Методическая разработка практического занятия «Учимся быть грамотными пешеходами»

Дата публикации: 2019-01-23 12:35:58
Статью разместил(а):
Конищева Марина Олеговна

Методическая разработка практического занятия на учебном перекрестке

«Учимся быть грамотными пешеходами»

Автор: Конищева Марина Олеговна

методист МБУ ДО «Детско-юношеский центр» города Рубцовска Алтайского края 

 

Цель: отработка навыков безопасного поведения на перекрёстке.

Задачи:

·        способствовать расширению знаний детей о правилах дорожного движения;

·        формировать знания обучающихся о культуре поведения на дороге;

·        способствовать формированию навыков соблюдения правил безопасного поведения в разных дорожных ситуациях;

·        развивать воображение, логическое мышление, память;

·        воспитывать уважительное отношение к соблюдению ПДД.

Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений.

Форма занятия: занятие-игра с элементами театрализации. 

Методы обучения и воспитания: 

- словесные (учебный диалог, объяснение);

- наглядно-демонстрационные;

- практические (выполнение практических заданий);

- проблемного обучения;

- метод театрализации;

- ситуации успеха.

Условия для проведения занятия:

Оборудование: проектор, экран, слайдовая презентация, учебный перекресток, оборудованный переносными светофорами с дистанционным управлением, музыкальный центр, фонограммы с записями музыкального оформления (песня Кота Леопольда «Кручу, кручу, кручу, кручу педали кручу…», песня мышей «Мы терпеть не можем кошек…», песня «Добрая дорога детства», песня «Светофор так игриво подмигивает нам…»), двухсторонни смайлики зеленого и желтого цвета для рефликсии.

Реквизит: костюмы мышей, кота Леопольда, жезл, жилеты с изображением различных видов транспорта, 4 руля, велосипед.

Для подготовки проведения занятия необходимо:

·        Изучить литературу по теме.

·        Разработать конспект.

·        Приготовить слайдовое сопровождение занятия.

·        Подготовить необходимое оборудование и реквизит.

·        Подобрать фонограммы к музыкальному оформлению.

·        Подготовить юных инспекторов дорожного движения для театрализованной части занятия.

·        Привлечь инспектора ГИБДД в качестве эксперта, выполненных заданий участниками занятия, а также в роли регулировщика на учебном перекрестке. 

Состав участников: педагог в роли ведущего, инспектор по пропаганде в роли эксперта, юные инспекторы дорожного движения, Кот Леопольд и мыши из числа юных инспекторов дорожного движения, участники мероприятия – обучающиеся детского объединения «Почемучка» (группы раннего развития детей).

Ожидаемый результат: умение ориентироваться на перекрестке с использованием сигналов светофора и регулировщика.

План занятия:

1.     Мотивационная часть.

2.     Вводная часть.

3.     Основной этап – работа на учебном перекрестке.

4.     Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

 

Конспект занятия

1. Мотивационная часть.

1 слайд: «Учимся быть грамотными пешеходами»

Педагог: Добрый день, ребята, я как всегда рада общению с вами, и уверена, наша встреча будет интересной и полезной.

Выезжает на велосипеде кот Леопольд с песней «Кручу, кручу, кручу, кручу педали кручу…» 1 куплет и припев, останавливается и обращается к детям.

Кот Леопольд:

Я кот - регулировщик.

Я в ДПС служу.

За соблюденьем правил

Внимательно слежу.

И взрослые, и дети знать правила должны.

Ведь правила движения для всех, друзья, важны.

Встрече с вами очень рад я.

И поэтому сейчас.

Всех хочу без промедленья.

Пригласить на мастер-класс.

Педагог: Как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на мероприятии?

Дети: отрабатывать навык безопасного поведения на перекрестке.

Педагог: Какого результата мы должны достигнуть в конце мероприятия.

Дети: Научимся безопасно передвигаться на перекрестке.

Педагог: Вы готовы?

Дети: Да! Готовы!

Педагог: Значит можно начинать.

Кот Леопольд: Для начала назовите,

                         Вы ребята, этот знак!

2. Вводная часть.

2 слайд: знак «Светофорное регулирование»

Ребята называют знак «Светофорное регулирование».

Появляются мыши с песней «Мы терпеть не можем конек …» 1 куплет и припев – имитируют стрельбу из рогатки по знаку. Кот ловит их за шкирку.

Кот Леопольд: Что, попались проказники, нарушители?

                          Знаки ломаете, уж зададут вам водители!

