Конспект урока по теме "Храм"
Конспект урока по теме "Храм"
Автор: Абраменкова Наталья Михайловна
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.
Задачи:
- познакомить учащихся с православным храмом г. Юхнова;
- дать учащимся понять о том, почему храм называют «Домом Божьем»;
- познакомить с устройством храма;
- способствовать формированию эстетического вкуса, мышления, памяти;
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, воспитывать любовь к народной музыке;
- использовать наглядные методы, способствовать развитию целостного восприятия школьников.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать
Свои знанья подтверждать
Приготовились?
Тогда, в добрый путь
Вам всем, друзья!
2. Актуализация знаний.
Послушайте песню в исполнении детского хора воскресной школы Санкт-Петербурга (зажигаю свечу)
Куда ходят люди, когда им плохо? (В храм, церковь, собор)
Собор – это храм, в котором проходят совместные службы духовенства, как правило, при посещении города архиереем.
Как выдумаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Сформулируйте тему нашего урока. («Храм» «Православный храм») (Слайд1)
Сегодня, ребята, мы совершим заочную экскурсию в православный храм. Чтобы вы хотели узнать о храме? (Ответы учащихся)
Зачем знать о храмах и их внутреннем устройстве? (Это наша история, наша жизнь, которую должен знать каждый православный человек).
Правильно. Как вы понимаете слово «храм» (Ответы детей)
Кто из вас был в храме? (Ответы детей)
Какие слова у вас ассоциируются со словом «храм»? (Церковь, свечи, иконы, крест, Бог, молитва, священник, душа, ангел …)
Так что же такое храм? (Храм - это священное сооружение, в котором собираются люди для совместных молитв)
Молодцы! Мы «отправляемся» с вами в храм.
Храм-дом Божий. Это специальное место для молитв, для проведения Таинства и Богослужения. Верующие во Христа любят свой дом, потому что в храме душа верующего находит спокойствие и защиту. Древнерусские зодчие стремились выделять храмы, церкви среди остальных городских зданий. Для строительства выделялось самое высокое место, чтобы храм было видно издалека.
Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место.
Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Православный храм обязательно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как свидетельство того, что Иисус Христос спас людей от грехов.
Украшением нашего города Юхнова является собор Казанской Божией Матери. (Слайд 2)
Он был построен в 1804 году на пожертвование прихожан. Пятиглавый храм поражал своим благолепием. (Слайд 3)
Во время Великой Отечественной войны храм был взорван. (Слайд 4).
С 1992 года он действует. (Слайд 5)
Мы знаем, что каждый храм имеет свое строение.
Обратим внимание на такую важную и неотъемлемую часть храма, как колокольня, или звонница, т.е башня, на которой висят колокола.(Слайд 6) (Звучит колокольный звон.)
Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы:
Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).
Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».
Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Какие чувства вызывает у вас колокольный звон? (Ответы детей)
Каждый день в храме проводится богослужение, звучат песнопения, возносятся к Богу общие и частные молитвы. Ради общения с Богом люди приходят сюда. Христианин приходит в храм очистить сердце от грехов.
А теперь «войдем» в Казанский собор (храм) г. Юхнова. Девочки нам расскажут об устройстве храма.
Виктория П.: Войдя внутрь храма, мы прежде всего попадаем в притвор. Притвор есть преддверие храма. Раньше здесь стояли кающиеся и оглашенные. За притвором расположена средняя часть храма. Именно здесь во время богослужения стоят молящиеся. (Слайд 7)
Ирина К.: Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь (зависит от высоты храма). В центре иконостаса – двери - Царские врата. Через них выносят Евангелие - благую весть о Христе - Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери. В древних храмах высоких иконостасов не было, алтарь отделялся от средней части храма невысокой решеткой и завесой. (Слайд 8)
Валерия Н.: Главной частью храма является алтарь. Располагается алтарь в восточной части храма, в центре его находится святой престол, символизирующий Гроб Господень. На престоле – священные предметы: антиминс, Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница. Алтарь возвышается над основным пространством храма и отделен от центральной части иконостасом. Первый луч солнца попадает именно в алтарь. В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет право туда входить. Лишь один раз в жизни при Крещении только мужчина бывает в алтаре. Женщинам вход в алтарь строго запрещен. (Слайд 9)
Как вы думаете, почему нельзя входить в алтарь без особого разрешения, благословения? (Ответы детей)
Прочитаем последний абзац на стр. 51 учебника.
Ирина П.: Посередине алтаря помещается небольшой квадратный стол – престол. Престол – самое священное место в храме. На нем незримо восседает Бог, и к нему никто никогда не имеет права прикасаться, кроме священнослужителя. (Слайд 10)
Ребята, как вы думаете, для чего человек приходит в храм? (Помолиться и поставить свечку за здравие родных, за упокой душ мертвых).
А вы знаете, что такое икона? (Ответ детей)
Дарья М.: Икона – это священное изображение (образ), который почитают (относятся с особым уважением). На иконах изображают Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божью Матерь, ангелов, святых, а также события из ветхозаветной и новозаветной Священной истории.
Перед вами чудотворная Казанская икона Божией Матери - покровительница и заступница нашего края. (Слайд 11)
Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения.
Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие. Вход в храм предваряется наложением на себя крестного знамения. Не следует приходить в храм в слишком вызывающей одежде; женщины не должны приходить в брюках или короткой юбке, а на голове должен быть платок; мужчины входят в храм без головного убора. Стоя в храме, нельзя держать руки в карманах. Выходя из храма, вновь следует перекреститься, обратившись к храмовому входу.
3. Закрепление.
А теперь вновь обратимся к электронному пособию и выполним задание на диске (урок 14, материалы «контроля»).
4. Итог урока.
Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам? (Ответы детей)
С чего мы начали урок (Зажгли свечу, прослушали песню)
(Зажигаю свечу) Человек приходит в храм для того, чтобы пообщаться с Богом. Поставить свечу и помолиться о здравии родных можно перед любой иконой, стоящей в храме.
Пламя свечи указывает путь молитвы человека к Богу. Пламя стремится вверх, а значит и человеческая молитва возносится в небеса, в область Божественного бытия. Свеча имеет такую особенность: огонь стремится вверх, а светит вокруг себя. Вот такой должна быть и жизнь человека. Кстати, и купол храма похож на огонек свечи.
Сегодня мы узнали о строении православного храма, его внешних и внутренних особенностях, их символическом значении. Вы, наверно заметили, что в храме нет ничего лишнего, все находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной целью – спасение души человека. Поэтому человек должен освободить свою душу от всего ненужного. В душе человека тоже должно быть все в строгом порядке. Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего плохого и умножая добро и любовь.
6. Д/з: Стр. 48-51, прочитать, ответить на вопросы.
7. Рефлексия.
Вы замечательно сегодня поработали. А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями, которые получили на уроке, методом незаконченного предложения:
Я узнал (а), что ...
Мне понравилось, что ...
Для меня храм – это ...