Программа индивидуального развития обучающейся ДХШ по предмету «Композиция СТАНКОВАЯ»
Программа индивидуального развития обучающейся ДХШ
по предмету «Композиция СТАНКОВАЯ»
(3 класс)
Автор: Салтыкова Александра Юрьевна
МБУДО « ДХШ имени П.Е.Заболотского», г. Тихвин
Основания для составления программы индивидуального развития.
Обучающаяся 3-а класса Колесова Наталья проявила интерес к предмету композиция, и ознакомилась с индивидуальной программой обучающихся, которые в 2015-2016 учебном году написали и проиллюстрировали сказку. А так же – с индивидуальной программой одноклассницы-Ивановой Анастасии, которая занимается подобным проектом в нынешнем учебном году. Идея Натальи - создать собственную книжку. Девочка вдохновилась сюжетом, в котором маленькая девочка путешествует по стране гномов, спасая своего кота.
Сюжеты Наташи отличаются выдумкой, оригинальностью, идеи для иллюстраций продуманны и разнообразны. На основании диагностики художественных способностей обучающейся Колесовой Н. и её быстрого темпа работы, принято решение о составлении индивидуальной программы художественного развития по предмету композиция станковая и реализации индивидуального творческого проекта в завершении программы.
Нормативно - правовые основания:
Конвенция о правах ребенка.
Закон об образовании.
Цель: формирование условий для благоприятного развития художественных способностей обучающихся и расширение их творческих возможностей.
Задачи:
1. Поддерживать высокую учебную мотивацию.
2. Поощрять активность, самостоятельность.
3. Формировать художественные навыки.
4. Содействовать индивидуализации воспитания и образования.
5. Сохранение и укрепление эмоционального и физического здоровья.
Срок освоения программы – 5 месяцев.
Диагностика
Ф.И.О. обуч-ся |
Познавательная деятельность |
Умение компоновать |
Воображение, фантазия (Умение выбрать сюжет) |
Линейный рисунок |
Цветовое решение. Умения использовать живописные материалы. |
Скорость работы |
Колесова Наталья |
Высокая |
Сформирован навык |
Развито |
Уверенный |
Уверенные, сформированы умения формирования единой живописной среды. |
Быстрая |
Формы проведения занятий по индивидуальной программе
Формы организации обучения: индивидуальная. Самостоятельной работе (домашним заданиям) в индивидуальной программе отводится основная роль. Цель домашних заданий – выполнение работ в рамках индивидуальной проектной деятельности, а также - подготовка к освоению следующего этапа. В самостоятельных работах обучающаяся имеет возможность максимально проявлять творчество: выбирать формат, материал, натурные средства, определять удобное для работы время. Это служит приёмами мотивации к учению и стимуляции интереса к дисциплине.
Основные виды деятельности по реализации индивидуальной программы: беседа, обсуждение, консультация, самостоятельное изучение материалов: иллюстраций, репродукций, теоретических материалов.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- практический;
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, обмен впечатлениями).
Предложенные методы работы в рамках индивидуальной программы являются наиболее продуктивными в реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации программы.
Обучающаяся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.
В качестве дополнительного материала во время самостоятельной работы учащаяся может пользоваться информацией, полученной из Интернет-ресурсов.
