Программа по учебному предмету. Музыкальный инструмент "Баян"

Дата публикации: 2018-10-02 21:16:48
Статью разместил(а):
Скирдина Елена Михайловна

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства

Программа по учебному предмету

Музыкальный инструмент "Баян"

Автор: Скирдина Елена Михайловна

Омутинская ДШИ, Тюменская область

 

Пояснительная записка.

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (баян,)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Проблема обучения в детской музыкальной школе не нова. Мы обучаем сегодня детей так, как будто они все без исключения непременно будут солистами – инструменталистами. Престиж ученика во многом зависит от того, на сколько ловко он исполняет сольную программу или технический минимум. Такой «концертно – исполнительский уклон» мешает школе выполнять свое основное предназначение – давать основной массе обучающихся общее музыкальное образование, готовить их к активному музицирования. В результате, как правило, многие дети не выдерживают усиленной тренировки и бросают школу.

Для того, чтобы подготовит музыканта – любителя, активного слушателя, способного выбрать для себя лучшее из окружающего звучания, увлечь других, нужны более разнообразные формы работы, определенная направленность учебного процесса на уроках по основному музыкальному инструменту.

Как заниматься с учеником творчеством? Как научить его подбирать мелодии по слуху и транспонировать их? Как все это уложить в незыблемые рамки урока по специальности? Каков должен быть оценочный критерий? Ответить на эти вопросы поможет накопленный опыт работы, элементы эксперимента на уроке и данная программа.

Развивая у детей творческое начало, не нужно сремиться делать всех учащихся композиторами, но разбудить их фантазию и воображение просто необходимою. Поэтому главное здесь не результат творчества, не погоня за числом сочинений, а сам процесс работы над ними. Творческие задания могут быть самыми разнообразными: сочинить окончание мелодии, гармонизовать мелодию, сочинить мелодию по аккордовой цифровке, сделать переложение, написать вариацию и т.д. Как показала практика, творческий потенциал проявляется очень рано у всех детей. Поэтому заниматься развитием этих задатков нужно со всеми учениками и весь период обучения без суеты и спешки. Особенно в таком воспитании нуждаются слабые учащиеся.

Помимо того, что творческий процесс увлекает учащихся, он самым благотворным образом отражается на характере исполнения: свое детище учащиеся играют ярко, выразительно, технически свободно, а это непременно скажется в процессе овладения инструментом.

Чувство участия, сотворчества доставляет детям огромное удовлетворение, а музыкальный инструмент становится другом, которому можно доверить сокровенное, средством, позволяющим материализовать свои музыкальные мысли, образы, фантазию. Стоит ли доказывать, что творческое начало, разбуженное и в определенной мере воспитанное у детей в условиях учебы в музыкальной школе, пригодится им в будущей жизни, какие бы специальности они себе не выбрали.

Чтобы выйти из стен школы достаточно образованным в музыкальном отношении, ученик за годы обучения должен освоить комплекс довольно сложных музыкальных элементов. Это достаточно большой объем теоретических, слуховых, исполнительских навыков. Мы должны научить наших учеников слушать музыку и правильно на нее реагировать, самостоятельно разбираться в нотном тексте, находя в нем смысл музыки, а не только музыкально – высотный текст. Мы должны научить своих учеников выражать свои чувства языком музыки – музицировать, а это возможно только приобщая их к творческому процессу, к творчески свободному самовыражению.

Таким образом, главной задачей музыкальной школы является воспитание музыканта как личности творческой

Решить эту проблему возможно только на основе комплексного обучения, то есть включая в учебный процесс всего круга слуховых, эмоциональных и исполнительских задач, куда кроме чисто исполнительских проблем входят элементы собственного творчества детей.

Удачное сочетание исполнительства и собственного творчества как нельзя лучше отвечает музыкальным запросам детей, превращает занятия на музыкальном инструменте в приятный, увлекательный и интересный процесс. Обучение становится современным, развивающим, занятия же творчеством пригодятся в будущем не только музыканту, но и специалисту в любой другой области.

Характеристика предмета и его значимость. Уроки освоения музыкального инструмента-баяна предполагают индивидуальные занятия с учащимся, на которых они приобретают:

- знания, умения и навыки игры на баяне, позволяющие творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

- умения и навыки сольного и ансамблевого исполнительства.

Значимость занятий по специальности заключается в:

- овладении учащимися духовными и культурными ценностями народов мира;

- приобретении учащимися опыта творческой деятельности.

- художественном образовании, эстетическом воспитании и духовно-нравственном развитии детей;

- выявлении одарённости детей в раннем возрасте.

Новизна данной рабочей образовательной программы состоит в том, что она разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе; учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренности детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного исполнительства;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
  • подготовку одаренных детей к переводу в классы основных предметов профессиональных образовательных программ дополнителного образования.

