Методы и приемы развития речи у учащихся в начальной школе

Дата публикации: 2018-09-23 12:29:50
Статью разместил(а):
Табулова Сауле Хайретденовна

Методы и приемы развития речи у учащихся  в начальной школе

Автор: Табулова Сауле Хайретденовна

Учитель начальных классов Горюновской СОШ 

 

Развивать речь младших школьников на уроках русского языка можно с помощью следующих методов: имитативных, коммуникативных и метода конструирования. Все три группы методов сочетаются в работе учащихся и учителя, дополняют одна другую и в совокупности создают базу для системы развития речи учащихся, которая тесно связана с курсом русского языка, литературы, окружающего мира , с социальной деятельностью детей.

Имитативные методы по-другому можно назвать методами «по образцу». В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность - выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений и текста, и обобщение, вывод правил.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все его ступени - и ситуативную, и мотивационную, и восприятие собеседником, и обратную связь. Коммуникативные методы имеют свой набор приемов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей и дневников; создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных; выбор разнообразных жанров .

Метод конструирования- синтетический метод.Он связан с первыми двумя. В системе обучения «по образцам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям. Конструирование связано и с коммуникативным методом, поскольку он обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет социальные и личностные функции речи. 

Сочинение и изложение как одни из видов работ по развитию речи в начальных классах.

Основными приемами развития связной письменной речи учащихся в методике считаются изложения и сочинения.  

Обучение изложению и сочинению - это актуальный вопрос современной методики преподавания русского языка. Посредством сочинений, учитель познает внутренний мир ребенка, а для ребенка это первые попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, оно заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. 

Таким образом, научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа, которая планируется на каждый урок и на перспективу.