Иду на урок

Дата публикации: 2018-11-30 15:46:56
Статью разместил(а):
Фомина Елена Геннадьевна

Иду на урок!

Автор: Фомина Елена Геннадьевна

 

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,
и любить тех, кому преподаешь.
В. О.  Ключевский 

 

«Иду на урок!» Из года в год миллионы учителей по нескольку раз в день произносят эту фразу. «Иду на урок!» С чем? Для чего, и главное для кого? Что ожидает каждого учителя на уроке? Каким он ему видится? «Прохождение» ли программного материала при абсолютной тишине? Чего ждет учитель от урока? Гладких ли ответов учащихся или горячих споров, поисков?

Многие современные ученые-педагоги основным признаком хорошего урока считают возможность детей жить в классе интересной, содержательной жизнью. А для этого уроки должны отличаться яркой эстетическо-эмоциональной воспитательной целеустремленностью, духом исканий, творчеством учителя и творчеством учащихся, обеспечивающих единство воспитания и обучения.

Основной тенденцией совершенствования урока продолжает оставаться повышение его качества и эффективности.

В процессе изучения курса физики мы знакомимся со многими учеными. В целях расширения нравственного кругозора учащихся я даю краткие сведения о биографии ученых. Для этого использую магнитофонные записи, устный рассказ, выступление учащихся, написание рефератов. В кабинете имеются портреты ученых.

В первые годы моей работы я больше обращала внимания на научные заслуги ученых и даты, перечисляла вопросы, которыми занимались ученые, зачитывала длинный список их научных работ. Все это не привлекало внимания учащихся и не оставалось в их памяти.

Сейчас я стараюсь больше обратить внимания на какие-то интересные факты, на нравственные качества в характере ученых.

Учащиеся с удивлением слушают, что английский ученый Томас Юнг двух лет от роду научился читать. В начальной школе он изучает латынь, греческий и древнееврейский языки, а заинтересовавшись любопытными картинками в книжках на французском и итальянском языках, он и эти языки изучает самостоятельно. Потом, желая знать разницу между восточными и европейскими языками, осваивает арабский и персидский (без учителя). Увлекшись ботаникой, он задумал построить микроскоп и для этого изучает токарное дело и дифференциальное исчисление (а ему еще нет и 14 лет).

Потом идут годы изучения медицины в Англии и Германии. Он необычайно много читает и успевает дважды в неделю брать уроки танцев, дважды уроки музыки и рисования и четыре раза заниматься верховой ездой. Впоследствии он стал известен как тончайший знаток живописи и музыки, прекрасно рисующий и играющий почти на всех музыкальных инструментах. Следуя своему девизу «И каждый человек может сделать то, что делают другие», он становится искусным наездником и канатоходцем.

Уже в 23 года Томас Юнг становится доктором медицины.

Или, например, рассказываю, как великий английский ученый Майкл Фарадей начинает работать в лаборатории химика Гемфри Дэви.

Администратор института, с которым советуется Дэви на счет просьбы Фарадея,: отвечает: «Пусть он моет посуду. Если он что-нибудь стоит, то начнет работать. Ежели откажется, то значит, никуда не годится».

И Фарадей не отказался, он был готов на любую работу и не считал это позорным.

Очень важно с первых же фраз объяснения нового материала заинтересовать учащихся. Например:

В 1808 г. к причалу одного из французских портов едва добрался своим ходом полуразрушенный молнией военный корабль. На борту его поднялась комиссия, в состав которой входил Франсуа Араго, блестящий ученый, ставший в 23 года академиком. Араго обратил внимание, что стрелки всех компасов были перемагничены в результате удара молнии.

Далее, начинаю объяснять новый материал о связи электричества и магнетизма, сопровождая рассказ демонстрацией опытов.

Объясняя опытные обоснования МКТ, рассказываю об истории открытия броуновского движения.

… Началась эта история в 1827 г. Почтенный хранитель ботанического отделения Британского музея мистер Роберт Броун оторвал глаз от окуляра микроскопа и то ли с досадой, то ли с удовлетворением констатировал: «Опять то же самое!».

Уже этими строками я привлекаю внимание учащихся, далее рассказываю об исследованиях Броуна, и ребята объясняют с точки зрения МКТ те явления, которые не смог объяснить в свое время мистер Роберт Броун.

