Применение игровых технологий на уроках с детьми с ОВЗ
Применение игровых технологий на уроках с детьми с ОВЗ
Автор: Калюжная Ольга Юрьевна
Современные условия общего и коррекционного образования требуют повышения эффективности и результативности учебного процесса. Поэтому учителям необходимо постоянно искать пути решения этих задач. В начальной школе широкое применение находят игровые педагогические технологии, которые являются одной из уникальных форм обучения. Они позволяют сделать интересной и увлекательной будничную работу обучающихся по изучению учебных предметов. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, является одним из доступных путей к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Актуальность игры в учебном познании в настоящее время повышается. Функции игровой деятельности значительно расширились в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.
Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.
Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. М.Н. Перова отмечала, что для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии своеобразна, педагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.
Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стремлению к творческой деятельности. Кроме того, использование игровых форм обучения предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В групповой работе – развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учеников, терпимо относясь к критике в свой адрес, приобретаются навыки самооценивания, желание и умение добиваться поставленной цели.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
(В.А.Сухомлинский)
· Игра – форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).
· Игра – пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С.Выготский).
· Игра – свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной учебную ситуацию, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый школьниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.
Значение игры в обучении.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, игровая деятельность используется в следующих случаях:
· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
· как элемент более обширной технологии;
· в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
· как технология внеклассной работы.
Педагогическая игра, в отличие от игр вообще, обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который может быть обоснован и представлен в чистом виде.
В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:
► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности;
► коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст сложнейших человеческих взаимоотношений;
► самореализации – игра позволяет с одной стороны построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике учащегося, с другой – выявить недостатки опыта;
► терапевтическую – игра используется как средство преодоления разных трудностей, возникающих у учащегося в общении, учении;
► диагностическую – игра позволяет педагогу диагностировать различные проявления учащихся, такие как: интеллектуальные, творческие, эмоциональные;
► коррекции – с помощью игры можно внести позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей учащегося;
► межнациональной коммуникации – игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей;
► социализации – с помощью игры происходит включение учащегося в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность педагогической игры в том, что ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом, «чистом виде», учитель должен организовать и координировать игровую деятельность детей.
Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
· дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
· учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
· в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровые педагогические технологии
Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
- Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
- Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
- Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются коммуникативные навыки.
Существующие педагогические игры можно классифицировать:
· по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
· по характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, обучающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные;
· по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
· по предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.
· по игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии различают игры с предметами и без них; настольные; комнатные; уличные; на местности; компьютерные и с ТСО; с различными средствами передвижения.
Урок с дидактической игрой – наиболее приемлемая форма реализации игровой педагогической технологии в начальных классах специальной (коррекционной) школы 8 вида, т.к. наиболее соответствует возрастным особенностям обучающихся и позволяет учитывать уровень развития познавательных процессов детей с интеллектуальным недоразвитием.
Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Учащийся воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Психическое развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с коррекционными процессами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на коррекционных занятиях и во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат.
Игровой замысел заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке.
Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.
1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие.
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия.
Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Технология и методика проведения дидактических игр.
Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровень общения.
Отбор содержания игры.
При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.
В работе по технологии игровых форм обучения может использоваться разнообразный спектр средств обучения:
а) работа с учебником;
б) использование аппарата учебника;
в) иллюстрации учебного пособия, учебные фильмы, слайды, презентации, наглядные пособия;
д) тексты художественных произведений;
е) творческие работы самих учащихся.
Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:
1. Мотивы общения:
а) Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
2. Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
3. Познавательные мотивы:
а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
б) В игре команды или отдельные учащиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.
е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.
ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Рекомендации по подготовке и проведению игры
Проведение дидактических игр включает несколько этапов.
Прежде всего, для успешного ее проведения важно заранее продумать все детали, провести подготовительную работу.
Перед проведением игры необходимо:
- тщательно изучить индивидуальные характеристики учащихся;
- изучить интересы и увлечения учащихся;
- предварительно подготовить участников игры, используя для этого внеурочное время, или часть урочного времени;
- хорошо подготовить игровую площадку и перед игрой напомнить учащимся, что им необходимо принести с собой.
Во время игры педагог, поощряя и стимулируя самостоятельную работу учащихся, должен одновременно контролировать игровую ситуацию. При этом необходимо:
- доходчиво объяснить правила игры, которые должны быть простыми, а содержание предлагаемого материала доступным;
- внимательно следить за ходом игры, выполнением ее правил и всегда быть готовым к быстрому разрешению конфликтов среди участников игры;
- давать игрокам вести активную дискуссию друг с другом во время игры; предоставлять ее участникам максимальную самостоятельность, воздерживаясь от мелочной опеки;
- следить за тем, чтобы каждый ученик принимал активное участие в игре;
- следить за игровым временем;
- стараться проводить игру таким образом, чтобы были заинтересованы не только в самой игре, но и в изучаемом предмете;
- привлекать к судейству учащихся; добиваться, чтобы их оценка результатов игры была справедливой и соответствовала принятым критериям.
После окончания игры:
- проводить обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации с реальностью;
- поощрять победителей.
При разработке технологии игры необходимо следовать основам педагогического проектирования:
· постановка цели;
· отбор содержания и его структурирование;
· выбор средств, методов и форм учебной деятельности учащихся;
· разработка необходимых дидактических материалов, правил игровой деятельности и критериев ее оценки, соответствующих структуре учебной игры.
Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.
Преимущества игровых технологий:
· Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
· Осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
· Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
· Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологий:
Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра – очень времязатратная и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели её проведение.
Игра – живое явление, более широкое, чем вкладываемое в неё дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание. Важно акцентировать внимание участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
Игровое обучение – процесс малопредсказуемый и плохо управляемый. На его течение влияет такое количество факторов, подсчитать которые и просчитать взаимовлияния которых весьма непросто. Сама теория игрового обучения похожа на попытку объять необъятное, классифицировать то, что с трудом поддается разумному описанию.
Однако, систематическое и целенаправленное использование игровых методов может дать определенные результаты, как в изменении основных качеств личности, так и в результативности учебной деятельности.
Рекомендации по разработке и использованию дидактических игр:
1. Цель – получение определенного результата в процессе обучения и воспитания.
2. Преобладать элементы занимательности и соревновательности.
3. Обеспечивать широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся.
4. Атрибуты игры должны быть красивыми, яркими.
5. Правила – просты и понятны всем.
6. Во время – игры – дисциплина и порядок.
7. Проводить в быстром темпе, чтобы каждый мог участвовать в игре.
8. Учитель – активный участник игры. Умело регулировать ход игры.
9. Подведение итогов.
10. Призы.
11. Лучшее признание успеха игры – желание ее повторить.
Рекомендации игротерапевта Я.Я.Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр:
1. Игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера;
2. Активное участие педагога в игре;
3. Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей;
4. Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания;
5. Задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности;
6. Игра должна носить воспитательный характер;
7. Следует начинать с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя;
8. Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей обучающихся, адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть использовано стремление учащегося к активной познавательной деятельности.
Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся.
Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., “Просвещение”, 1987;
2. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.
3. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов. М.: “Просвещение”, 1998. – 144с.
5. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.- 160 с.
6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.
7. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1976. – 127с.