Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Применение игровых технологий на уроках с детьми с ОВЗ

Дата публикации: 2018-12-05 09:24:02
Статью разместил(а):
Калюжная Ольга Юрьевна

Применение игровых технологий на уроках с детьми с ОВЗ

Автор: Калюжная Ольга Юрьевна

 

Современные условия общего и коррекционного образования требуют повышения эффективности и результативности учебного процесса. Поэтому учителям необходимо постоянно искать пути решения этих задач. В начальной школе широкое применение находят игровые педагогические технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения. Они  позволяют сделать интересной и увлекательной будничную работу обучающихся по изучению учебных предметов. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных  путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.  

Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается. Функции игровой деятельности значительно расширились в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.  

Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений. 

Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. М.Н. Перова отмечала, что для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии своеобразна, педагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей. 

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, приобретаются навыки самооценивания, желание и умение добиваться поставленной цели.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

·  Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

·  Игра – пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).

·  Игра – свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной учебную ситуацию, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый школьниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Значение игры в обучении.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, игровая деятельность используется в следующих случаях:

·  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

·  как элемент более обширной технологии;

·  в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

·  как технология внеклассной работы.

Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.

В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;

► коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;

► самореализации – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;

► терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;

► диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;

► коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося;

► межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;

► социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

·  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

·  учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

·  в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;  успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 

Игровые педагогические технологии

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:

- Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.

- Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

- Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются коммуникативные навыки.

Существующие педагогические игры можно классифицировать:

· по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

· по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные,  обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные;

· по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

· по предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

· по игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии  различают игры с предметами и без них; настольные; комнатные; уличные; на местности; компьютерные и с ТСО; с различными средствами передвижения.

Урок с дидактической игрой – наиболее приемлемая форма реализации игровой педагогической технологии в начальных классах специальной (коррекционной) школы 8 вида, т.к. наиболее соответствует возрастным особенностям обучающихся и позволяет учитывать уровень развития познавательных процессов детей с интеллектуальным недоразвитием.

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

Психическое развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с коррекционными процессами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

  Дидактические игры могут быть использованы как на уроках -  при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на коррекционных занятиях и во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования  дидактических игр и при выполнении домашнего задания.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат.

Игровой замысел  заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Технология и методика проведения дидактических игр.

Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие  образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень общения.

Отбор содержания игры.

При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия  есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

В работе по технологии игровых форм обучения может использоваться разнообразный спектр средств обучения:

а)  работа с учебником;

б)  использование аппарата учебника;

в) иллюстрации учебного пособия, учебные фильмы, слайды, презентации, наглядные пособия;

д)   тексты художественных произведений;

е)   творческие работы самих учащихся.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

1.          Мотивы общения:

а) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

2.        Моральные мотивы:

В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3.        Познавательные мотивы:

а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

б) В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках  и усиливает желание изучать предмет.

е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

 

Рекомендации по подготовке и проведению игры

Проведение дидактических игр включает несколько  этапов.

Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.

Перед проведением игры необходимо:

- тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся;

- изучить интересы и увлечения учащихся;

- предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени;

- хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой.

Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся,  должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:

доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;

внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому  разрешению конфликтов среди участников игры;

давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;

- следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;

следить за игровым временем;

стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;

привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.

После окончания игры:

-  проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью;

поощрять победителей.

При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:

·               постановка цели;

·               отбор содержания и его структурирование;

·               выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;

·               разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры. 

Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.

Преимущества игровых технологий:

·  Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

·  Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.

·  Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

·  Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – очень времязатратная и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.

Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Важно акцентировать внимание участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игровое обучение – процесс малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию.

Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.

Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:

1. Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.

2. Преобладать элементы занимательности и соревновательности.

3. Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.

4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.

5. Правила – просты и понятны всем.

6. Во время – игры – дисциплина и порядок.

7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.

8. Учитель – активный участник игры. Умело регулировать ход игры.

9. Подведение итогов.

10. Призы.

11. Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить. 

Рекомендации игротерапевта Я.Я.Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр:

1. Игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;

2. Активное участие педагога в игре;

3. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей;

4. Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;

5. Задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности;

 6. Игра должна носить воспитательный характер;

7. Следует начинать с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя;

8. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей обучающихся, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности.

Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.

Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., “Просвещение”, 1987;
 2. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83. 
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с. 
 4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов. М.: “Просвещение”, 1998. – 144с. 
 5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.- 160 с. 
 6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с. 
7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1976. – 127с.

.  .  .