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую легенды. Например:

Дочь греческого физика и философа Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Как-то, уронив веретено в воду, девушка стала его обтирать краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно все еще влажно, она принялась вытирать его еще сильнее. И что же? Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено.

Другая старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник, его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом».

Одной из форм повышения эффективности урока является изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы.

Писатели и поэты, ярко и образно воспевая родную природу, рассказывая об обычаях, традициях своего народа и характерных природных явлениях, вместе с тем касаются тех или иных физических явлений или законов. Поэтому-то обращение к художественной литературе на занятиях по физике вполне оправдано и рационально.

Природа – это не только окружающая среда, но и огромная «лаборатория», где происходят разнообразные физические процессы и явления. Изучение их на фоне фрагментов из художественных произведений не только обогащает учебный процесс (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся. Чтобы организовать эту работу, нужны подборки фрагментов из произведений художественной литературы народов разных стран, фрагментов, связанных с изучаемым в курсе физики материалом.

Методика использования художественных фрагментов разнообразна. Если отрывок содержит описание физического явления, то его целесообразно зачитать как иллюстрацию; этот прием «пассивный». Более эффективны приемы «активные», например решение физических задач, составленных на основе литературных текстов; или анализ – беседа, в ходе которой рассматривается с точки зрения физики содержание фрагмента.

Приведу примеры:

Тема: Прямолинейное распространение света и образование тени.

         Тени – частые «герои» фольклора. Считалось страшным предзнаменованием «потерять» свою тень. Существовало поверье, что человек, тень которого не имела головы, обречен на скорую смерть. Не имели тени приведения и другая нечистая сила. Все это отражено в сказках, преданиях, романах.

         Вот отрывок из романа английского писателя Р.Стивенсона 4 «Остров сокровищ»:

         «Пираты, возглавляемые Джонсоном Сильвером, услышали из ближайшей рощи чей-то голос. Они тут же решили, что это голос приведения. Сильвер первый пришел в себя: «По-вашему, это привидение? Может быть, и так, - сказал он. – Но меня смущает одно. Мы явственно слышали эхо. А скажите, видал ли кто-нибудь, чтобы у привидений была тень? Если нет тени, значит, нет и эха. Иначе быть не может».

         Далее читаю отрывок из сказки датского писателя Андерсена «Тень», рассказываю, что в исландской сказке «Школа чернокнижия» говорится о том, как Сэмунд Дурный оставил свою тень черту.

         И наконец, обсуждаю с учащимися, что такое тень с точки зрения физики.

         А вот пример, как можно использовать литературные сюжеты при составлении задач.

         Тема: Отражение света.

         Читаю фрагмент из романа А.Беляева «Последний человек из Атлантиды»:

         «Как только жар усилился, Жрец-Хранитель Высших Тайн спускался в свои подземные комнаты. Здесь всегда стояла ровная прохладная температура. Хорошая вентиляция освежала воздух. Дневной свет проникал, преломленный шлифованными зеркалами. Зеркала эти вращались по ходу солнца».

         Задание: Нарисуйте систему из 3-х плоских зеркал, позволяющих повернуть луч света на 900.

         Сюжет второй – их стихотворения русского поэта Ф.Тютчева «В небе тают облака…»

         В небе тают облака,

         И, лучистая на зное,

         В искрах катится река…

         Вопросы учащимся: Узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его? Почему искрится поверхность воды?

         Учащиеся правильно догадываются, что описанное явление связано с отражением света. Затем я дополняю ответ:

         На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты; ее можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны – «зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.

         Н.Гумелев «Капитаны».

         «Там волны с блесками и всплесками

         Непрекращаемого танца,

         И там летит скачками резкими

         Корабль Летучего Голландца.

         Ни риф, ни мель ему не встретится,

         Но, знак печали и несчастий,

         Огни святого Эльма светятся,

         Усеяв борт его и снасти».

         Эти стихи читаю в теме «Электрический ток в газах» при объяснении видов газового разряда.