Актуальность программы заключается в том, что она:

- обеспечивает преемственность программы и основных предпрофессиональных образовательных программ начального образования в области музыкального искусства;

- сохраняет единство образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства; отвечает: целостности, т.е. внутренней взаимосвязи компонентов учебного плана с такими предметами как «Ансамбль», «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература» и т.д.;

- обеспечивает преемственность программы и основных предпрофессиональных общеобразовательных программ образования в области музыкального искусства; перспективности, т.е. наличии резервов, гибкости образовательной программы.

Педагогическая целесообразность:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка.

Цель программы: приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков игры на музыкальном инструменте (баян, аккордеон); обеспечение качественности образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности.

Задачи:

- выявление одаренности у детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные предпрофессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Развивающие задачи:

- развитие музыкальных способностей (музыкальный слух, память, метроритм);

- развивать способность к художественному переживанию, эмоциональное начало в постоянной связи с интеллектуальным;

- развитие творческих способностей;

- развитие артистических способностей;

- развитие воображения, усидчивости, терпения, мышления.

Обучающие задачи:

- приобретение начальных профессиональных исполнительских навыков игры на инструменте;

- приобретение навыков ансамблевой игры, чтения с листа;

- приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;

- приобретение навыков самостоятельной работы над произведением;

- овладение основами аккомпанемента.

Воспитательные задачи:

- воспитание культуры личности;

- эстетическое и нравственное воспитание учащихся;

- воспитание трудолюбия, чувство товарищества, чувство личной ответственности;

- формирование патриотизма на основе репертуара.

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Условия реализации образовательной программы:

Срок освоения программы для детей, поступивших в I класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев составляет 3 года.

Для детей, закончивших или не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования, но проявляющих успехи в освоении курса обучения предусмотрен перевод на предпрофессиональные общеобразовательные программы по классу баяна с 8 летним сроком освоения.

Условия приема детей, система набора:

при приеме детей на обучение проводится отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, памяти. Дополнительно поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на инструменте.

Режим занятий:

организация образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком, учебными планами и расписанием занятий;

продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по третьи классы 33 недели;

каникулы:

  • предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель;
  • в первом классе для обучающихся возрастом 7 лет устанавливаются дополнительные недельные каникулы;
  • летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель,
  • осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю и 2 раза в неделю (по желанию родителей).

Выпускникам, прошедшим итоговую аттестацию и сдавшим выпускной экзамен по специальности, выдаётся заверенное печатью Учреждения свидетельство об освоении данной программы по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

обеспечение комфортной развивающей образовательной среды;

соответствие учащегося возрастному цензу и освоение программы не менее 3лет;

желание учащегося обучатся на инструменте баян;

здоровье и уравновешенное состояние учащегося;

воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

внимание и помощь со стороны родителей;

качественные инструменты в соответствии с физическими данными.

Отличительная способность программы:

минимум содержания программы обеспечивает целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе обучения музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков;

обобщает накопленный опыт предыдущих лет и отражает новые тенденции современной педагогики:

обогащён педагогический репертуар: представлен перечень музыкальных произведений по классам, а также произведений, рекомендованных для исполнения в течение учебного года на академических концертах, перечень конкурсных произведений, а также произведения, выразительно представляющие образный мир ребенка;

список примерных исполнительских программ дифференцирован по степени сложности, что позволяет преподавателю осуществлять подбор репертуара с учетом индивидуальных возможностей учащихся;

предполагает творческий подход преподавателя к задаче развития индивидуальных способностей ученика;

выявляет и развивает одаренных детей в области музыкального искусства.

Программа предусматривает:

организацию творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.) и участия в них;

организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств;

эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

построения содержания программы с учетом индивидуального развития детей, а также особенностей культурно-регионального компонента.

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе специальности является: урок (с теоретической и практической частями); подготовка к конкурсам, концертам; концертные выступления; участие в конкурсах; посещение и обсуждение концертов и др.

Занятия могут проводиться в следующих формах: беседы, рассказы, практического занятия, игры, репетиции, самостоятельной работы, защиты творческих работ (рефераты, сообщения, презентации); конкурсов (среди учащихся класса, учащихся других классов и т.д.); творческих встреч; концертов; фестивалей; консультаций; мастер-классов и др.

Одним из факторов постепенного и глубокого освоения учащимися приемов и навыков игры на инструменте являются следующие Формы организации деятельности на уроке: индивидуальная; ансамблевая (с преподавателем).

Основные методы организации занятий:

Словесные методы обучения: устное изложение изучаемого материала; беседа с учащимся; рассказ; анализ (нотного текста, формы, стиля, структуры музыкального произведения и т.д.).