1 мышонок: Леопольд, ты нас прости!

2 мышонок: Прости нас, Леопольд,

                    Мы будем хорошо себя вести.

Кот Леопольд: Ребята, давайте жить дружно! И знак дорожный портить ненужно.

1 мышонок: Нет никакого в этом знаке проку?

2 мышонок: Разноцветные кружочки, только сбивают с толку.

Кот Леопольд: Вы мышата не правы, кружочки эти не просты.

Этот знак сообщает водителям о том, что поблизости расположен светофор.

3 слайд: изображение светофора

Педагог: Ребята, кто подчиняется сигналам светофора?

Ответы детей: Сигналам светофора подчиняются все участники дорожного движения: и водители, и пешеходы.

Мышонок: Где-то я видел это трехглазое чудо.

                  Только не помню где и откуда?

Кот Леопольд: Давайте спросим у ребят. Для чего нужны светофоры и где они устанавливаются?

Ответы детей. (Светофоры нужны для регулирования дорожного движения. Они устанавливаются на опасных участках дороги, на перекрестке.)

Педагог: Совершенно верно. Сегодня, ребята, у вас будет возможность применить свои знания на практике, а помогут вам в этом более опытные ребята – юные инспекторы дорожного движения. А вот и они.

4 слайд: эмблема юных инспекторов

Выход ЮИДД с песней: «Знаем мы от А до Я азбуку движения …»

(Останавливаются в центре перекрестка) 

1. Мы юные инспекторы нового поколения

2. Вас призываем соблюдать правила движения.

3. Смелей к перекрестку ребята спешите

4. И как его переходить на деле покажите.

3. Основной этап – работа на учебном перекрестке.

Педагог: (обращается к детям) Ребята, предлагаю разделиться на две группы и расположиться с левой и справой стороны зеленых зон перекрестка.

5 слайд: регулируемый перекресток 

Ребята подходят к перекрестку и располагаются в зеленой зоне.

(Музыкальный фон «Светофор».)

1 юный инспектор (выходит в центр перекрёстка): Ребята, как вы думаете, почему перекресток является наиболее опасным участком дороги?

Ответы детей (Перекресток – это пересечение двух дорог, где в обоих направлениях интенсивно движется транспорт, и идут пешеходы.)

2 юный инспектор (выходит в центр перекрёстка): Правильно. Поэтому на перекрестке движением регулируют светофоры, которые располагаются с четырех сторон.

Кот Леопольд: Предлагаем разыграть ситуацию, где одни из вас будут водители, другие пешеходы. (Распределение детей по ролям: дети-пешеходы, дети-водители. Дети-водители надевают жилеты и с изображением различных видов транспорта. Все участники движения располагаются на участках перекрестка.)

Юные инспекторы становятся с четырех сторон перекрестка. 

3 юный инспектор (выходит в центр перекрестка и обращает внимание детей на светофор):  

Вот он, постовой трехглазый.

Глазом отдает приказы.

Свет зеленый, желтый, красный.

Он сигналит не напрасно.

4 юный инспектор (выходит в центр перекрестка): Все сигналы светофора расположены в строго определённом порядке. Сверху вниз – красный, желтый, зеленый (показывает на светофоре).

Если красный свет горит –

О чем, друзья он говорит?

Ответы детей: Красный сигнал запрещает движение.

1 юный инспектор (выходит в центр перекрестка): 

Желтый свет – подожди чуть-чуть.

И будь готов продолжить путь!

Педагог: О чем предупреждает желтый сигнал?

Ответы детей: О смене сигналов.

2 юный инспектор (выходит в центр перекрестка):

Глаз зеленый – добрый самый.

Можешь в путь пускаться прямо.

Потому, что зеленый свет разрешает двигаться всем участникам дорожного движения.

Кот Леопольд (обращается к участникам занятия):

А теперь смелей шагайте.

И смотрите в оба.

Соблюдайте все сигналы.

Безопасною будет дорога.

Педагог: Какой стороны при движении должны придерживаться все участники дорожного движения?

Ответы детей: Все участники дорожного движения придерживаются правой стороны.

(Дети несколько раз пересекают перекресток в соответствии с сигналами светофора, мыши передвигаются вместе с ними.)

Педагог: Ребята, можно вернуться на свои места в зеленые зоны.

Мыши и Леопольд выходят в центр перекрестка.

Мыши:

Надо же, как интересно по перекрестку всем шагать.

В одночасье захотелось ПДД нам изучать.