Индивидуальный учебно-тематический план создания
иллюстрированной книги-сказки «Приключения Наташи в стране Гномов»
№ |
Наименование темы |
Вид учебного занятия |
Общий объем времени |
||
Максимальная учебная нагрузка |
Самостоятельная работа |
Аудиторные занятия |
|||
1 |
Подготовительный этап. Работа над вступлением. |
|
|
|
|
Январь |
Законы, правила и приёмы композиции. Повторение. |
Повторение материала. |
2 |
1 |
1 |
Устный выбор сюжетов для создания сказки». |
Изучение нового материала. |
2 |
1 |
1 |
|
Составление плана содержания. Подготовка текста вступительной части. |
Изучение нового материала. |
2 |
1 |
1 |
|
Эскиз к вступлению. Тоновое решение эскиза. |
Практикум |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Работа над основной частью. |
|
|
|
|
Февраль |
Изучение правил оформления детской книги. |
Изучение нового материала. |
2 |
1 |
1 |
Цветовое решение эскизов. |
Практикум |
2 |
1 |
1 |
|
Выполнение иллюстраций. |
Практикум |
2 |
1 |
1 |
|
|
Подготовка фрагмента текста основной части сюжета |
|
2 |
1 |
1 |
3 |
Работа над основной частью. |
|
|
|
|
Март |
Выполнение иллюстраций. |
Комбинированное занятие |
2 |
1 |
1 |
Подготовка фрагмента текста основной части сюжета |
|
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Работа над заключительной частью. |
|
|
|
|
Апрель |
Ритм, асимметрия. Способы передачи движения. Повторение. |
Комбинированное занятие |
2 |
1 |
1 |
Создание эскизов для иллюстрации. Выполнение иллюстраций. |
Практикум |
2 |
1 |
1 |
|
Подготовка фрагмента текста заключительной части |
Практикум |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Работа над заключительной частью. |
|
|
|
|
Май |
Оформление обложки, форзацев. |
Занятие изучения нового материала. Практикум. |
2 |
1 |
1
|
Создание эскизов для иллюстрации. Выполнение иллюстраций. |
Практикум |
2 |
1 |
1 |
|
Подготовка фрагмента текста заключительной части. Послесловие. |
Комбинированное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
ИТОГО |
32 |
16 |
16 |
Библиографический список:
Основная литература
Голубева О.Л. Основы композиции. Учебник. М.: Сварог и К, 2008.
Дополнительная литература:
1. Этюд, эскиз, композиция. Электронный ресурс. М., 2003.
2. Живопись: Учебное пособие / Н.П.Бесчастнов, В.Я.Кулаков, И.Н. Стор и др.; Рек.МО РФ . М.: Владос, 2007
3. Проблемы композиции: Учебное пособие / Рос.Акад.художеств. М.: Изобр.искусство, 2000.
4. Соколова О.Ю. Секреты композиции для начинающих художников. М., 2003.
5. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М., 2004
6. «Школа изобразительного искусства» в 10 томах под редакцией ействительных членов Академии художеств СССР М.Г. Манизер, В.А. Серов, П. М. Сысоев, М.Н.
7. «Основы композиции 5-8 классы», Н. М. Сокольникова, Обнинск издательство «Титул» 1996 год.
8. «Школа изобразительного искусства» в 10 томах под редакцией действительных членов Академии художеств СССР М.Г. Манизер, В.А. Серов, П.М. Сысоев, М.Н. Алексич, Х.А. Ушенин – полное собрание 1965 год.
9. Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
10. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
11. Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
12. Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова-Муратова. М., 1980.
13. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М., 1935.
14. Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964.
15. О композиции. М., 1959.
16. Репин И. Далекое — близкое. М.-Л., 1937.
17. Журнал «Юный художник».
18. О композиции: Сб.статей. –М., 1959.
19. Рисунок, живопись, композиция: программа для детских
художественных школ и художественных отделений детских школ искусств/ Краснояр. Краевой научно-учебный центр кадров культуры- Красноярск, 2005.
20. Шорохов Е. Основы композиции.- М., 1979.
21. Энциклопедия. Рисование. М.: Изобразительное искусство, 2000.
22. Ю.Тимердинг Г. Золотое сечение. Петербург, 1924.
Методическая литература, рекомендуемая для преподавателей при подготовке к занятиям:
1. Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
2. Волков Н.Н. Композиция в живописи М., 1977г.
3. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936
4. Дейнека Л. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
5. ЗайцевС.А. Наука о цвете и живописи. М., Искусство. 1986г.
6. Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова-Муратова. М., 1980.
7. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М., 1935.
8. Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964,
9. О композиции. М., 1959.
10. Репин И Далекое — близкое. М.-Л., 1937.
11. Рабкин Е. Атлас цветов. М,, 1956.
12. Ю.Тимердинг Г. Золотое сечение. Петербург, 1924.
11. Фаворский В. О композиции. Фрунзе, 1966.
12. Фальк Р. Беседы об искусстве. Письма. М., 1918.
13. Шафрановский И. Симметрия в природе. Л., 1968.
14. Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
15. Шорохов Е. Композиция. М., 1986.
16. Шугаев В. Орнамент на ткани. М., 1979.
17. Чистяков П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.