Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Спортивный проект "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"

Дата публикации: 2018-05-31 11:08:10
Статью разместил(а):
Иванова Елена Борисовна

Спортивный проект

"Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"

Автор: Иванова Елена Борисовна

ГБУ ДО "Детско-юношеский Центр Нижегородской области "Олимпиец"

         

1.     ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Название проекта

"Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"

География проекта

Учащиеся муниципальных районов и городских округов Нижегородской области

Сроки реализации проекта

Сентябрь-март

Краткая аннотация

Приоритетными направлениями в работе являются:

-       включенность участников Акции в активную физкультурно-спортивную деятельность;

-       реализация творческого и лидерского  потенциала ребенка;

-       развитие инициативы участников Акции.

Содержание проекта предусматривает проведение мероприятий, связанных с тематикой.

Реализация проекта осуществляется через систему теоретических и практических занятий, а также через организацию коллективно-творческой деятельности.

Тематический компонент проекта включает в себя работу по трем блокам:

Обучающий блок представляет собой курс занятий, классных часов и т.д., которые направлены на формирование у участников потребности в здоровом образе жизни. Исследовательский блок включает работу над видеопроектами "Спорт, как альтернатива пагубным привычкам", целью которого является привлечение внимания участников к различным видам спорта и здоровому образу жизни и отказа от вредных привычек.  Результатом этого блока станет конкурс электронных презентаций и видеоматериалов по теме.

Демонстрационный блок включает в себя конкурсы агитбригад, работа волонтеров, выставки плакатов и рисунков, распространение буклетов.

Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект.

Проблема "вредных привычек" является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика "вредных привычек" - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека.

Актуальность проекта для молодежи.

Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна. 

Основные целевые группы, на которые направлен проект.

Образовательные организации всех типов, обучающиеся (учащиеся, воспитанники, студенты), а также их родители, педагогические работники 

Цель проекта

Пропаганда и формирование потребности в здоровом образе жизни, пропаганда и популяризация видов спорта,

Задачи проекта

  - развитие творческих способностей обучающихся и формирование у детей и молодежи стремления к физическому совершенствованию;

  - привлечение детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризация физической культуры и здорового образа жизни;

- повышение мотивации обучающихся к совершенствованию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Отечества;

  - приобщение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности;

 - предупреждение правонарушений, антиобщественного поведения обучающихся;

  - развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

  - выявление лучших образовательных организаций (учреждений) по организации социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек.

Методы реализации проекта

Методы реализации – проектный. Проходит по следующим этапам:

1.  Формирование творческой идеи.

2.  Определение проблемной ситуации, формулирование цели и задач.

3.  Составление теоретической модели и проведение Акции.

4.  Получение практических результатов.

5.  Оформление результатов исследовательской работы.

6.  Практическое применение приобретенных знаний в волонтерской практике, трансляция собственного миропонимания.

- словесный (рассказ, объяснение, беседа, диспут); демонстрация (плакатов, рисунков, презентаций); практическая работа (с книгой, справочной литературой, интернетом).

Обоснованность применения различных методов заключается в том, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач. Среди используемых есть такие, которые повышают познавательную активность и самостоятельность учащихся: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, эвристический (постановка вопросов и ответы на них).

Формы проведения Акции могут быть различными: физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, праздники здоровья,  семейные праздники, ролевые игры, театрализованные представления,  конференции,  диспуты,  «круглые столы», психологические тренинги, тематические классные часы, семинары, консультации, конференции, телефоны доверия, показательные выступления лучших спортсменов и другие.

Автор проекта

Инструктор-методист ГБУ ДО "Детско-юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец" - Иванова Елена Борисовна.

Руководитель проекта

Директор ГБУ ДО «Детско - юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец"- А.С. Шабаев.

Адрес организации, реализующей проект

603010, Нижегородская область, г. Нижний Новгород,

 ул. Украинская, д.86.

Телефон

Тел/факс (831) 245-43-14

Ожидаемые результаты

В ходе реализации проекта ожидаются  следующие результаты:

- привлечение детей  к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развитие интереса к видам спорта,

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

-   популяризация видов спорта среди учащихся;

- формирование у участников смены представлений о последствиях воздействия пагубных привычек на физическое и духовное здоровье человека, осмысление преимущества здорового образа жизни;

- формирование у участников потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными и активными играми и использование их в свободное время.

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

Привычки составляют неотъемлемую часть жизни человека, делая его индивидуальным. Однако далеко не все из них можно назвать полезными, напротив, у каждого из нас есть некоторое число тех привычек, от которых мы хотели бы избавиться. Но, к сожалению, мы склонны откладывать эти, казалось бы, несущественные вещи в долгий ящик. Однако если задуматься, отказ от вредных привычек существенно упростил бы нашу жизнь и стал бы поводом для гордости собой, а потому в данной работе мы рассмотрим именно эту вечную тему.