Педагог: Задам я вам такую задачку, мышата. На транспортном светофоре горит зеленый сигнал. Вы начали движение и почти дошли до середины проезжей части, но вдруг замигал желтый сигнал светофора. Как в этой  ситуации необходимо  действовать - продолжить движение,  вернуться назад, или поступить как-то иначе?

1 мышонок: Я побегу вперед.

2 мышонок: Не, нет, нет. Я вернусь назад.

Кот Леопольд (обращается к детям): А как поступите вы ребята?

Ответ детей (можно продолжить путь, водители обязаны пропустить пешеходов.)

Педагог: А как бы в этой ситуации поступят наши помощники – юные инспекторы.

ЮИД: Пешеходы, которые при подаче желтого сигнала находятся на проезжей части должны освободить ее, продолжив путь, а если это невозможно – остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Педагог: Вот такие непредвиденные ситуации на дороге называются «дорожными ловушками». И что бы в них не попадать, нужно быть предельно внимательными на дороге.

Кот Леопольд: Давайте рассмотрим еще одну ситуацию.

- Вы подходите к проезжей части. Транспортный светофор показывает зеленый свет. Большинство пешеходов уже перешли дорогу. Как вы будете действовать в данной ситуации? Станете догонять их или поступите как-то иначе?

Ответы детей (Лучше дождаться, когда вновь загорится зеленый сигнал светофора.)

Педагог: Молодцы ребята, запомнили, мышата?

А теперь, ребята поменяйтесь ролями.

Пешеходы станут водителями, а водители – пешеходами.

6 слайд: регулировщик на перекрестке

Педагог:  Предлагаю еще одну ситуацию.

                Гаснут светофоры, порою так бывает.

                Тогда регулировщик на службу заступает.

Педагог: Внимание на экран.

Где располагается регулировщик?

Место регулировщика – в центре перекрестка. Сигналами регулировщика являются положения его корпуса и рук. Для лучшей видимости сигналов применяется жезл.

Кот Леопольд: А вот и наш инспектор на смену им шагает.

                         Посмотрим, давайте как ловко

                         Он жезлом своим управляет.

                         А мы внимательно следим и свои знанья закрепим.

(На середину перекрестка выходит инспектор ГИБДД для регулирования движения.)

1 юный инспектор:

Если к вам грудью или спиной постовой стоит,

Значит, путь для вас закрыт.

Педагог: Это положение корпуса соответствует красному сигналу светофора.

2 юный инспектор:

Держит правая рука жезл у края козырька.

Значит, желтый свет горит

Приготовьтесь, говорит.

Педагог: Это положение корпуса соответствует желтому сигналу светофора.

3 юный инспектор:

Лишь боком встанет постовой.

Путь открыт перед тобой.

Педагог: Это положение корпуса соответствует зеленому сигналу светофора.

Кот Леопольд: А сейчас в соответствии с сигналами регулировщика пешеходы и транспортные средства продолжат движение на перекрестке.

(Дети несколько раз перемещаются по перекрёстку.)

Педагог: Спасибо ребята, пройдите на свои места.

Мыши: Леопольд, ответь нам на вопрос. Кому мы должны подчиняться, если на перекрестке одновременно работает регулировщик и горит светофор?

Кот Леопольд: Ребята, кто сможет ответить на этот вопрос?

Ответы детей: В данной ситуации необходимо подчиняться сигналам регулировщика. 

Педагог: Как вы думаете, ребята, мы достигли запланированного в начале занятия результата?

Инспектор ГИБДД: Ребята, где в жизни пригодятся вам полученные сегодня знания и умения?

Ответы детей: При переходе через перекресток на улицах города.

4. Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

Педагог: А теперь прошу мышат вручить ребятам вот такие необычные смайлики (показывает), они двухсторонние. С одной стороны, смайлик зеленого цвета и улыбается, а с другой – желтого цвета со знаком вопроса.

Они помогут вам оценить свою работу на занятии:

- если вам было интересно и все понятно – покажите зеленый смайлик,

- если вам не все понятно и остались вопросы – покажите желтый смайлик.

Педагог: Спасибо ребята за работу. Надеюсь, что данное занятие поможет вам хорошо ориентироваться на перекрестке.

7 слайд

ЮИД: А теперь все дружно встаньте и за нами повторяйте.

Флешмоб «Соблюдай ПДД и дружи с ГИБДД».

Педагог: Хочу выразить благодарность юным инспекторам и персонажам за подготовку и проведение занятия.

Еще раз спасибо всем. До свидания!