Тактико-технические данные ПЛ на примере

ПЛ «Дельфин», ПЛ проекта 627 «К-3» «Щит», ПЛ проекта 667А «Навага», ПЛ проекта 949 «Гранит» / «Антей», ПЛ проекта 955«Борей»

Тактико- технические данные

«Дельфин»

I поколение АПЛ проекта 627 «К-3»

«Кит» 

II поколение АПЛ проекта

667А «Навага»

III поколение АПЛ проектов  949/949А «Гранит»/«Антей»

IV поколение АПЛ

проекта 955 «Борей»

Основные характеристики 

Тип корабля

малая подводная лодка

ПЛАТ

РПКСН

АПРК 

РПКСН

Обозначение проекта

миноносец № 113

627,627А

667А «Навага»

949 «Гранит»

955 «Борей» 

Разработчик проекта

КБ Балтийского завода

СКБ № 143

ЛПМБ «Рубин»

ЦКБ МТ «Рубин»

ЦКБ МТ «Рубин»

Главный конструктор

  И.Г. Бубнов

В. Н. Перегудов 

А.С. Кассациер, С.Н. Ковалев

П.П. Пустынцев

В.А. Здорнов

Скорость (надводная)

9 узлов

15,2 узла 

15 узлов

15 узлов 

15 узлов

Скорость (подводная)

6 узлов

28-30 узлов 

28 узлов

32 узла

29 узлов

Рабочая глубина погружения

50 метров

300 м 

320 м

500- 520 м

400 м

Экипаж

10-20 человек

104 человека

(30 офицеров) 

119 человек:

(32 офицера)

130 человек

(42 офицера)

107 человек

(55 офицеров) 

Автономность плавания

сведения утеряны

50-60 суток

90 суток

120 суток

90 суток

Размеры 

Водоизмещение надводное

113,0 т

3065 

7 760 т

14 700 т 

14 720 т

Водоизмещение подводное

от 124 т до 135,5 т

4750 

11 500 т

24 000 т 

24 000 т

Длина наибольшая (по КВЛ)

19,6-20,0 м

5,65 м 

128 м

154 м 

170 м

Ширина корпуса наиб.

3,66 м

7,9 м 

11,7 м

18,2 м 

13,5 м

Средняя осадка (по КВЛ)

2,9 м

 

7,9 м

9,2 м 

10 м

Силовая установка 

бензин-электрическая, бензиновый двигатель 320 л.с., электромотор 138,6 л.с., аккумуляторные батареи 50 элементов

Атомная, двухвальная, типа ВМ - А, модификации с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность 2 x 70 МВт, мощность на валу 2 x 17 500 л.с.

главная: 2 водо-водяных реактора ВМ – 2- 4,

2 паротурбинных установки ОК-700,

 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635,

2 турбогенератора; вспомогательная:

2 дизель-генератора ДГ-460, 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ, 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт

2 реактора ОК – 650В мощностью по 190 МВт суммарная номинальная мощность 98 000 л.с. 

 ОК – 650В,

 190 МВт

ПТУ с ГТЗА,

гребной вал водометный движитель

Вооружение 

Торпедно-минное вооружение

2 ТА Джевецкого, 2 торпеды образца 1898 год

Торпедно-минное вооружение

8 носовых ТА калибра 533 мм, 20 торпед, в обычной комплектации - 6 с ядерными зарядами по 15 килотонн. 

Торпедно-минное вооружение: ТА4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды), Ракетное вооружение: ракетный комплекс Д - 5, 16 ПУ БРПЛ Р - 27 (РСМ-25)

Ракетное вооружение: 12 спаренных ПУ ПКР комплекса П – 700 «Гранит» всего 24 ракеты ЗМ-45; Минно – торпедное вооружение: 2 × 650-мм и 4 × 533-мм ТА всего 28 торпед 

Торпедно-минное вооружение: 6 ТАх533мм + 6СГАПДx324 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты; Ракетное вооружение: 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛР – 30 «Булава» Количество ракет: 16 (проект 955), 16 (проект 955А 

 

Рассказ офицера – подводника капитан первого ранга Щетина Игоря Владимировича о службе, трудовых буднях профессии моряка – подводника.

Ребята задают вопросы, которые появились в результате рассказа.

Воспитатель. Вы ребята - молодцы! Хорошо потрудились, надеюсь, что многие из вас заинтересовались этой профессией и в будущем свяжут жизнь с военно - морским флотом Российской Федерации.