Сценарий открытого урока «Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ»
Сценарий открытого урока
«Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ»
Автор: Ляхова Галина Алексеевна
г. Долинск
Цель урока:
Развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано.
Задачи урока:
Образовательная: Дать основные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся произведений крупной формы, закрепление ранее пройденного материала;
Воспитательная: Формирование интереса к данному виду работы, умения слушать и контролировать себя во время занятий;
Развивающая: Формирование и развитие исполнительских навыков игры произведений со сложной структурой, понимания исполнительских задач и способов их решения;
Вид урока: интегрированный.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
· словесный;
· наглядный;
· практический.
Реализуемые технологии:
· развивающего обучения;
· творческая лаборатория;
· художественно-эстетическая;
· информационно-компьютерная;
Оборудование:
· Фортепиано;
· Стул;
· Сборник нот;
· Ноутбук.
Ожидаемые результаты:
. Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение.
. У неё сформирован музыкальный образ;
. Ученица свободно и правильно владеет текстом, штрихами,
динамическими оттенками, аппликатурой.
План урока:
1. Начало урока:
- организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач.
2. Основной этап:
- теоретическая часть;
- практическая часть: работа над произведением А.Шафрана
«Маленькое рондо» соль мажор.
3. Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
1. Начало урока
Организационный момент:
Педагог: Здравствуй, Аня! Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
Педагог: Сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением крупной формы, на примере исполняемого тобой произведения А.Шафрана «Маленькое рондо».
Педагог: Главная задача в работе над этим произведением – это передать особенности музыкального языка, ощущение формы, ритмическая устойчивость, темповое единство, чёткая артикуляция, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому это произведение очень полезно для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста.
2. Основной этап.
Теоретическая часть:
Педагог: Что ты можешь сказать о композиторе?
Ученица: А.Шафран – современный композитор, музыкант в 3 поколении.
Его отец и дед тоже были знаменитыми музыкантами.
Педагог: Рондо - еще один вид крупной формы, вполне доступный детскому восприятию, но, пожалуй, наиболее трудный в смысле ведения общей линии, развития и достижения цельности. Дело в том, что периодичность повторения рефрена может придать исполнению монотонность и статичность. Необходимо в каждом проведении повторяющейся темы найти особую прелесть и новизну. При одинаковом тексте рефрены должны восприниматься и звучать по-разному, в зависимости от предшествующего эпизода, и педагогу вместе с учеником важно почувствовать этот новый оттенок каждого проведения рефрена.
Переходы от рефрена к эпизоду и наоборот необходимо прорабатывать отдельно, стараясь сосредоточенно дослушивать исполняемый раздел и с первого же звука следующего раздела начинать «рисовать» новый образ.
Также очень важно благодаря пониманию общего «сценария» произведения определить общую кульминацию и вести к ней развитие музыкальной мысли.
Для рондо присущи:
· контрастность динамики;
· контрастность образов, но соблюдение единства целого;
· точность артикуляции;
· точность ритма;
Воспитывают:
· умение в быстром темпе переключаться с одного материала на другой;
· умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
· пальцевую беглость;
· слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
· длинное, горизонтальное музыкальное мышление;
· выдержку, живость
Педагог: Главная задача в работе над этим произведением – это передать особенности музыкального языка, ощущение формы, ритмическая устойчивость, темповое единство, чёткая артикуляция, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, передержание или недодержание звуков, неспособность держать единый темп просто не позволительны. Поэтому это произведение очень полезно для воспитания ясности и точности выполнения всех деталей текста.
Практическая часть:
Педагог: Давай вспомним, что же такое рондо?
Ученица: Рондо-это круг.
Педагог: Что ты можешь сказать о форме произведения?
Ученица: Форма рондо Т+ Э (1)+Т+Э (2)+Т
Педагог: Мы проучивали с тобой это произведение детально, наизусть.
Сейчас перед нами стоит задача прослушать все детали, интонации, включить образное восприятие.
Педагог: Любое музыкальное произведение-это рассказ о каких-то событиях.
Только композитор излагает своё восприятие музыкой, звуками.
В самом начале работы над рондо мы беседовали с тобой об ассоциациях, которые возникли у тебя в процессе работы. Какую картину ты представляешь?
Ученица: Я думаю, что это «Зимняя сказка». Новый год, зимний лес,
Тема изображает зайчиков скачущих на полянке вокруг ёлки.
Педагог: В какой тональности проходит тема?
Ученица: В основной тональности соль мажор.
Педагог: Какая тема по характеру?
Ученица: весёлая, задорная.
Педагог: Трудность в исполнении темы заключается:
- в умении из коротких мотивов составить фразу, правильно её динамически выстроить;
- в необходимости приёма пальцевого стаккато.
Педагог: Поэтому от тебя требуется активная работа кончиков пальцев.
Заметь, она состоит из коротких мотивов. Поэтому перед нами стоит трудная задача – объединить их в предложение, прослушать развитие фразировки.
Показ педагогом.
Педагог: Сыграй, пожалуйста и постарайся всё прослушать.
