Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания

Дата публикации: 2019-02-13 18:54:19
Статью разместил(а):
Ватанина Наталья Владимировна

Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания

Автор: Ватанина Наталья Владимировна

 

Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово.

Белинский В. Г.

В общем смысле понятийное мышление — это такой вид мышления человека, при котором он оперирует понятиями и логическими конструкциями. Впервые такое определение было дано советским психологом Л.С. Выготским, который также вывел три основные и самые важные характеристики данного вида мышления:

1. Способность видеть и понимать суть явлений.

2. Умение строить причинно-следственные связи.

3. Навыки систематизирования информации и выстраивания ее в цельную картину.

В истории понятие – это основа мыслительной деятельности, чтобы понять логику исторического процесса, взаимосвязь событий, чтобы научиться выдвигать суждения и делать умозаключения, ученик должен владеть понятийным мышлением, знать и уметь пользоваться понятиями.

Главным условием формирования понятийного мышления является системность обучения, которая выражается в овладении понятиями, расположенными в определенной последовательности.  Поэтому большое значение придается овладению понятийным аппаратом в курсе основного общего образования преподавания истории, с изучения истории Древнего мира.  Так как все последующие курсы углубляют и расширяют понятийный аппарат по истории.2 

В практике преподавания истории в 5 классах сталкиваешься с рядом проблем:

1. Неудовлетворительное владение учениками техникой чтения (слабые ученики, «группа риска») и как следствие, ограниченный словарный запас обучающихся (не могут формулировать определения «своими словами»)

2. Несформированность навыков смыслового чтения (при скорости чтения 110-120 слов в минуту – это «норма», отсутствует понимание текста). В начальной школе у учеников формируется навык правильной читательской деятельности по отношению к художественным текстам, а аналогичный навык применительно к научным и учебным текстам только начинает формироваться.

3. Трудности в работе с текстом, а именно, в определении незнакомых слов и их смысловых значений. Ученики знакомятся с исторической картой, лентой времени с историческими понятиями, но осознание понятий, умение применять эти знания начинают формироваться в 5м классе.

Таким образом, если дети не понимают отдельных слов, значит не понимают и текста в целом, а, следовательно, возникают проблемы в запоминании и воспроизводстве текста (проблема - формирование связной, монологической речи), анализе полученной информации. Обучающиеся теряют интерес к предмету в целом, прекращают активно работать на уроке, не могут быстро ориентироваться в тексте параграфа и т.д.  Отсюда следует, что проблема формирования понятийного мышления на уроках истории и обществознания является актуальной.

Владеть понятийным аппаратом – значит знать содержание понятий и уметь применять их в учебной деятельности, так как обществознание и история - информационно ёмкие учебные предметы, но большинство обществоведческих понятий имеют несколько смыслов, в которых необходимо учить ориентироваться. Учитель должен учитывать уровень обучаемости школьников и дифференцировать формы работы по уровням сложности.

Этапы работы над понятиями.

Основными логическими приемами, формирующими навыки понятийной мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).

Таким образом, владеть понятием - это знать его содержание, объем, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании, как правило, в формировании понятий выделяются три уровня:

1. Усвоение информации – ответ на вопрос «Что такое?»

2. Применение понятий в знакомой ситуации.

3. Творческое применение знаний в новой учебной деятельности.

Приемы формирования понятийного аппарата:

1. Метод ассоциаций или метод «свободных ассоциаций» - один из распространенных методов активного обучения в современной школе.

1 приём. Ученики называют ассоциации к слову. Из предложенных вариантов выделяются ключевые слова, которые помогают ученикам сформулировать определение понятия. Например, задание: дать определение понятия «Дисциплина» (обществознание, 7 класс) или определение понятия «Подвиг» (ОДНКНР, 5 класс «Жизнь ратными подвигами полна»).

2 приём. Ассоциативная цепочка. Ассоциативная цепочка представляет собой совокупность понятий, где каждое последующее связано не с основным понятием, а с предыдущим. Детям может быть предложено полное ее составление (первое слово задает учитель), или заполнение осознанно допущенных пробелов. Например: море – недостаток земли- мореплавание – ремёсла - … (колонии) (история древнего мира, «Финикийские мореплаватели»). Закон, норма, порядок действий, этикет (правило) (обществознание 7 класс).

