Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Насилие в семье: проблемы и пути их решения

Дата публикации: 2019-06-13 10:18:31
Статью разместил(а):
Костина Марина Николаевна

Насилие в семье: проблемы и пути их решения

Автор: Костина Марина Николаевна

Преподаватель юридических дисциплин КГБ ПОУ ХПЭТ

 

Борьба с торговлей людьми и другими формами рабства ведется с самого зарождения этого общественного института, однако на международном государственном уровне она длится только в течение двух столетий. Запрет на работорговлю в различных ее проявлениях оформлен важнейшими актами международного сообщества. Сегодня в юридической литературе называют более 60 международных договоров и соглашений по вопросам противодействия торговли людьми

Как известно в 2004 году Россия ратифицировала конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми, подписанную в городе Палермо 12 декабря 200 г.

Тем самым, Россия взяла на себя ряд международных обязательств по предупреждению и пресечению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанию лиц, совершивших подобные общественно опасные деяния.

Понятие торговли людьми содержится в ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Оно означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения, либо путем подкупа, в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает, как минимум, эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов.

При этом согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимаются во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных выше. Кроме того, “торговлей людьми” считается вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации.

Однако даже многовековой опыт борьбы с торговлей людьми и сопряженные с нею явления и институты не смог полностью искоренить данное антисоциальное явление, вследствие чего торговля людьми продолжает существовать в современном мире. По данным ООН, сегодня в мире насчитывается 27 миллионов рабов, из них более 600 тысяч это граждане бывшего СССР. Торговля людьми и использование рабского труда в начале XXI века по характеру и степени распространенности становятся в один ряд с торговлей наркотиками и оружием.

Криминологическая обстановка, сложившаяся в последние годы в России, характеризуется с ростом числа организованных преступных групп, зачастую имеющих транснациональный характер, основной специализацией которых является торговля людьми. В качестве целей торговли людьми такие группы выбирают, прежде всего, сексуальную эксплуатацию, а также рабский и принудительному труду.

По мнению Президента РФ В.В. Путина: “Ежегодно во всем мире миллионы мужчин, женщин и детей покупаются, продаются, перевозятся и удерживаются против своей воли. Торговля людьми становится одной из опаснейших угроз цивилизации – наряду с организованной преступностью, терроризмом, наркоманией, наркоторговлей”.

Уголовно-правовые нормы, установившие уголовную ответственность за торговлю людьми и использование рабского труда (ст. ст. 127.1 “Торговля людьми” и 127.2 “Использование рабского труда”), были введены в Уголовный кодекс РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 года. Несмотря на это, в теории и практики уголовно-правого регулирование рабы с данными преступными деяниями остается много неразрешенных вопрос. На фоне отсутствия в Российской Федерации эффективной системы предупреждения рассматриваемых преступлений состояние и динамика развития данной группы посягательств на личную свободу человека приобретает острый негативный характер.

По мнению К.А. Волкова, характерной особенностью торговли людьми в России является то, что каждый четвертый факт торговли людьми совершается на территории Дальневосточного федерального округа. Принимая во внимание, что на территории Дальневосточного федерального округа проживает около 8 миллионов человек или 5,5% населения всей страны можно заключить, что Дальневосточный федеральный округ “формально” (по данным статистики) является округом страны с самым высоким показателем криминальной активности в сфере торговли людьми и использования рабского труда.

При этом даже “беглый” анализ состава преступления, предусматривающий уголовную ответственность за торговлю людьми и сопряженными с нею преступлениями показывает о наличии явных дефекатов уголовно-правовых норм.

Так, основного состава преступления, предусмотренного ст. 127.2 УК РФ относится к категории средней тяжести, поскольку общественно опасные деяния наказываются лишением свободы сроком до пяти лет. Представляется, что санкция указанной нормы, не отражают реальной степени общественной опасности торговли людьми использование рабского труда, что в свою очередь затрудняет эффективное противодействие данными антисоциальным явлениям.

При этом обращает на себя внимание, что в санкции ч.1 ст.127.1 и ч.1 127.2 УК РФ отсутствует указание на нижний предел наказания, что делает диапазон лишения свободы излишне широким, и позволяет назначить виновному неоправданно небольшой срок лишения свободы два месяца.