         Здесь же, используя книгу В.М.Мезенцева, сообщаю следующее:

         «Однажды отряд римских воинов был в походе. Надвигалась ночь. Слышались далекие раскаты грома. Приближалась гроза. Вдруг среди темной ночи над движущимся отрядом засверкали огоньки. Светились острия железных копий воинов. Солдаты приняли свечение за чудо, предвещавшее им победу».

         А вот отрывок из романа В.М. Костылева «Иван Грозный».

         «Дрожащей рукой царь Иван отодвинул занавес. Испуганными глазами взглянул на небо. Лицо его перекосилось от ужаса: на небе, в темной вышине, застыло крестообразное небесное знамение… Опираясь на посох, вышел царь на красное крыльцо наблюдать дивное видение… Долго молча смотрел он на небо, усеянное густой звездной россыпью, и на этот таинственный крест, смутно проступавший в небесной глубине, и вдруг, зашатавшись от слабости … прошептал: «Вот знамение моей смерти. Вот оно».

         Отрывки из произведений художественной литературы, использую не только при объяснении нового материала, но и в качестве вопросов при опросе и закреплении.

         Брюсов В. «Хвала человеку».

         «Змея, жалившего жадно

         С неба выступы дубов,

         Изловил ты беспощадно,

         Неустанный зверолов,

         И, шипя под хрупким шаром,

         И в стекле согнут в дугу,

         Он теперь, покорный чарам,

         Светит хитрому врагу».

         Задаю вопрос учащимся:

         Какое явление природы вы узнаете в образе змея.

         Объясните это явление с физической точки зрения.

         И.В.Гете. «Фауст».

         «Император.

                   Но странно! Копий острия

                   Покрылись белыми огнями.

                   Над каждым кончиком копья

                   Взметнулось маленькое пламя.

                   Нечисто это и чудно!

         Фауст.

                   О, государь! Давным-давно

                   Когда бывало море хмуро,

                   Ниспосылали Диоскуры,

                   Такой же свет на корабли

                   В залог доплыться до земли.

                   Им поклонялись шкипира.

                   Они желают нам добра

                   И шлют нам это ободренье».

         Спрашиваю учащихся:

         Какое физическое явление вы узнаете в этом отрывке? Как воспринимались моряками подобные явления?

         Все приведенные примеры касаются только одной темы: «Электрический ток в газах». В этой же теме я использую произведения Л.Толстого. Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза.

         Д. Гранина. Иду на грозу.

         Ж.Верна. Дети капитана Гранта. Пять недель на воздушном шаре.

         В.Арсеньева. Шаровая молния.

         К.Паустовского. Золотая роза.

         С.Чумакова. Приют Пастухова.

         М.Горького. Старуха Изергиль.

         Н.Лескова. Соборяне.

         Также использую стихи.

         Ф.Тютчева. Успокоение.

         И.Северянина. Ее монолог.

         В.Брюсова. Электрические светы.

         При изучении темы «Основные положения МКТ» рассказываю о движении молекул. Доказываю учащимся, что нельзя отрицать движение там, где его не видно. В этом случае очень подходит пример из пушкинской лирики.

         Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

         Другой смолчал и стал пред ним ходить.

         Сильнее бы не мог он возразить,

         Хвалили все ответ замысловатый.

         Но, господа, забавный случай сей

         Другой пример на память мне приводит:

         Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

         Однако ж прав упрямый Галилей.

         (А.С.Пушкин «Движение»)

         При повторении явления диффузии использую произведения Л.Толстого «Черемуха», Джерома «Трое в лодке, не считая собаки».

         Рассказывая о невозможности создания вечного двигателя, согласно первому закону термодинамики, читаю «Сцены из рыцарских времен» Пушкина, отрывок из повести «Современная идиллия» М.Е.Щедрина.

         Романы французского писателя Жюля Верна дают богатый материал для использования на уроке. Его произведения буквально напичканы различными физическими явлениями. Учащиеся с удовольствием слушают отрывки из этих романов. И материал урока запоминают лучше.

         Ж.Верн                                             Тема:

«Таинственный остров»                           Линзы.

«Путешествие капитана Гаттераса».

«Зеленый луч».                                        Дисперсия света.

«Путешествие к центру Земли».             Звуковые волны.

«Путешествие на луну».                          Смачивание и капиллярные явления.