Актуальность проблемы

В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отдельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна.  

Необходимая профилактика «вредных привычек» - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.

На дворе 21 век. Век Интернета и телевидения. Современный человек, находясь в постоянном круговороте событий, предпочитает отдыхать у экранов компьютера или телевизора. Это пустая трата времени, вред здоровью. Отсутствие же целей в жизни и стремления к чему-либо порождают лень. А от безделья человек может начать пить, курить, Употреблять наркотики. Каждый должен сохранить в себе человека, ведь пагубные привычки приобретаются в коллективе. Не надо стараться быть похожим на кого-либо, надо иметь собственное мнение, надо думать о последствиях, прежде чем совершать глупые поступки! Каждый человек хочет быть здоровым, крепким и красивым. Его здоровье зависит от его самого.

Спорт – альтернатива пагубным привычкам!

 

2. АКЦИЯ  "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"

2.1. Цель и задачи Акции.

Ежегодно, начиная с 2004 года, проводится акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (далее Акция).

Цель Акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам"– приобщение детей, подростков и молодежи к  здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом. 

         Основные задачи Акции:

- ориентирование школьников на здоровый образ жизни, демонстрация его значения в становлении личности человека:

- формирование у подростков норм поведения, исключающих употребление алкоголя и наркотиков;

- привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом;

- совершенствование системы профилактической деятельности среди детей и обучающейся молодежи;

- развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

- распространение опыта работы образовательных учреждений и педагогов по вопросам здорового образа жизни;

- приобщение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности; 

- предупреждение правонарушений, антиобщественного поведения обучающихся;

- развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;

- выявление лучших образовательных организаций (учреждений) по организации социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек.

 2. 2 Руководство проведением Акции

Общее руководство проведением регионального этапа Акции осуществляет оргкомитет.

Непосредственное проведение Акции в образовательных учреждениях возлагается на органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Нижегородской области и руководителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

2.3. Участники Акции 

В Акции могут принимать участие образовательные организации всех типов, обучающиеся (учащиеся, воспитанники, студенты), а также их родители, педагогические работники по следующим группам:

- дошкольные образовательные организации;

- общеобразовательные организации;

- профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

2.4. Сроки проведения Акции 

Акция проводится в три этапа:

I этап – муниципальный – ноябрь-декабрь  текущего года, проводится в муниципальных образованиях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

II этап – региональный – январь  следующего года, проводится в ГБУ ДО ДЮЦ "Олимпиец";

2.5. Формы проведения Акции.

Формы проведения Акции могут быть различными: физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, праздники здоровья,  семейные праздники, ролевые игры, театрализованные представления,  конференции,  диспуты,  «круглые столы», психологические тренинги, тематические классные часы, семинары, консультации, конференции, телефоны доверия, показательные выступления лучших спортсменов и другие.

По итогам Акции в муниципальных районах, городских округах, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования проходит конкурсный отбор лучших работ по шести номинациям:

- "Здоровьесберегающие технологии";

-  "Физкультурно-оздоровительные технологии";

-  "Организация волонтерской профилактической работы";

-  "Исследовательская работа";

-  "Творческая работа";

-   "Ведущие за собой".

2.6. Критерии оценивания конкурсных материалов  

В каждой номинации оценивается:

- соответствие цели и задач Акции;

- использование современных, инновационных подходов к созданию новых оздоровительных технологий;

- уровень осведомленности автора работы по данной тематике, полнота раскрытия темы, ясность и логика изложения темы;

- правильное цитирование, ссылки на использованные источники;

- качественное оформление представленных материалов – графической информации в цифровом виде (рисунки, фотографии, локальные акты и др.);

- качественное использование звука, в том числе музыкального сопровождения, эффектов анимации;

- личный пример учителя, методическая грамотность описания, авторство, массовость и доступность мероприятия.

2.7. Подведение итогов Акции и награждение победителей Акции.

Для подведения итогов регионального этапа Акции от каждого муниципального района, городского округа и профессиональных образовательных учреждений  предоставляются следующие отчеты:

- сводный отчет от муниципального района/городского округа, или  отчет от профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- описательный отчет о проведенных мероприятиях Акции в произвольной форме с приложением фотографий (охват участников, проведенные мероприятия, применяемые инновационные формы, особо отличившиеся организации, обучающиеся и др.);

- заявка на участие победителей муниципального этапа в региональном этапе Акции, за подписью руководителя органа, осуществляющего  управление в сфере образования или руководителя профессиональной образовательной организации и высшего профессионального образования;

- конкурсные видеоматериалы (видеофильм, видеоролик,  не более 1-ой работы в каждой номинации).

