Современные технологии предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся
Современные технологии предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся при реализации дополнительных общеобразовательных программ
Автор: Смирнова Лариса Петровна
МБОУ ДО города Костромы «Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» (Станция юных натуралистов)
В настоящее время «профориентацию» понимают как целенаправленную разноаспектную комплексную деятельность по подготовке молодёжи к обоснованному выбору в соответствии с личными интересами, способностями и общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификаций.
Значение профориентации школьников в наши дни растет, важен не только успешный выбор будущей профессии, но и возможность ее смены в будущем, возможной адаптации к изменившимся условиям, переподготовки и быстрого получения новых профессиональных навыков и знаний. Самоопределение школьника, выбор своего пути из сотен существующих профессий невозможны без ознакомления с возможными вариантами выбора, без практических проб и поиска своей «ниши». Преимущества получают те ученики, которые рано начинают задумываться о будущей профессии, о том, в какой деятельности строить свою карьеру.
Для того, чтобы помогать школьникам сориентироваться в мире профессий, соотнести свои пожелания и способности с конкретной деятельностью, существует множество ознакомительных и психологических методик: тестирование, консультации, информатизация и другое. Но все они не позволяют главного: дать ребенку возможность на практике опробовать интересующую его деятельность, «примерить» на себя профессию, разобраться в многочисленных нюансах и принять решение, стоит ли в этой деятельности оставаться.
Дополнительное образование является универсальной площадкой для профориентационной работы, так как отличается свободным личностным выбором деятельности, вариативностью содержания и форм организации образовательного процесса, а также доступностью знания и информации для каждого. Дополнительное образование детей многообразно, разно направлено, наиболее вариативно, и ориентировано на практическую деятельность, реализацию энергии, знаний и личностных качеств учащихся. Кроме того, именно в неформальной атмосфере дополнительного образования дети и подростки получают ценный опыт социальных взаимодействий и продуктивной деятельности.
Педагог дополнительного образования является специалистом по развитию у учащихся разнообразной творческой и продуктивной деятельности, выявляет способности обучающихся, способствует их развитию, поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, оказывает консультативную помощь родителям в пределах своей компетенции.
Следует признать, что дополнительное образование при выполнении профориентационной работы сталкивается с объективными трудностями, такими как несовершенство специального программного обеспечения, несогласованность с работой школы, недостаточная работа в этом направлении с младшим звеном. Но в то же время нельзя отрицать заложенный в дополнительном образовании огромный потенциал, возможности эффективного выявления и сопровождения талантливых в той или иной сфере деятельности детей.
В учреждениях дополнительного образования профессиональная ориентация школьников ведется по нескольким направлениям:
- Информационно-просветительское направление, формирование у школьников представлений об основных профессиях, осмысление общей картины.
- Диагностическое направление, в котором применяются различные анкетирования и тесты. Дают лишь общее представление об интересах и склонностях учащихся.
- Консультационное направление, в рамках которого учащимся предоставляют информацию об учебных заведениях и о востребованности профессии на рынке труда.
- Обучающее направление - реализация программы дополнительного образования в детском объединении, организация непосредственной творческой и продуктивной деятельности школьников по интересующему их направлению.
В объединениях технической направленности имеются широкие возможности подготовки обучающихся к осознанному выбору рода деятельности. В технической направленности ребенок получает первичные инженерные навыки, пробует себя в роли конструктора, исследователя, учится создавать технический продукт и представлять его пользователям. Обучающее направление может включать в себя различные уровни: базовый, углубленный, реализацию индивидуального образовательного маршрута. В Центре естественнонаучного развития «ЭКОсфера» эта система представлена следующим образом.
В объединении «Радиотехническое конструирование» учащиеся получают базовые знания и навыки в области радиоэлектроники, учатся работать с научной и справочной литературой, формируют образное техническое мышление, учатся работать с инструментами и устройствами. После прохождения программы «Радиотехническое конструирование» учащиеся могут перейти на углубленный уровень. На занятиях по программе «Юные Кулибины» учащиеся выполняют ремонт техники и электрооборудования, проводят исследования, занимаются проектной деятельностью и создают свои устройства, а также принимают активное участие в конкурсах различного уровня. Наиболее талантливые учащиеся реализуют индивидуальные образовательные маршруты, результатом их работы являются многочисленные победы в конкурсах всероссийского и международного уровня (Всероссийское соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее», Балтийский научно-инженерный конкурс, Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся 9
Важным ресурсом профессиональной подготовки и профессиональной ориентации школьников являются сетевые формы реализации дополнительных образовательных программ. Примером реализации этого ресурса является проект профессиональной ориентации и профильной подготовки «Агроклассы», в рамках которого организовано сетевое взаимодействие и интеграция учреждений дополнительного образования (ЦЕНР «ЭКОсфера»), общего образования (школы города Костромы) и профессионального образования (Костромская государственная сельскохозяйственная академия).
