Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Открытый урок «Хомус - национальный инструмент»

Дата публикации: 2018-11-19 12:43:34
Статью разместил(а):
Матвеева Луиза Александровна

Открытый урок «Хомус - национальный инструмент»

Матвеева Луиза Александровна

 

1. Класс: 1

2. Дата: 10.11.2018 г.          

3. Предмет: Фольклорный ансамбль

4. Цель  урока: дать первоначальные представления о Республике Саха (Якутия), познакомить учащихся с якутским национальным народным инструментом - хомус, историей его создания, тембровой окраской повысить уровень развития ребенка.

5. Задачи: 

Образовательные: 

- расширение знаний в области истории развития хомуса;

- приобщение детей к национальному музыкальному инструменту хомусу как этнокультурное наследие народа;

- приобретение знаний, умений и навыков искусства игры на хомусе;

Воспитательные: 

- воспитать самоконтроль в поведении на занятиях;

- формирование у детей чувства патриотизма и национальной гордости;

- воспитание личности на этнокультурных традициях;

Развивающие: 

- создание условий для личностного роста ребенка;

- формирование этнокультурной компетенции;

- развивать музыкальный слух, память, чувство ритма.

7. Методы обучения: метод контроля, метод самооценки.

8.  Дидактические средства:–  изобразительный ряд:  рисунок разновидности варгана (хомуса), презентация «Якутский национальный инструмент» 

-   литературный ряд: теоретический; стихи про хомус.

-   музыкальный ряд: Компьютер, проектор, слайды, хомус, музыкальный центр, запись импровизации игры на хомусе, 

 

9. Характеристика этапов урока.

Название этапа, цель

Содержание  этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. 

 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.  

 

Организационный момент. Психологический настрой.

Здравствуйте, дети! Норуон норгуй! Я с вами поздоровалась на якутском языке. Слово «Норуон норгуй!» на – якутском означает «Здравствуйте». Давайте вместе с вами повторим хором это слово(дети повторяют слово «Норуон норгуй» хором, затем попросить повторить индивидуально).

Учащиеся входят в класс. Повторяют за преподавателем.

2. 

Учебно-познавательная деятельность. Актуализация и фиксирование задания и индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Постановка цели урока.

 

Просмотр презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы поближе познакомимся с нашей  республикой.

- Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Саха (Якутия).

- Наша республика входит в состав Российской Федерации, расположена на севере Восточной Сибири.

- Как называется главный город Якутии? (Якутск).

Теперь посмотрите на экран. Это – флаг республики Якутии (слайд 1 флаг Якутии). Скажите, что вы видите? (ответы детей).

  • Голубой цвет — символ ясного, мирного северного неба, надежды и свободы.
  • Белоснежная полоска говорит о суровой красоте северного края, экстремальных условиях жизнедеятельности людей, чистоте их нравов и помыслов.
  • Зеленая свидетельствует о коротком ярком лете, цвете таежных просторов, возрождении, дружбе и братстве. Зеленый цвет олицетворяет также тюркское происхождение народа саха.
  • Красный — не только символ жизненных сил, но и красоты, верности родной земле, прогресса.
  • Белое солнце занимает большое место в якутской мифологии. Саха считают себя "детьми белого солнца".

У нашего народа очень интересные традиции ,обычаи и так же свои муз.инструменты.

 (слайд 6 кырыымпа (род скрипки), дюнгюр (род шаманского бубна), кылысах (прототип балалайки), хомус). С инструментом – хомус мы познакомимся поближе

(слайд 7)

Постараемся научиться играть на национальном инструменте Якутии “Хомус”. Всем раздаю хомусы.

Слушают  объяснение преподавателя  и формулируют учебную задачу.

Слушают преподавателя, отвечают на вопросы.

 

Просмотр презентации «Хомус-якутский инструмент»

 

3. 

Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения.

 

Выявление затруднений  в разучивании исполнения  песни . Акцентирование и повторение  наиболее сложных моментов. 

- Посмотрите, ребята: он такой маленький, что помещается у меня на ладони. В народе хомус образно называют «птичкой, согретой ладонью».

- Хомус (варган) – один из наиболее древних и распространенных музыкальных инструментов. На этом маленьком, но удивительно «громкоголосом» инструменте играли, и по сей день играют более двухсот народов всего мира.