Наглядные методы обучения: показ видеоматериалов; посещение концертов; прослушивание музыкальных произведений; показ, исполнение преподавателем; наблюдение, сравнение и т.д.

Практические методы обучения: практическая работа; самостоятельная работа; тренировочные упражнения (упражнения, гаммы, арпеджио, аккорды, виды туше, штриховые упражнения, динамические упражнения и т.д.); техническая работа над пьесами.

Эмоциональные методы обучения: (подбор ассоциаций, образов. художественные впечатления).

Основные методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

объяснительно-иллюстративные методы обучения;

репродуктивные методы обучения;

частично-поисковые (эвристические) методы обучения;

исследовательские методы обучения и другие.

Использование образовательных технологий. В образовательном процессе используются образовательные технологии, основанные на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования и ориентированы на формирование положительной мотивации к учебному труду, интенсификацию коммуникативной среды, развитие личности. Применяются следующие педагогические образовательные технологии:

классно-урочная технология;

игровая технология (дидактическая игра);

технология проблемного обучения;

технология перспективно-опережающего обучения;

технология критического мышления;

исследовательская технология;

информационная технология;

педагогика сотрудничества и другие.

Ожидаемые результаты освоения программы: 

наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна, для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;

знание художественно-исполнительских возможностей баяна;

знание профессиональной терминологии;

умение читать с листа несложные музыкальные произведения;

навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Формы проведения итогов реализации программы:

участие в концертах, фестивалях, конкурсах;

успешное прохождение итоговой аттестации.

 

Формы и методы контроля. Критерии оценок.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Основными видами контроля учащихся являются:

  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация учащихся,
  • итоговая аттестация учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля являются:

  • систематичность,
  • учет индивидуальных особенностей учащегося.

Каждый из видов контроля имеет свои це­ли, задачи и формы.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины и выявление отношения учащегося к изу­чаемому предмету, организацию регулярных домашних занятий и повышение уровня освоения учебного материала; имеет воспита­тельные цели и учитывает индивидуальные психологические особенно­сти учащихся.

Текущий контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет.

Текущий контроль осуществляется регулярно в рамках расписания занятий учащегося и предполагает использование различных систем оценки результатов занятий. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые.годовые оценки.

Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы, участие в фестивалях и конкурсах.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и уровень усвоения им программы на опре­деленном этапе обучения. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации учащихся являются:

  • зачеты (недифференцированный, дифференцированный);
  • переводные зачеты-экзамены (дифференцированные);
  • академические концерты;
  • контрольные уроки.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля. Например, промежуточная аттестация может проводиться каждое полугодие или один раз в год.

Учащиеся, которые принимают участие в конкурсах, в школьных мероприятиях, выступают в городских концертах, могут освобождаться от экзаменов и зачетов. Зачеты проводятся в течение учебного года и предполагают пуб­личное исполнение программы (или части ее) в присутствии комиссии. Зачеты могут проходить также и в виде академических концертов. 

Переводной зачет – экзамен проводится в конце учебного года с исполнением программы в полном объеме и определяет успешность освоения программы данного года обучения. Переводной зачет-экзамен проводится с применением диффе­ренцированных систем оценок, предполагает обязательное методическое обсуждение.

 

По состоянию здоровья ученик может быть переведен в следующий класс по текущим оценкам. 

Критерии оценки.

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

5 (отлично) - ставится, если учащийся исполнил программу музыкально, в характере и нужных темпах без ошибок.

4 (хорошо) – ставится при грамотном исполнении с наличием мелких технических недочетов, недостаточно убедительном донесении образа исполняемого произведения.

3 (удовлетворительно) - программа исполнена с ошибками, не музыкально.

При оценивании учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.          

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям

Трехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: продолжить обучение под руководством преподавателя, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Для развития навыков творческой, грамотной работы программой предусмотрены методы индивидуального подхода при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии его творческих способностей.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по форме и содержанию, при этом учитывать особенности характера и способности ученика. Весь репертуар должен подбираться так, чтобы его было интересно исполнять, а главное, чтобы он нравился ученику, и ученик его играл с удовольствием.

Во время подбора программы необходимо учитывать данные ученика, его темперамент, характер.

В работе над произведениями рекомендуется добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения могут быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровню музыкального и технического развития ученика. Данный подход отражается в индивидуальном учебном плане учащегося.

Материально-техническое обеспечение программы:

учебные аудитории для мелкогрупповых и индивидуальных занятий, с хорошей освещённостью и проветриванием;

технические средства (грамзапись, фонозапись, радио, телевидение, кино);

необходимое количество качественных инструментов;

пульты;

стулья в соответствии с ростом обучающегося;

концертный зал со звукотехническим оборудованием:

библиотека с соответствующим нотным, научно-методическим фондом, словарями и т.д.;

помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку).