«Гектор Сервадак».                                  Кипение.

         К некоторым темам подбираю эпиграфы:

         Ой, тени, тени, черные,

         Кого вы не нагоните?

         Кого не перегоните?

         Вас только, тени черные,

         Нельзя поймать – обнять!

                                      (Некрасов)

         (Тема: Прямолинейное распространение света)

         Никто его не видывал,

         А слышать – всякий слыхивал,

         Без тела, а живет оно. Без языка – кричит (Некрасов)

         (Тема: Звуковые волны. Эхо)

         Для некоторых заданий сама сочиняю стихи:

         Задание 1. Из множества карточек выбрать ту, которая соответствует прочитанному:

                   Ток по проволоке струится,

                   Нагреваются провода,

                   И заметно теплее стала

                   Окружающая среда.

         Ученые Ленц и Джоуль

         Определили уже давно,

         В каком количестве провод

         Выделяет в пространство тепло.

         Учащиеся находят карточку, где записан закон Джоуля-Ленца.

         Вопросы учащимся:

1.     Какой закон перед вами? Что он определяет?

2.     Сформулируйте закон Джоуля-Ленца.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

         В любой момент и мгновение вода испытывает …

         Но если пар охлаждается, то всюду … появляется.

         Когда же мороз ударит, вода сразу … станет.

         Использование мною стихов на уроках физики привело к творческой работе отдельных учащихся.

         Вот некоторые сочинения ребят:

         1) Великий русский человек

             Не зная про эру космическую.

             Он сформулировал теорию

             Молекулярную и кинетическую.

             Мы знаем его как химика,

             Математика и философа

             И выучили на физике

             Теорию Ломоносова.

         2) Для газа есть уравнение:

             Точное, скромное, верное.

             Составляют это уравнение

             Температура, объем и давление.

              Называется уравнение

              Клапейрона и Менделеева.

         Иногда помогаю ребятам подобрать рифму.

         На обобщающем уроке по теме «Свойства жидкостей и твердых тел» дала ребятам несколько слов: кипение, испарение, мгновение, повышение…

         И вот что сочинили ребята:

         1) Температурное повышение

              Влечет за собой кипение.

              В то же самое мгновение

              Вода испытывает испарение.

         2) Температура при повышении

              Доведет воду до кипения.

              При этом пойдет испарение,

              И лишь в одно мгновение

              Вода превращается в пар,

              А капля похожа на шар.

Разнообразны возможности использования загадок на уроке как для расширения и совершенствования знаний, так и в воспитательных целях. Буквально на всех этапах урока найдется место загадке. Кто больше всех отгадает загадок; кто больше других знает загадок по определенной теме; кто придумает лучшую загадку о названном явлении – подобные и иные конкурсы не только вносят в урок веселый дух состязательности, остроумия, находчивости, но и способствуют расширению кругозора учащихся.

         При изучении темы «Отражение света» дается понятие плоского зеркала. Здесь я использую такие загадки:

         И сияет, и блестит,

         Никому оно не льстит,

         А любому правду скажет  (Зеркало)

         Хоть он на миг не покидал

         Тебя со дня рождения,

         Его лица ты не видал

         И только отражение  (Зеркало)

         Я увидел свой портрет,

         Отошел – портрета нет  (Зеркало)

         А вот загадки для темы «Средства связи»:

         Что за чудо, что за ящик?

         Сам – певец и сам – рассказчик,

         И к тому же я заодно

         Демонстрирую кино  (Телевизор)

         Через поле и лесок

         Подается голосок.

         Он бежит по проводам –

         Скажешь здесь, а слышно там  (Телефон)

         Стоит на крыше верхолаз

         И ловит новости для нас  (Антенна)

         Через реки, через горы

         Слышим музыку и говор.

         Нам услышать их помог

         Этот чудо-сундучок  (Радиоприемник)

 

         Использование загадок помогает мне оживать уроки, сделать их более интересными, а значит, и усвоение материала – более глубоким и прочным.

         Загадки заставляют учащихся внимательно вдумываться в каждое слово. Это имеет немаловажное значение для выработки у учащихся умения выделить главное, основное в наблюдаемом физическом явлении или в каком-то понятии. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и ее отгадка.