3 прием. «Перевод с русского на русский» (из опыта работы, использование зависит от уровня обученности класса) Этот тип заданий предполагает замену указанных учителем понятий синонимичными. Например, регулярная армия – постоянная армия (обществознание, 7 класс), абсолютизм – самодержавие (история, 7 класс), присваивающее хозяйство – присваивать – брать (история древнего мира, 5 класс). Здесь может присутствовать обратная сторона. У ученика, ввиду слабой работы над своей терминологической грамотностью и низким словарным запасом, вырабатывается житейско-бытовое представление о терминах. Например, Боярская Дума – сидели бояре и думали (из опыта работы, история России, 6 класс), Конституция – это книга…(из опыта работы, обществознание 7 класс).

Таким образом, использование метода ассоциации не только помогает формировать понятийное мышление, но и делает урок увлекательным, каждый раз по-новому интересным, развивает внимание, способствует лучшему запоминанию материала.

2. Технологии развития критического мышления. Технология предлагает разнообразный набор приемов работы с понятиями: мозговая атака (штурм), «Корзина» идей, понятий, имен…», понятийное колесо, ключевые слова, кластер и др.

1 прием ТРКМ «Кольца (диаграммы) Венна». Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого. Например, в приведенном списке указаны черты сходства человека и животных и их различия. Выбери и запиши в таблицу порядковые номера черт сходства, а затем различия.

а) Способность к творчеству;

б) Потребность в отдыхе;

в) Наличие органов чувств;

г) Сознательное выдвижение целей.

Черты сходства   Черты различия (История древнего мира, 5 класс)

3. Метод смыслового чтения. Прием «Глоссарий» - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Словарно-терминологические виды работ на уроках истории и обществознания.

1. Задание «Четвертый лишний». Ученикам раздаются карточки с группами анаграмм. Путём перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к определенной теме. Все буквы должны быть использованы. Определить, какое слово в группе лишнее (История Древнего мира, 5 класс) 

1) Норафа. 2.Дашуф. 3.Голина.  4. Цыпис.

2) Фараон.  2. Шадуф.  3.Налоги.  4. Писцы.

2. Задание «Конструирование понятия». Из приведенных слов составить определение:

Командовал войсками, знатный человек, сбор налогов, опора фараона – вельможа

3. Задание «Вставь пропущенные буквы в слова» 

Пл_б_й,  дикт_т_р, л_кт_р, патр_ц_и, респ_бл_к_.

4. Работа по карточкам. Из перечня терминов выбирают и подчеркивают термины, относящиеся к определенной теме. Объясняют их значение.

5. Составьте предложение со следующим набором терминов. Слова подбираются по изученной теме. Задания лучше давать в конце урока или при повторении изученных тем, в качестве вывода к теме, разделу.

5. Словарный диктант. Обучающиеся пишут под диктовку учителя термины. Главная задача написать слова без ошибок.

6. Исторический диктант. Учитель диктует определения, обучающиеся записывают столбиком ответ – термин под номерами.

7. Найти соответствие. Ученику даются карточки с терминами и их определениями, задача ученика подобрать правильные определения.

8. Составить кроссворд, решить чайнворд по терминам.

Приемы и формы работы по формированию понятийного аппарата должны зависеть от возраста, уровня класса, методики работы, от этапа введения, закрепления или контроля. Критерием успешного усвоения понятий может быть следующее:

1. Ученик по памяти воспроизводит определение, может привести примеры.

2. Может увидеть место понятия в общей системе знаний и способен применять усвоенные знания как в привычной ситуации, так и в новых условиях.

Таким образом, изучать понятия нужно осознанно.

Необходимо применять более продуктивный способ запоминания, в основе которого будет положена обязательная самостоятельная деятельность по выделению признаков понятий. Обучающиеся должны знать алгоритмы разных видов работы, в том числе алгоритм составления понятия: перевод или этимология слова, определения, частью какого более широкого понятия оно является, какие существенные признаки можно можно выделить и какими признаками должны отличаться от других понятий.  Индивидуальное представление своей работы и обязательное закрепление дома алгоритма работы по формированию и запоминанию понятий (Синквейн)

И в заключение мне хотелось бы процитировать слова американского писателя Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

.  .  .