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. ОУ должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. Должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

 

Методическое обеспечение программы:

Для реализации программы необходимо следующее методическое обеспечение:

учебники (основные, дополнительные);

нотные издания;

хрестоматии;

партитуры;

клавиры;

конспекты лекций;

официальные и справочно-библиографические издания;

аудио и видеоматериалы;

электронные издания;

мультимедийные ресурсы;

образовательные ресурсы сети Интернет.

Методические средства обучения:

дидактические материалы;

демонстрационные материалы;

наглядные пособия (таблицы, плакаты и т.д.);

информационные материалы к видео и аудио записям.

Кадровое обеспечение программы:

Преподаватель, имеющий среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Непрерывность профессионального развития преподавателя должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных ОП в объёме не менее 72-х часов, не реже, чем один раз в 5 лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности.

 

Годовые требования с первого по третий класс.

Требования первого и второго годов обучения содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся. За два года нужно стараться овладеть наибольшим количеством штрихов, приемов игры на инструменте, знать динамические оттенки и уметь применять их на практике, познакомиться с основами чтения с листа, игры в ансамбле. В исполнительский репертуар необходимо включать произведения народной, классической музыки, произведения современных композиторов. Учащиеся осваивают циклическую форму, элементы полифонии, учатся использовать средства музыкальной выразительности при создании художественного образа.

Требования третьего года обучения направлены на расширение репертуара, развитие навыков музицирования, подготовку к итоговой аттестации. Уровень сложности итоговой программы может быть различным. Программа должна подбираться с учетом индивидуальных, возрастных возможностей, уровня подготовки. В процессе подготовки итоговой программы закрепляются исполнительские навыки, навыки публичных выступлений.

 

Годовые требования для первоклассников.

При выполнении годовых требований программы допустимы различные формы изучения педагогического репертуара: ознакомление, разбор, фрагментарное разучивание, эскизное разучивание, игра по нотам, игра наизусть, концертное исполнение.

 

Пояснение к годовым требованиям.

Очень важным условием успешного развития ребенка является принцип постепенного усложнения материала от простого к сложному. При этом необходимо помнить, что требовать от ребенка можно только то, что ему доступно. Поэтому необходимо корректировать данные требования в соответствии с возможностями ученика как в сторону занижения, так и в сторону завышения.

Любое изменение требования должно быть оправданным и способствовать музыкальному развитию ребенка.

Пьесы, успешно сыгранные на учебных концертах, могут быть оценены при обсуждении концертов. В этом случае количество пьес, выносимых на весенний переводной академический концерт, может быть уменьшено. При достаточном количестве выступлений и исполнениии всех пьес по зачетным требованиям, учащийся может быть освобожден от майского академического концерта полностью.

 

Список методической литературы:

  1. Артеменкова Т. Технология разработки образовательных программ. – Новосибирск, 1999
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта – исполнителя. Советская музыка.1980.№ 2.
  3. Баренбойл Л. Путь к музицированию.Л.:М., 1973.
  4. Вопросы музыкальной педагогики, сост. Руденко, М., 1980
  5. Вопросы музыкальной педагогики, в 1,сост.Натансон , М., 1979
  6. Варфоломос, Музыкальная грамота для баянистов, аккрдеонистов, Ленинград 1969
  7. Баян и баянисты, в 4, сост. Акимов, М., 1978
  8. Баян и баянисты, в 3, сост. Акимов, М., 1977
  9. Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету музыкальный инструмент (баян)/ Сост. Цветков В., Домогатскя И., Пелевина С., Павлова В.,- М., 2013 г.
  10. Кабалевкий Д. Главное – любить музыку. Советская музыка.1965. № 6.
  11. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Р-н-Д, 2002
  12. Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы. – М., 1985
  13. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981
  14. Мицкевич Н. А. Методика обучения игре на народных инструментах. – Кемерово, 2003
  15. Музыкальный инструмент (баян). Программа для ДМШ (музыкальных отделений школ искусств). Под ред. Б. Егорова. – М., 1990
  16. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1994
  17. Мотов В. Развитие первоначальных навыков игры по слуху. Баян и баянисты.М., 1961.
  18. О примерных учебных планах и программах учебных дисциплин государственных и муниципальных, художественных школ и школ искусств. Письмо министерства Культуры Российской Федерации. № 01- 266/16-12 от 23.12.96.
  19. Программы министерства культуры РФ по баяну.
  20. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1994
  21. Шахов Г. Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне. Баян и баянисты. М., 1981. Вып. 5.
  22. Ястребов Ю. Петербургский листок. Информационный бюллетень «Народник».