         Хочу еще поделиться методикой проведения уроков «Решение задач». Решать задачи умеют и любят немногие ребята. Поэтому, чтобы основная часть учащихся не скучала, стараюсь формы деятельности на уроке разнообразить.

         Расчетную задачу может решить у доски один ученик (остальные решают в своих тетрадях), а можно привлечь нескольких учащихся. Один учащийся записывает данные, другой выводит формулы, третий рассчитывает, четвертый делает действия с единицами измерения.

         Если задача требует дополнительных пояснений, то могу на доске сама записать формулы, а расчет предлагаю ребятам сделать самостоятельно. (Кто быстрей посчитает?).

         Применение качественных задач вносит в урок минутки психологической разрядки и в то же время активизирует внимание учащихся.

         Ребятам интересны такие вопросы, как например:

1.     На каком физическом явлении основано употребление полотенца?

2.     Почему снег скрипит под ногами?

3.     Почему бывает радуга? и т.д.

Для разнообразия провожу физические диктанты. Для их проверки использую самоконтроль или взаимоконтроль (применяю кодоскоп).

Можно также за 1-2 минуты выполнить программированное задание на закрепление формул, обозначений физических величин, единиц измерений.

Использую дидактические игры «третий лишний», «физические карты», «физическая цепочка» и т.д.

Учитываю индивидуальные способности учащихся. Готовлю карточки с задачами, как для сильных учащихся, так и для слабых. Сложность задачи отмечаю цветом карточки (красный, зеленый, желтый).

Когда урок решения задач насыщен различными по форме заданиями, он проходит быстро и увлекательно, увлеченно, а главное – результативно.

Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения учащихся. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания предмета. В процессе игры учащиеся получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции способствуют лучшему усвоению изучаемого материала, влияют на развитие личности учеников в целом. Вот почему игры – одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора.

Игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой и коллективной работы, для закрепления и повторения изученного, для активизации познавательной деятельности на уроке, для снятия напряжения после сложной учебной работы.

Вот названия некоторых игр, которые я использую на уроке:

- физическое лото

- физическое домино

- физический бой (по принципу игры «Морской бой»)

- угадайка

- хочу все знать

- физический аукцион

- физическая эстафета

- черный ящик

- физическая мозаика

- физическая лотерея

- физический монтаж

- кроссворд, ребус

- физический лабиринт

- шкатулка с секретом

- физический марафон

- небылицы

- головоломки

Я часто думаю, как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний.

Традиционные формы и методы обучения не всегда приводят к желаемому результату. Это способствует поиску новых форм урока. Они повышают интерес к изучаемому предмету и активизируют деятельность учащихся. Это такие уроки, как:

- Урок мозговой атаки

- Урок – марафон (урок – эстафета)

- Урок – панорама

- Урок – путешествие (урок – круиз)

- Урок – игра («КВН»,  «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»,  «Счастливый случай»)

- Урок – викторина

- Урок – концерт

Я рассказала лишь о некоторых приемах, методах, формах повышения эффективности урока.

Но под эффективностью урока я понимаю не только его оригинальное, необычное построение и новизну. Потому что это не цель, а средство, и вопрос о том, насколько методические приемы целесообразны, решается не отвлечено, а конкретно.

Из практики известно, что методический прием, успешно использованный в одной группе, может не оправдать себя в другой, так как выбор приемов зависит не только от специфики учебного материала, но и от подготовленности учащихся, их умения работать самостоятельно и т.д.

Главное же в уроке – его результат: что дал урок учащимся, насколько продвинулись они в усвоении материала. Поэтому оценивая эффективность урока, я всегда исхожу из его результатов.

 

Литература:

1.     И.Г.Кириллова «Книга для чтения по физике», Москва, «Просвещение», 1978 г.

2.     М.Н.Алексеева «Физика – юным», Москва, «Просвещение», 1980 г.

3.     Я.И.Перельман «Занимательная физика», Москва, «Наука», 1979 г.

4.     «Физика в школе» № 2, 1993 г.

5.     Учительская газета, № 3, 26 января 1993 г.

6.     В.Н.Мощанский, Е.В.Савилова «История физики в средней школе», Москва, «Просвещение», 1981 г.