 

3.  ХIV Всероссийская акция "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" в образовательных организациях Нижегородской области.

В 2018 году состоялся региональный этап ХIV Всероссийской акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" (далее - Акция).

В Акции приняли участие 1 780 образовательных организаций региона (75%) с охватом 332 807обучающихся (58%).  В их числе:

- 750 общеобразовательных школ (89%) с охватом 220 568 обучающихся (72%)

 - 896 дошкольных образовательных организаций (75%) – 98 600 воспитанников (56%)

 - 22 профессиональных образовательных организаций (37%) с охватом  11 046 человек (26%)  

В 37 муниципальных районах, городских округах в Акции приняли участие все школы, в 35 районах области в рамках данной Акции мероприятия провели все организации дошкольного образования.

В подготовке и проведении мероприятий участвовало 21 937 педагогов, из них 12 942 учителя общеобразовательных организаций, 8 995 воспитателей дошкольных образовательных организаций и 596 работников профессиональных образовательных организаций.  Всего было проведено 8 938 мероприятий. 

С каждым годом отмечается разнообразие используемых форм и качество проводимых мероприятий. Следует отметить, что проведенные мероприятия четко спланированы, направлены на организацию позитивной профилактики антинаркотического воспитания в детской и  молодёжной среде. Активизируется деятельность педагогических работников по использованию инновационных технологий в области профилактики асоциального поведения.

В районах, на территории которых функционируют физкультурно-оздоровительные комплексы, на базах ФОКов были организованы Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта.

Традиционно в рамках Акции проходил конкурсный отбор по 6 номинациям.

В этом году самыми многочисленными номинациями стали "Ведущие за собой", "Физкультурно-оздоровительные технологии" и "Творческая работа".

В каждой номинации оценивались не только уровень осведомленности автора работы по данной тематике, но и умение мультимедийного оформления материала. 

Конкурсные материалы по проведению мероприятий представлялись в форме видеофильма, видеоролика, презентации. В общей сложности на конкурс предоставлено более 400 работ 

На протяжении последних лет учащимся - победителям Акции (возраст 11-15 лет) в качестве поощрения предоставляются путевки на профильные (спортивные) смены " Горжусь Тобой, Отечество!", "Время первых" и  смену  "Олимпийский резерв" в ГБУ ДО ДСООЦ "Лазурный".  Смена "Вершина Олимпа" в ГБУ ДО ДСООЦ "Салют".  

Также стимулом к активному участию в Акции должна стать возможность формирования портфолио педагогических работников, необходимого для прохождения процедуры аттестации, и обучающихся для поступления в образовательные организации высшего образования.

Учитывая вышеизложенное и анализируя уровень деятельности по популяризации здорового образа жизни в образовательных организациях, следует отметить, что данное направление работы все больше находит поддержку педагогов, родителей и администраций районов Нижегородской области.                                                                                                                                              

Из графика 1 и 2 видно ежегодное увеличение количества организаций  и обучающихся, участвующих в Акции. Это связано с растущим интересом к данному мероприятию, а также с привлечением к участию в Акции дошкольных и профессиональных образовательных организаций. 

График 1. Количество организаций принявших участие в Акции

График 2. Количество обучающихся, принявших участие в Акции

В 2016 году небольшой спад произошел  вследствие реорганизации образовательных организаций и изменениями сроков Акции.

3.1 Проект "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" разработан для учащихся общеобразовательных школ, студентов и воспитанников детских садов. Главным в этом проекте является усвоение учениками  о здоровом образе жизни, о вредном влиянии нездоровых привычек на организм человека. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации. В процессе обучения формируется представление о здоровом организме, о влиянии на него вредных привычек, о культуре и традициях нации.

Механизм реализации проекта

Подготовительный этап (осень)

1. Подбор материала по проблеме;

2. Изучение литературы и интернет - ресурсов;

3. Разработка буклетов, анкет и т.д;

 4. Разработка мероприятий акции;

Основной этап (ноябрь-декабрь)

Проведение акции: организация выставки рисунков, плакатов, буклетов, викторин и др. Конкурс презентаций. Оформление  видеоматериала.

 Заключительный этап (январь).

Подведение итогов по работе над проектом, оформление результатов. Данный проект может реализоваться в любом муниципальном учреждении. Результаты, которые мы ожидаем от этого проекта - это, то что разработанные нами мероприятия помогут подросткам задуматься о вреде вредных привычек.

 

3.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта.

1. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. (ред. от 23. 0713) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

5. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации  от 4 сентября 2014 года №1726-р

5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".

.  .  .