Развитие познавательной активности на уроках русского языка

Дата публикации: 2019-03-11 04:55:03
Статью разместил(а):
Петренко Наталья Евгеньевна

Развитие познавательной активности на уроках русского языка

Автор: Петренко Наталья Евгеньевна

МБОУ "СШ № 79", г. Красноярск

 

В современной школе у многих детей отсутствует познавательный интерес и активность на уроках. Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. А учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся.

Поэтому существует ряд противоречий:

- необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием  устойчивой учебной мотивации к учению;

- необходимостью развивать  активность школьников на уроках русского языка и ограниченными возможностями традиционной системы обучения;

- необходимостью активизировать познавательную деятельность учащихся и недостаточным владением  современными технологиями учителем.

Познавательная активность - это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется  когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым  и планируемым результатам образовательной деятельности.

 Методически обусловленный подход (по Г.И. Щукиной) заключается в следующем:

- Творческая деятельность учащихся - задача может ставится учащимся, и пути ее решения избираются новые, нестандартные.

- Поисково-исполнительская деятельность - ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности).

- Репродуктивно-подражательная деятельность - опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен.

Уровень включенности учащихся в образовательный процесс, естественно, различен. На высоком (творческом) уровне  позиция учащегося характеризуется готовностью включиться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.

Исполнительская включенность  обусловлена наработанными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие задачи и самостоятельность в ходе ее решения.

Ситуативная включенность характеризуется тем, учащийся проявляется лишь в отдельных ситуациях, определяемых в основном эмоциональным отношением.

При нулевой  включенности учащийся не проявляет желания к учебной деятельности, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Учителю важно установить добрые, благожелательные отношения с учащимися нулевого уровня включенности, так как на уроке они обычно относятся к «пренебрегаемым». Основными приемами, помогающими наладить атмосферу эмоционального комфорта, являются «эмоциональные поглаживания»:

- обращаться к ученику только по имени;

- не скупиться на похвалу и одобрение;

- сохранять ровную, поощрительную интонацию во время занятий;

- при необходимости успокаивающе или ободряюще прикасаться к ребенку;

- акцентировать позитивное построение фраз: без угроз – «Если вы не будете выполнять мои требования, то я ...», без приказов – «Прекратить шум!» и т.д.

Тактика педагога в учебном процессе с  учащимися ситуативного уровня заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально-интеллектуальную активность на протяжении всего занятия.

Основная цель действий учителя заключается в актуализации и активизации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала  учащихся исполнительского уровня.

Развитие  поисковой самостоятельности у учащихся (эссе, рефераты, дневники наблюдений и пр.)

Тактика занятий с учащимися творческого уровня:

- предлагать учащимся какой-либо парадокс для обсуждения;

- воздерживаться от оценок;

 - учить замечать противоречия;

- помогать ученикам видеть и находить аналогии (соотношения);

- настраивать учащихся быть настойчивыми в достижении необходимой информации.

Поскольку в каждом классе есть ученики разных уровней включенности, работа на уроке должна вестись дифференцированно, в группах и индивидуально.

Варианты организации и проведения уроков с учащимися различного уровня включенности в учебный процесс:

•   Урок реализуется через линейную структуру, где предполагается последовательная работа педагога с каждой группой учащихся.

•   Урок осуществляется в «мозаичной» структуре, когда включение в учебную деятельность той или иной группы учащихся происходит в зависимости от учебной задачи этапа урока.

•   «Ролевой» урок: ведущая роль в учебной деятельности  передается учащимся с высоким уровнем включенности включенности в учебную деятельность   с целью взаимообучения.

•   Урок с «комплексной» структурой:  происходит совмещение всех предложенных вариантов.

 

Список литературы:

1.  Даутова О. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. – Litres, 2018.

2.  Насырова А. Р., Никитина Е. Ю. Методические условия развития речи младших школьников на уроках русского языка. – 2018.

3.  Шатова Е. Урок русского языка в современной школе. – Litres, 2018.