Представляется, что отнесение ст. 127.2 УК РФ к категориям преступлений средней тяжести не позволяет в должной мере использовать весь арсенал оперативно-розыскных мероприятий для раскрытия фактов торговли людьми. Как показывает зарубежный опыт в качестве эффективных средств разоблачения преступных групп, занимающихся торговлей людьми и использованием рабского труда, выступают прослушивание телефонных и иных переговоров, а также проведение оперативного эксперимента. Согласно ст. 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” прослушивание телефонных и иных переговоров, а также проведение оперативного эксперимента допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких, или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Таким образом, проблема криминологического и уголовно-правого противодействия преступлениям против личной свободы человека продолжает оставаться неразрешенной. Данное обстоятельство убеждает в недостаточной разработанности указанной проблемы, что и обусловливает необходимость ее дальнейшего исследования.

В уголовном кодексе РФ 1996 г. нормы, определяющие уголовную ответственность за торговлю людьми (ст. 127.1 УК РФ), использование рабского труда *ст. 127.2 УК РФ) были включены в российский уголовный закон Федеральным законом № 162-ФЗ от 8 декабря 2003 года.

Для уголовно-правовых правил поведения в сфере противодействия современному рабству – возраст незначительный, а следовательно, о полноценной оценке эффективности указанных уголовно-правовых запретов говорить пока рано. Одновременно отдельные выводы о результатах влияния уголовного закона на проблему предотвращения торговли людьми и подобных форм эксплуатации человека можно определить уже сегодня. Одним из них представляется констатация того, что ст. 127.1 и 127.2 УК РФ не смогли оправдать всех возложенных на уголовный закон ожиданий общества и нивелировать проблему преступной эксплуатации человека, свести к минимуму ее причины и условия, также минимизировать ее последствия. Следственная и судебная практика указывает на невысокую частоту применения правоохранительными органами норм, содержащихся в ст. 127.1 и 127.2 УК РФ.

Рассматриваемые преступления совершают члены организованных групп и преступных сообществ. Доходы, которые получают от совершения преступлений участники транснациональной организованной преступности, связанных с торговлей людьми и использованием рабского труда, являются гиперприбылью и соизмеримы с торговлей наркотиками и оружием, а вотдельных случаях, превышают их. Поэтому такая явно заниженная статистическая отчетность говорит о высокой латентности таких деяний. Г.К Ищенко отмечает, практика применения норм, предусматривающих уголовную ответственность за торговлю людьми достаточно мала и сопряжено это с несовершенством уголовного законодательства, большим количеством проблем квалификационного характера, недостаточной квалификацией сотрудников, принимающих участие в борьбе с торговлей людьми и использованием рабского труда, а также недостаточно ясной государственной политикой по противодействию явлениям, обществу, и, вследствие этого, национальной безопасности РФ в целом. В официальном документе – “Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года” – торговля людьми определена в качестве одной из угроз национальной безопасности России.

Вместе с тем, наравне с уголовно-правовыми и криминологическими проблемами, можно выделить уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты, не позволяющие на должном уровне собрать доказательственную базу причастности конкретных лиц, совершивших противоправные деяния, предусмотренные ст. 127.1 и 127.2 УК РФ. Так, в следственной практике нередко возникают ситуации, когда лицо, у которого должны быть отобраны образцы для исследования, отказывается их предоставлять. Следственная практика, основана на действующем уголовно-процессуальном законе, идет по пути убеждения требуемого лица (прежде всего подозреваемого, обвиняемого) в добровольной выдаче образцов. Также, помимо метода убеждения следователя могут выяснить, не отбирались ли у участника уголовного процесса образцы ранее, и вправе предпринять попытки получения образцов, например, в лечебных учреждениях, куда мог обращаться подозреваемый посредством выемки.

Однако, в следственной практике немало примеров отказа от дачи образцов для сравнительного исследования, а получить образцы иным способом невозможно.

Уголовно-процессуальное законодательство ничего не говорит о том, у кого из участников процесса могут быть получены образцы для сравнительного исследования в принудительном порядке. Так, Е.А. Зайцева и Т.И. Ширяева полагают, что принудительный характер изъятия у потерпевшего противоречит требованиям международных правовых актов, которые являются составной частью правовой системы России и Конституции РФ.

Данными авторами делается вывод о недопустимости вменения потерпевшему в качестве обязанности предоставить образцы для сравнительного исследования, это должно быть его правом, позволяющим отстаивать свои законные интересы в уголовном судопроизводстве.

 

.  .  .