Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методическая разработка по учебному предмету «Живопись» «Фигура человека»

Дата публикации: 2019-01-25 11:34:10
Статью разместил(а):
Полухина Оксана Васильевна

Методическая разработка по учебному предмету «Живопись»

«Фигура человека»

для учеников 4 класса детской художественной школы

Автор: Полухина Оксана Васильевна

МБУ ДО «Детская художественная школа № 2», г. Балахна

 

Введение.

Самым сложным в конструктивном плане объектом для изображения является фигура человека. Разнообразные формы и фактуры в одеждах, различный тип и цвет волос, тон кожи, а так же анатомический анализ конструкции тела создают большие  сложности для изображения, как в живописном, так и в тональном виде. Конечно, более сложным он представляется для детей, которые имеют довольно слабое объемно-пространственное видение натуры в силу своего возраста.

Преподавателю художественной школы необходимо помочь ученику освоить приемы и методы натурного рисования  фигуры человека, разобраться в конструктивном строении и особенностях   изображения фигуры человека в различных движениях и ракурсах.  

 В детских художественных школах на сегодняшний день предусмотрено изображение с живой натуры как в карандаше, так и в красках уже с довольно раннего периода обучения. К четвёртому классу учащиеся уже довольно уверенно должны уметь справляться с этюдом фигуры человека ( конечно с учётом возрастных особенностей каждого ребенка)

«Живопись», как предмет, тесно связана с другими не менее важными предметами, такими, как «Рисунок», «Композиция», «Беседы об истории искусств» и др. На «Рисунке» дети учатся строить фигуру человека, узнают общие параметры и схемы построения, так же знакомятся с углами наклона, величинами и пластичностью линий. На уроках по «Композиции» учащиеся узнают о правилах и законах композиции, компоновки изображаемого в листе, правильной постановки фигуры человека на плоскости.

Этюд фигуры человека имеет огромное значение при обучении живописи. В  недлительном этюде ярче выявляются детьми  пластичность натуры, композиция, передача движения и характера, плановость. Кроме этого именно в небольших этюдах учащиеся, не имея большого количества времени на проработку мелочей, более правильно схватывают внутренний мир портретируемого.

Рекомендации по постановке

·        Натуру для этюда необходимо выбирать с какой-либо ярко выраженной индивидуальностью.

·        Одежда должна быть простая, без сложных и пестрых рисунков.

·        Позу выбрать простую, но не напряженную.

·        Освещение лучше контрастное боковое.

·        Фон необходим нейтральных тонов без рисунка.

 

Данное задание рассчитано на 16 уроков по 40 мин каждый.

№ занятий

Ход работы

Кол-во часов

1

Вводная беседа. Сообщение нового материал. Понятия – «этюд», «композиция в листе», «характерные особенности человека». Напомнить общие схемы пропорций человека. Повторить особенности изображения человека в положении «сидя». Анализ наглядного материала.

Задачи: Правильно закомпоновать фигуру в формат листа, передавая особенности данного человека.

Домашнее задание: По представлению выполнить набросок  в карандаше данной натуры с другого ракурса.

4

 

2

Поговорить с детьми о правильном подборе тона и цвета в данной работе. Напомнить о фактуре  одежды.

 Задачи: Определить общую цветовую гамму этюда. Разобрать работу по тону от темного к светлому. Распределить  большие массы фигуры на листе, уточнить собственные и падающие тени. Отметить наличие в работе рефлексов и бликов.

Домашнее задание: по представлению дома выполнить этюд данной фигуры без предварительного карандашного наброска.

4

3

Напомнить учащимся о некоторых законах светотени, составить светотеневую градацию.

Задачи: Более тщательная  проработка светотени и общего тона. Необходимость держать общую цветовую гамму этюда. Работа над рефлексами и тенями.

Домашнее задание: выполнить этюд без карандашного наброска кого-либо из родственников в полный рост.

4

4      

Подсказать учащимся  на каких именно характерных особенностях данной натуры стоит остановить свое внимание. Показать, что необходимо выявить на передний план.

Задачи: Работа над мелкими деталями: блики, морщинки, рисунок и складки одежды. Детальная проработка фактуры. Необходимость связи натуры с листом через полупрозрачный мазок.