Ученица: Исполняет.
Педагог: А что происходит дальше?
Ученица: А дальше 1 эпизод. Мне кажется, что это крадётся лиса.
Педагог: Молодец! Обрати внимание, что он построен на коротких мотивах.
Перед тобой стоит задача – объединить их, распределить звук по нарастающей к последнему аккорду. (зайцы разбежались). Композитор даёт тебе подсказку, указывая на крещендо.
Что означает крещендо?
Ученица: Крещендо – постепенное усиление звука.
Педагог: Обрати внимание на четвертные ноты в мотивах, их надо обязательно дослушать. А аккорды в правой руке взять подготовленными пальцами, стаккато от клавиш кистевым движением на снятии.
Показ педагогом.
Педагог предлагает исполнить 1 эпизод ученице.
Педагог: А что происходит дальше?
Ученица: А дальше опять тема.
Педагог: Тема абсолютно такая или как-то изменилась?
Ученица: Мелодия не изменилась, а изменилась тональность, она звучит в до мажоре.
Педагог: Как ты думаешь, почему?
Ученица: Зайчики напуганы, они с опаской выходят на полянку.
Педагог: Правильно. Давай с тобой порассуждаем. Соль-мажор светлая тональность, поэтому композитор создал образ зайчиков в начале, изображая картину веселья, праздника вокруг новогодней ёлки. А до-мажор по отношению к соль-мажору – 4 ступень-субдоминанта, а это неуверенность, ожидание чего-то, каких-то других событий, поэтому зайчики с опаской выходят на полянку. Посмотри- композитор украшает тему форшлагами, которые изображают как будто зайчики оглядываются по сторонам.
Педагог: Что такое форшлаг?
Ученица: Это украшение в мелодии, за счёт вспомогательной длительности.
Педагог: Правильно. Но исполнить форшлаг нужно так, чтобы он не выкрикивал, не выпячивался, а являлся продолжением мелодии.
Послушай. Показ педагогом.
Педагог: Исполни пожалуйста.
Ученица исполняет.
Педагог: А что происходит дальше?
Ученица: 2 эпизод.
Педагог: Какой образ возникает у тебя?
Ученица: Это медведь. Зайчики разбудили его своим весельем, он злой и недовольный выполз из своей берлоги.
Педагог: Молодец! А какими средствами он изображает эту картину?
Ученица: Он использует аккорды и 2 эпизод звучит в тональности до минор.
Педагог: Правильно. Действительно до минор суровая, сумрачная тональность. Задача - исполнить аккорды заранее приготовленными пальцами, глубоким погружением в клавиатуру. Обрати внимание на последние 2 такта – важно выдержать все залигованные ноты и в конце
Ritenute. Что оно означает?
Ученица: ritenute –это замедление. Медведь никого не увидел и опять уснул.
??? есть ли в конце фермата?
Педагог: Исполни пожалуйста.
Ученица исполняет. (если не всё получилось – показ педагогом для слухового восприятия).
Педагог: И в конце опять звучит тема. В какой тональности?
Ученица: В основной тональности– соль мажоре. Наконец наступил Новый год.
Педагог: А теперь послушай «Маленькое рондо» в другом исполнении.
Слушаем произведение.
Педагог: Ну, как? Тебе понравилось? Что ты можешь сказать об исполнении?
Ученица: Здорово! Оно технично, виртуозно, более профессионально, чем у меня. Исполняется и слушается «на одном дыхании».
Педагог: Да, ты играешь не достаточно ловко, пока нет в игре свободы. Ещё предстоит много работы над техничными местами, фразировкой, координацией. Это твоё домашнее задание.
3. Заключение.
Рефлексия:
Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Ученик: Анализировали образное восприятие произведения крупной формы на примере исполняемого мной «Маленького рондо».
Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась? Ученица: Я узнала, что характерно для произведений крупной формы, а именно рондо. Познакомилась с новыми приёмами работы над отдельными отрывками произведения, составляющих для меня техническую сложность. Научилась более профессионально анализировать исполняемое мной музыкальное произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер.
Оценивание:
Педагог: Аня, ты хорошо поработала дома и на уроке, разобралась с текстом, аппликатурой, динамикой, формой. Активно участвовала в анализе произведения, на уроке была сосредоточенна и заинтересована. Но есть ещё моменты над которыми предстоит продолжить работу. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую, твёрдую пятёрку!
Домашнее задание:
Педагог:
1. Продолжишь работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;
2. Добивайся в нужных местах синхронной игры двумя руками на аккордах.
3. Выдержи, дослушай залигованные и длинные ноты.
4. Прослушай и осмысли произведение целиком.
5. Добивайся свободы при исполнении произведения.
Педагог: Спасибо за урок. До свидания, на следующем уроке нас ждёт интересная работа!
Литература:
1. Арановский М. Синтаксическая структура мелодии. М.: Музыка,1991.
2. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм. М.: Музыка, 1967.
3. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа. Владос, 2001.
4. Способин И. Музыкальная форма , 7-е изд. М.: Музыка, 1984.