Под сетевым взаимодействием мы понимаем способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических, материальных и кадровых ресурсов. Основной задачей сетевого взаимодействия является сотрудничество, интеграция сил, ресурсов, помощь и поддержка друг друга, согласование интересов — организация процесса, в котором каждая из сторон выигрывает.
«Агроклассы» - это организация для школьников города Костромы курсов по дисциплинам, преподаваемым в сельскохозяйственной академии («Флористика», «Ландшафтный фитодизайн», «Цветоводство», «Гигиена животных», «Кормление животных» и др.). Курсы ведут преподаватели сельскохозяйственной академии.
На первом этапе реализации проекта важно было определить проблемы, которые будут решаться за счёт создания сети, как для учреждения, так и для региона в целом. Проблема нашего региона в том, что большой процент выпускников школ поступают в СПО и ВПО других регионов, и наши учреждения профессионального образования вынуждены бюджетные места распределять между учащимися из других регионов.
Задачами этого сетевого взаимодействия являются:
1) Расширение спектра образовательных программ для личностного развития обучающихся и формирования базовых компетенций и универсальных учебных действий;
2) Организация предпрофильной подготовки школьников и повышения количества абитуриентов КГСХА из числа выпускников школ города Костромы;
3) Формирование профессионального самоопределения и социализация обучающихся.
В дальнейшем, работа строилась по подготовке участников к сетевым работам. В департамент образования и науки Костромской области поступило предложение от КГСХА о реализации в пилотном режиме с 1 сентября 2017г. в общеобразовательных учреждениях в рамках предпрофильной подготовки, профильного обучения, профессиональной и допрофессиональной подготовки школьников сетевого проекта по различным направлениям. Школы предоставили свои потребности в обучении по тому или иному направлению. Центр естественнонаучного развития «ЭКОсфера» взял на себя организаторские функции этого проекта по направлению «Растениеводство» и «Ветеринария».
До начала реализации проекта было организовано 5 установочных совещаний с участниками проекта «Агроклассы», в том числе и выездное совещание с руководителями общеобразовательных организаций в КГСХА с экскурсией по учреждению. В итоге по проекту «Агроклассы» было сформировано 15 учебных групп с общим количеством 171 человек. Группы были сформированы образовательными учреждениями на основе анкетирования по запросу обучающихся и родителей по предложенным направлениям.
Учебный процесс сетевого проекта «Агроклассы» проходит с ноября по май, строится по модульному принципу, часы каждой из программ проекта распределены между тремя модулями:
1 модуль – лекционный класс;
2 модуль – дистанционно-консультационный класс;
3 модуль – практико-ориентированный класс.
Лекционный класс. Здесь обучающиеся получают теоретические знания по основам учебного предмета, знакомятся со способами получения информации, дополнительными источниками. Основными формами обучения в данном модуле являются очные лекции, круглые столы и конференции. Лекционный класс осуществляется на базе общеобразовательных учреждений.
Дистанционно-консультационный класс. Обучение проводится в форме вебинаров, онлайн-конференций, дистанционного консультирования, самостоятельного изучения учащимися информационных материалов. Дистанционно-консультационный класс проводится виртуально с помощью ресурсов сети Интернет.
Практико-ориентированный класс. Реализация модуля предполагает организацию классов-площадок для практик. На площадках учащиеся отрабатывают практические навыки по предмету, осуществляют опытническую работу, проводят наблюдения, учебные исследования, разрабатывают и реализуют проекты. Классы-площадки организуются на базе ФГОУ ВО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» и МОУ ДО города Костромы ЦЕНР «ЭКОсфера». Классы-площадки реализуются в период с апреля по май. Формой итоговой аттестации является контрольный зачет, включающий тестирование и выполнение итоговой практической работы (проекта).