Методическая разработка по предмету «Живопись» «Этюд рыбы «по-мокрому»

Дата публикации: 2018-10-06 15:13:48
Статью разместил(а):
Дунковская Ольга Александровна

Методическая разработка по предмету «Живопись»

«Этюд рыбы «по-мокрому»

Автор: Дунковская Ольга Александровна

МБУ ДО «ДХШ № 1 города Астрахани»

 

Техника акварельной живописи – это совокупность специальных навыков, способов и технических приемов письма, посредством которых выполняется художественное произведение. Изобразительные и выразительные возможности акварельной живописи во многом зависят не только от знания материалов и инструментов и умении их применять во время работы, но также и от владения приемами и способами письма. В процессе изучения технических приемов и способов письма акварельными красками освоение техники должно опираться на глубокое исследование и использование творческого опыта мастеров живописи, лучших произведений классического и современного искусства. Подобные образцы мы можем встретить, обратившись к истории акварельной живописи, так как сама по себе эта техника очень древняя.

Первая акварельная техника стала развиваться в Китае после изобретения бумаги во II веке нашей эры. В XII--XIII веках бумага получила распространение в Европе, прежде всего в Испании и Италии. Предшественницей и акварельной техники в Европе была роспись по сырой штукатурке (фреска), позволявшая получать сходные эффекты. В Европе акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи.

Замечательные акварели создавал крупнейший художник эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер. Это были главным образом пейзажи, в которых они поражают свежестью, чистотой, ясностью красок. Они удивительно современны. В то же время техника с использованием ослабленных контуров и растушёвки кистью широко применялась, особенно в XVIII веке, участниками научных и военных экспедиций.

Техника рисования по-мокрому зародилась в Англии в начале XIXв. Самым знаменитым мастером акварели в Англии был У. Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы. Художник обычно работал на влажном листе бумаги, что позволяло одним мазкам переходить в другие тонкими переливами. Цветной туман, облака, морская пена в акварелях Тернера живут, дышат, полны движения и красоты. Он благоговел перед солнечным светом - недаром в его палитре преобладают желтые цвета. Тернеру удавалось передать белизну снега - не одними белилами, а бесконечными оттенками легких и чистых цветов.

В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс , Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств, находившейся в столице империи – Санкт-Петербурге. В России в первой половине XIX века подлинный взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику: писал сразу в один слой, клал краску в два-три слоя по сухой поверхности бумаги, тонкой кистью многократно прописывал детали. Выдающимся акварелистом был Александр Иванов. В его работах исключительно точный и уверенный рисунок гармонично сочетается с ясными, насыщенными красками. Мастерски владели акварельной техникой И. Репин, М. Врубель. Их работы восхищают филигранной техникой, обилием тончайших цветовых и тоновых переходов, россыпями бликов, движением. Даже самые незначительные предметы, изображенные художником, наполняются смыслом и очарованием - цветы, раковины, камни, волны... Такова в общих чертах история развития акварели.

Основная особенность акварели (от латинского acua – вода) – прозрачность ее красок. Это единственная живописная техника, которая полностью обходится без белил. Вместо них здесь работает белизна бумаги, которая просвечивает сквозь наложенные на нее краски, а нужный цвет может быть получен как смешением красок на палитре, так и наложением их друг на друга непосредственно на бумаге. Для достижения наивысшей яркости (в бликах, например) просто оставляются небольшие участки почти или даже совсем не закрашенной бумаги.

В художественной практике акварельной живописи существуют различные технические приемы, которые распределены на три части по способам письма: способ работы по сухой бумаге, способ работы по мокрой (увлажненной) бумаге, комбинированные и смешанные техники. Рассмотрим поподробнее одну из них «по мокрой» бумаге.       

