Проблема конфликта в педагогической деятельности

Дата публикации: 2018-11-27 07:10:36
Статью разместил(а):
Исламова Назифа Абдулкеримовна

Проблема конфликта в педагогической деятельности

Автор: Исламова Назифа Абдулкеримовна

ГБПОУ РД «КСУ», г. Хасавюрт

                          

Время, в котором мы живем - время глобальных общественных, политических, духовных и нравственных перемен в обществе. Сегодня ни одна сфера деятельности не осталась без изменений. Характер происходящих преобразований различен и имеет как положительные, так и отрицательные тенденции. Все это, без сомнения, отражается и на нашей образовательной системе.

Всем известно, что население нашей республики, начиная с маленьких детей, страдает различными психическими расстройствами. Общественность занята проблемой психического здоровья детей, и к великому сожалению, без внимания остается главный воспитатель их жизни – учитель.

А ведь в значительной мере именно от учителя с его профессиональными и личностными особенностями, интеллектуальными и эмоциональными возможностями   зависит психическое здоровье и благополучный личностный рост нашей молодежи.

В настоящее время остро ощущается потребность в учителях, владеющих  искусством создавать здоровый психологический климат в коллективе. Сегодня вряд  ли уже кого может удовлетворить, учитель, который не исполняет свои обязанности профессионально.

Без профессионализма, индивидуально-личностного начала по существу, невозможно современное обучение и воспитание. От того, какие средства своего  «Я» учитель передает своим ученикам, какие струны их души он сумеет затронуть, во многом зависит будущее нашего общества. Вполне понятно, что сделать это может лишь тот, кто в высшей степени сам владеет профессиональным мастерством, кто способен и умеет творчески передать богатства человеческой культуры всем своим ученикам.

Как известно, в основе профессиональных и межличностных отношений лежит  противоречие, как движущая сила, как диалектическая основа профессионального и личностного роста. Вербализованное противоречие превращается в конфликт. С одной стороны, конфликт, как конструктивное начало и его отсроченная перспектива, с другой стороны, конфликт, как разрушающая стихия, вносящая в поле взаимодействий и отношений атмосферу дискомфорта, дисгармонии.

Обзор научной литературы по данной проблеме показывает достаточно широкую изученность вопроса – конфликта в педагогической деятельности. Конфликты занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и. т. п. В результате бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и,  что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет. Но вместе с тем, недостаточное внимание уделено психологической готовности учителя к разрешению конфликтных ситуаций в школе.

Работа учителя, как справедливо отмечал В.А. Сухомлинский – это работа сердца и нервов, это буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил. Труд  учителя – это постоянное изменение ситуаций,  вызывающих то усиленное возбуждение, то торможение. Поэтому умение владеть собой, держать себя в руках - одно из самых необходимых умений, от которого зависит и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение владеть ситуациями – вот что, прежде всего, изнашивает сердце, изматывает нервную систему учителя.

Но как же воспитывать в себе это умение? Прежде всего, надо знать свое здоровье, знать особенности своей нервной системы и сердца. Нервная система человека по своей природе очень гибка, и учителю надо уметь довести эту гибкость до степени искусства властвовать над эмоциями.

Сегодня в нашей этно среде классическими стали вопросы «Что делать?» и «Как говорить?» с детьми из – за повышенного уровня агрессии и невротизма.  При разговоре с детьми учителю надо четко знать, что следует  сказать – отбор содержания в диалоге, как сказать, - эмоциональное сопровождение разговора, когда сказать, - чтобы достигнуть цели обращенной к ребенку речи – время и место, при ком сказать и зачем сказать – уверенность в результате.

За последнее время, как отмечают многие наши педагоги, значительно снизилась культура общения между учителями и учениками, что совсем не характерно для дагестанской культуры, которая всегда отличалась уважительным отношениям к старшим. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на работе, в семье и в итоге – в школе.

Но, тем не менее, учитель не должен забывать, что стиль педагогического общения играет большую роль в его деятельности, и что именно от него зависит взаимопонимание педагога и воспитанников. А самое главное, стиль педагогического общения отражает психологическую подготовку, общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. Также следует подчеркнуть важность невербальных средств общения и их эмоциональную значимость.

Однако, наивно было бы считать, что учителю легко установить личностно значимые и эмоционально удовлетворяющие обе стороны,  отношения с каждым из 30 – 40 учеников класса в течение  длительного времени в разных ситуациях. Здесь многое, как мы уже отметили, зависит и от личностных особенностей самого учителя, а именно от его психологической готовности преодолевать или разрешать конфликтные ситуации. От стрессовых ситуаций многие учителя становятся все более раздражительными, вспыльчивыми, нервозными, а это не может  не отразиться на их психическом и физическом состоянии.

Сколько существует человек, столько существуют конфликты. Однако, объясняющей их природу, воздействие на развитие общества, коллективов, общепризнанной парадигмы конфликтов не существует, хотя есть множество исследований по вопросам из образования, функционирования и управления ими.

Вне всякого сомнения, в жизни любого человека было мгновение, когда он желал обойти противостояние и задавался вопросом, как решить конфликтную ситуацию. Однако бывают обстоятельства, когда существует желание благородного выйти из затруднительного конфликта, вместе с тем сохранив отношения. Некоторые люди наталкиваются на необходимость обострения конфликтной ситуации, чтобы окончательно разрешить ее. Так или иначе, перед любым человеком вставал вопрос, как избежать конфликтной ситуации или каким образом  разрешить ее. 

                                                        

Литература:

1.       Н .В .Психология конфликта. СПб,2000г

2.        Конфликтология  . СПб.1999г.

3.       Рыбакова М.М Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1999г.

4.       Иванова В.Ф. Социология и психология конфликтов.  М., 1997г.