Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технические задачи в работе над этюдами Ф.Шопена и пути их преодоления

Дата публикации: 2018-09-09 21:09:54
Статью разместил(а):
Даминова Гузель Ринатовна

Технические задачи в музыке Шопена и пути их преодоления

Автор: Даминова Гузель Ринатовна

 

Говоря о технических проблемах в музыке Ф. Шопена, прежде всего я должна коснуться жанра эпизода. Этюды занимают значительное место в творчестве Ф. Шопена. Многие из них знамениты и знакомы даже любителям музыки. Шопен написал 2 опуса этюдов: ор 10 (12 этюдов), ор 25 (12 этюдов). Жанр в творчестве композитора видоизменяется, обретая новый смысл. В чем?

Во-первых: это художественность образов. Это для польского музыканта стоит на первом месте. Ф. Шопен, прежде всего, ставил задачу - понять замысел, отсбда стремление развивать в учениках способность воображать. Техника же была в угоду художественности. Эпизоды  Шопена до наших дней сохранили значение высшей пианистической пробы. Соприкасаясь с данным жанром, учащиеся должны иметь хорошую техническую базу, в достаточном количестве должны быть сыграны этюды М. Клементи, К. Черни (ор 740), Мошковского, ибо они являются «хорошим техническим подкреплением» к этюдам Ф. Шопена. Ладотональное соотношение не предусматривается как в прелюдиях, правда в отдельных случаях присутствует ор 10.

Более очевидна подборка этюдов по контрасту приемов фортепианной техники. (Арпеджио – этюд «1 ор 10, №13 ор 10, №12 ор 25; хроматическая гамма – этюд №2 ор 10; октавы – этюд № 11 ор 25 и т.д.»).

Во-вторых, расширение кругозора пространственно-динамических возможностей. Использует инструмент во всей полноте, смело, распространяя звуковой материал на все регистры.

В-третьих: новаторство Шопена в том, что жанр эпизода может быть и кантиленного плана (этюд «№3 ор 10; №6 ор 10, №7 ор 25»).

В-четвертых: достаточно широкое применение педали. Педаль содействовала совершенствованию ряда технических навыков, облегчению техники быстрых переносов и скачков.  Ввел более «тонкую» педаль: полупедаль, четверть-педаль.

В-пятых: большое значение Шопен придавал линии рисунка. Она может быть сплошной или рвущейся на части, но мелодия Шопена всегда стоит на первом плане. Фактура произведений в первую очередь мелодическая. Приемы обыгрывания у Шопена разнообразны. Особенно любит пассажи, основанные на опевании звуков Т53 звуками Sсферы.

Классическим примером хроматического обыгрывания могут служить этюды: amoll№2 ор 10; amoll3 11 ор 25.

Мелосом пронизаны не только мелодические линии, но и линии сопровождения, басы. В сущности, мы имеем дело с мелодической гармонией.

В музыке Шопена мы сталкиваемся с удивительной чуткостью в отношениях красочно0выразительныз свойств отдельных регистров; он всегда выбирает тот регистр, который наиболее соответствует характеру мелодии или пассажа.

Аппликатурные предпочтения Шопена были вызваеы, прежде всего, художественной необходимостью. Они возникли из твердого убеждения, что каждый палец обладает вполне определенными, обусловленными природой звуковыми возможностями. Поэтому аппликатурные принципы достойны самого тщательного изучения.

 

Подробный разбор этюда № 12 ор 25.

Произведение имеет вполне право называться «Революционным», благодаря тональности amoll, мощной фактуре, захватывающей почти все регистры. Тематика связана с борьбой, непримиримостью с произошедшим.

Этот этюд был написан во время войны французов с польским народом. Шопен же, видя, как погибает Польша, в этой музыке выражает свой протест - несмирение.

Технический прием этюда – это разложенные аккорды, исполненный на большом звуковом пространстве, в быстром темпе обеими руками и в параллельном движении.

Начальные звуки – это удары большого колокола. Брать их важно «стоячим» пальцем, дабы покрывать всю фактуру.

Лишь изредка сквозь громовые раскаты, несущихся вверх и вниз доносятся скорбно молящие интонации. Диссонантные сочетания в гармонии усиливают мрачный колорит произведения.

Вначале этюд нужно выучить гармонически, т.е. арпеджио собрать в аккорды.

Арпеджио состоит из 3-х позиций.

Важно среднюю позицию играть более облегченно, давая возможность рукам немного расслабиться.

Сложность эпизода в подмене 5-го пальца 1-м. Данную проблему поможет решить ритмическое упражнение, в котором нужно играть этюд:

Много нужно играть этюд с выделением 2-го пальца, ибо он является одним из самых «ленивых» пальцев в техническом плане.

Полезно в изучение этюда включать упражнение триолями.

Также очень много нужно посвящать изучению каждой руки в отдельности, добиваясь при этом абсолютной свободы.

Часто в параллельных пассажах отстает одна из рук. Поэтому имеет смысл учить этюд следующим образом: левая рука на f, а правая на p(если отстает левая рука) и наоборот, если есть технические проблемы в правой руке.

Исключителен эффект концовки этюда, когда осуществляется внезапный переход в одноименный мажор.

Таким образом, композитор хотел подчеркнуть идею победы добра над злом.

 

Литература:

1. В.Конен «История зарубежной музыки».

 2. Я. Мильштейн «Очерки о Шопене».

.  .  .