Суть этой техники заключается в том, что краски наносятся на обильно смоченный водой лист, такой способ возможен только в акварельной живописи. Подобный работы позволяет получить в изображении легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой. Начинать писать «по-сырому» надо после того, как бумага равномерно пропитается влагой и на ее поверхности не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности. Также влажность бумаги смягчает границы между отдельными цветовыми тонами. Работу лучше начинать сверху, предварительно определив основные отношения натурной постановки по тону и цвету. Пока наложенный цвет заливки не высох, рядом с ним накладывается другой, частично захватывающий соседний.

Если надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой. Техника «по мокрому» требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, т.к. рисунок остается в «движении» до полного высыхания. В то же время именно своей непредсказуемостью эта привлекает многих художников.

Обратимся к особенностям выполнения этюда сушеной рыбы с натуры, на нейтральном фоне в данной технике, которое условно распадается на несколько стадий. Стадия первая – это рисунок предметов натюрморта (в данном случае - рыбы) на бумаге карандашом. Компонуем на бумаге беглыми линиями. Размечаем общую массу рыбы. На второй стадии широкой кистью полностью смачиваем лист бумаги. На третьей стадии  подбираем цвет драпировки и наносим на рисунок, когда мокрая бумага чуть подсохнет. Степень высыхания бумаги проверяется простым приёмом – отпечаток пальца не должен растекаться, тогда бумага идеально подходит для работы «по-мокрому». Приступаем к четвертой стадии работы над натюрмортом. Пишем рыбу на мокром фоне. Средним тоном набираем основные элементы рыбы. Пигмента в акварели по-мокрому надо брать больше, потому что он впитывается в бумагу и рассеивается в листе. Далее прорисовываются теневые части рыбы. Световые, при необходимости, мы можем вытереть сухой кистью. На заключительном этапе работы над рыбой прорабатываются мелкие детали. Пятая стадия  – это рисунок теней на драпировке. При необходимости подмачиваем бумагу, насыщенным пигментом рисуем падающие тени от рыбы. Чтобы не было непредвиденных подтёков, оставляем его в горизонтальном положении и ждём окончательного высыхания.

Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора - для всех, кто использует цвет в своей профессиональной деятельности. Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения живописных работ, в частности натюрморта.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивых предметов, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Яркость, выразительность образов вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в собственных работах.

Французский художник Э. Делакруа писал: «То, что даёт тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги. Свет, пронизывающий нанесённую на белую поверхность краску, - даже в самых густых тенях - создаёт блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи ещё и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков». Однако, кажущиеся простота и легкость, с какой художник профессионал создаёт картины в этой технике, обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на поверхность краску - от широкой смелой заливки до чёткого завершающего мазка. При этом необходимо знать, как краски ведут себя на различных видах бумаги, какой эффект дают при наложении друг на друга, какими красками можно писать по сырой бумаге в технике «по мокрому», чтобы они остались сочными и насыщенными.

В изобразительном искусстве акварель занимает особое место потому, что ею можно создавать и живописные, и графические, и декоративные произведения - в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник. Для художника, занимающегося акварельной живописью, немаловажную роль играют как сами краски, так и удобство их использования. Широки возможности акварели: цвета то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряженны. Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать возможности различных сортов бумаги и особенности акварельных красок.

Можно сделать вывод о том, что изучать технику акварели на уроках живописи необходимо, поскольку работа с акварелью приучает к серьезной вдумчивой деятельности в области творчества. Техника акварели способствует выработке навыка аккуратной работы, развивает умение видеть тончайшие цветовые переходы, учит нестандартному восприятию образа окружающей действительности, равно как и ее передаче.

В целом акварельная живопись формирует изящество восприятия мира и тонкую духовную организацию личности.

 

Список используемой литературы:

- Алёхин А.Д. О языке изобразительного искусства. – М., 1973.

- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.

- Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М., 1984.

- Герчук Ю.А. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1994.

- Зайцев Е.А. Наука о цвете и живопись.- М., 1986. Паррамон М.К. Основы живописи.- М., 1994.

- Урок акварели от Константина Стерхова. Школа изобразительного искусства. Изд. «Изобразительное искусство» М. 1989.