Земля хоть она и большая,
Живут в ней множество рас.
Сплелись невидимой нитью
Одним инструментом у всех.
Варган, хомус, маультроммель,
Кубыз, ярар, перммуппиль
Звучит на разных языках,
А у него язык один.
Поднявшись из глубины веков,
Играет он как всегда,
За дружбу, мир и счастье,
На нашей планете земля.

(И.И.Христофоров).

(слайд 8,9 хомусы разных народов) По всему миру насчитывается более 162 разновидностей этого инструмента: якутский «хомус», русский «варган», австрийский «маультроммель», японский «коукин» и т.д.

Хомусы бывают костяными, бамбуковыми, деревянными и железными.

А сейчас мы посмотрим, как на нем играют (видео фильм технику игры на – хомусе Владимира Дормидонтова)

- А сейчас послушаем, как звучит мелодия на хомусе. Вы послушайте, а я у вас потом спрошу: что же вы себе представляли (включить запись на диске якутский хомус Н.Бурцева – Ветерок).

- Понравилось, как звучит хомус? Что вы представляли, когда слушали мелодию? 

- А я представила шелест ветерка, журчание ручейка и красоту якутской земли.

Техника игры на хомусе:  

Веками обрабатывались исполнительские приемы. Чтобы научиться играть на хомусе, необходимо приобрести основные навыки:

  1. Научиться правильно, держать хомус
  2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок
  3. Правильно дышать
  4. Научиться видоизменять звук.

(слайд 10 основные части хомуса) 

1. Научиться правильно, держать хомус. 

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и, приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щёчки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Пока это не удаётся, можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

Так как хомус сделан, из железа, может дать негативную реакцию в полости рта. Поэтому перед игрой надо хорошенько его чистить салфеткой.

2. Овладеть приемами ударов пальцами о язычок 

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки, локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый указательный палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди. Сила удара, его темп совпадают с ритмом музыки.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным. При обратном ударе звук хомуса сильно не меняется, но такой удар считается разновидностью ударов.

3. Правильно дышать 

Основным способом является вдыхание. Чтобы звуки хомуса слились в беспрерывную музыку, чтобы язычок не терял энергии и колебался, издавая звуки, не останавливаясь нужно вдыхать и выдыхать воздух во время игры.

При быстрой игре необходимо использовать дыхания и выдыхания воздуха, без помощи пальцев.

4. Научиться видоизменять звук. 

Хомус с одним язычком играет на одной ноте. Этот звук, получаемый, без помощи органов речи называется основным тоном Хомус. Хомусист, беззвучно двигая органами речи, может извлекать множество различных обертонов.

Слушают звуки хомуса.

 

Отвечают на вопрос.

 

Учатся извлекать первые звуки на хомусе

 

4.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

.

Практическая, самостоятельная работа обучающихся. 

Следит за точностью исполнения, учит правильно держать хомус. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Самостоятельно пытаются играть на варгане (хомусе), учатся правильно держать инструмент, правильно дышать, извлекать звук.

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Подведение итога урока

- А теперь время подвести итоги.

О чём мы с вами говорили сегодня на уроке и что нового вы узнали?

-Ребята, что мы узнали на занятии? (ответы детей)

-Где находится Республика Саха (Якутия)?

-Как называется столица Якутии? (ответы детей)

- С каким якутским национальным инструментом мы познакомились?

- Можно ли научиться играть на хомусе.

- Кому понравился музыкальный инструмент?

- Вы просто молодцы. До свиданья!

Прощание с преподавателем.

Учащиеся анализируют свою работу и  отвечают на вопросы.

Оценивают друг друга.

 

Литература:

1.     О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств / авт.-сост. А.О. Аракелова – Москва: Минкультуры России, 2012

2.     Эвристические методы: презентация «НОЦ «Карьера»

3.     Алексеев И.Е. Искусство игры на якутском хомусе. Препринт. Якутск, 1988 

4.     Жиркова А.С. Авторская образовательная программа «Обучение и воспитание детей через искусство игры на хомусе»

5.     Жиркова Р.Р. «Игра на хомусе», 2016г.

6.     Хомус как этнокультурное наследие. Методические рекомендации для педагогов и родителей. Якутск 2011г.

7.     Шишигин С.С. «Методическое пособие игры на хомусе» - Якутск, 1995

8.     Шишигин С.С., Алексеев И.Е. Чарующие звуки хомуса – Якутск, 1999.

 

.  .  .