Домашнее задание: выполнить этюд-автопортрет без карандашного наброска. 

4

 

Тематический план занятий:

·        Сформировать умение и навыки  изображения человека с натуры.

·        Научить видеть и отображать в работе характерные особенности изображаемой модели.

·        Приучить детей к цельности видения композиции через этюд.

Материалы для работы: ватман формата А3, кнопки, ластик, графитный карандаш НВ,  акварель, палитра, ведро для воды, кисти белка№ ,2,,5,10.

Каждый урок включает в себя следующие основные части:

·        Подготовка преподавателей к занятию, куда входит оборудование педагогического процесса наглядными пособиями, презентациями, методическими разработками.

·        Сообщение задачи и разъяснение темы в начале занятия с показом наглядного материала, сообщение последовательности ведения работы и т.д.

·        Наблюдение учителя за работой учащихся, оказание помощи учащимся, дополнительные разъяснения, как словесные, так и наглядные, с использованием подобранного  материала.

·        Выборочный показ и анализ работ учащихся.

·        Подведение итогов работы, выставление оценок.

·        Основная часть урока – практическая работа.

Содержание и организация занятий.

1 занятие (4 урока)

Вводная беседа.

Еще с древности главным объектом искусства был человек. На каждом отрезке нашей истории всегда существовали свои герои, изображаемые художниками по канонам своего времени. Лишь искусство может показать, каким человек может или должен стать. Но всегда ценилось личностное сходство с натурой, выявление характерных черт изображаемого человека, выявление через портрет его внутреннего мира. Это являлось и является по сей день самой главной задачей, которую художник должен ставить перед собой: с помощью изображения показать внутреннее состояние портретируемого. Его мысли и настрой, жизненные ценности и место в этом мире. Это является более важным в работе мастера, чем улавливание лишь внешнего сходства. Искусство в целом, и портретное искусство в частности не только отражает развитие общества, оно помогает появлению нового человека и рассматривает его с точки зрения идеала данной эпохи. Задача же современного художника показать современного человека со всеми его достоинствами и недостатками; занести, так сказать,  типаж данного образа в хронологию времен.

Сообщение нового материала.

Понятия – «портрет», «этюд», « композиция в листе», « характерные особенности человека»

Итак, что же такое портрет? ПОРТРЕТ (фр. portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.

ЭТЮ'Д, а, м. [фр. étude от латин. studium - усердие, старание] .
 Произведение (рисунок, скульптура и т. п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого-нибудь композиционного целого.

Вспомним, что же такое «композиция»?

Правильная композиция – это распределение  масс на плоскости листа таким образом, чтобы ничего не хотелось бы ни убрать, ни добавить.

Необходимо помнить, что на композицию влияют не только размер, форма и угол наклона предметов на плоскости, но, в не меньшей степени, и цвет, и тон.

Напомнить общие схемы пропорций человека.

 

Повторить особенности изображения человека в положении «сидя».

Анализ наглядного материала.

·        Очень важно уловить точку опоры изображаемой фигуры. Если неправильно определить ее, то неизбежно «падение»  человека. Как правило, у сидящего человека точка опоры располагается в верхней части бедра. Но не надо забывать, что огромное значение в этом вопросе играет поза портретируемого.

·        Необходимо помнить самое главное. При положении сидя, бедра человека меняют пространственное положение с вертикального на горизонтальное и,  соответственно, подчиняясь законам перспективы, сокращаются к линии горизонта. На этом этапе изображения фигуры необходимо вспомнить построение куба, ведь горизонтальная часть бедра ведет себя именно так, как куб в перспективе.

·        Надо уделять большое внимание углам наклона как всей фигуры, так и отдельных ее частей. Постараемся не забыть об этом.

Задачи: Правильно закомпоновать фигуру в формат листа, передавая особенности данного человека.

Домашнее задание: По представлению выполнить набросок  в карандаше данной натуры с другого ракурса.

 

2 занятие (4 урока)

Прежде чем приступить к работе в акварели, необходимо сделать  несколько очень важных шагов:

·    Определяем общую цветовую гамму всего этюда. В процессе всей работы над ним мы будем стараться придерживаться именно этой определенной цветовой гаммы.

·    Не забываем, что данная работа - этюд, соответственно связь фигуры и листа происходит очень тонко, ненавязчиво. Оттенки, чем дальше от основного объекта, тем более прозрачные, сходящие на «нет».

·    Падающие тени обязательно будут. Они помогают «приземлить» фигуру, сделать ее более реальной.

·    Своевременное определение особенностей фактуры ткани (например, атлас или шифон), а так же правильная расстановка рефлексов и бликов играют отнюдь не маловажную роль. Кроме того, сделать это необходимо именно на данном этапе, так как потом будет уже поздно.

·    Тон имеет одну из первостепенных ролей в работе. Если в итоге хочется получить более правильный, приближенный к реальности этюд -  как можно тщательнее следите за тоном.

Задачи: Определить общую цветовую гамму этюда. Распределить  большие массы фигуры на листе, уточнить собственные и падающие тени.

Домашнее задание: по представлению дома выполнить этюд данной фигуры без предварительного карандашного наброска.

 

3 занятие (4 урока)

Напомнить учащимся о некоторых законах светотени, не забываем о наличии в работе рефлексов и бликов.

·        На третьем занятии первое, что нам надо сделать, это разобрать светотеневую градацию. Определяем  источник света и собственные тени. Вспоминаем,   как распределяется свет и тень по объемам фигуры (рефлекс, полутень, тень, полутень, свет, полутень). Независимо от цвета предмета (тело человека или его одежда) данная последовательность сохранится.

·        На светотеневую градацию совершенно по-особенному будут влиять рефлексы и блики. Не надо об этом забывать (меняется и цвет, и тон)

·        На данном этапе необходима более детальная проработка этюда человека. Здесь же уточняем плановость элементов фигуры, начинаем плавно выявлять средний и передний планы.

Задачи: Более тщательная  проработка светотени и общего тона. Необходимость держать общую цветовую гамму этюда. Работа над рефлексами и тенями.

Домашнее задание: выполнить этюд без карандашного наброска кого-либо из родственников в полный рост.

 

4 занятие (4 урока)

Подсказать учащимся,  на каких именно характерных особенностях данной натуры стоит остановить свое внимание. Показать, что необходимо выявить на передний план.

·        При работе над портретом, необходимо «видеть»  индивидуальные особенности лица портретируемого, а в нашем случае, поскольку это этюд в полный рост, еще и тела. Что можно сказать об изображаемом? Как можно его охарактеризовать? Может это гордый властный человек с орлиным носом и прямой спиной. Либо это добрая заботливая бабушка, вяжущая своему внуку носок. При внимательном рассмотрении можно заметить не только внешние особенности строения лица и тела человека, но и его характер, мысли, образ жизни, нравственный и духовный уровень.

·        Про плановость мы уже начали говорить на прошлом занятии. Сейчас же уточним кое-какие детали. Так как портрет у нас в полный рост, то на переднем плане, как правило, окажутся колени и стопы (конечно, может быть и по-другому, ведь все зависит от позы и ракурса). Как ни странно может показаться, но лицо портретируемого уходит в средний, а в некоторых случаях даже на дальний план. Поэтому, подчиняясь правилам плановости, детально прописываем только те части фигуры, которые находятся на переднем плане.

·        Стоит внимательно посмотреть на почти законченный этюд. Необходимо ли обобщение?  Если «да», то пара больших мазков широкой кистью не повредит.

·        Сейчас самое время исправить мелкие недочеты, ярче выявить рисунок ткани и складок, если это необходимо, подчеркнуть индивидуальные особенности изображаемого человека.

Задачи: Работа над мелкими деталями: блики, морщинки, рисунок и складки одежды. Детальная проработка фактуры. Необходимость связи натуры с листом через полупрозрачный мазок.

Домашнее задание: выполнить этюд-автопортрет без карандашного наброска.

 

Заключение.

Данная работа поможет педагогу более четко определить для учеников последовательность ведения работы над этюдом. Кроме этого в предоставленном  документе содержится большое количество рекомендаций и подсказок, что так же поможет учителю не упустить из виду ни одной важной детали при объяснении детям материала  по заданной теме.

.  .  .