Спортивный проект "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"
Спортивный проект
"Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"
Автор: Иванова Елена Борисовна
ГБУ ДО "Детско-юношеский Центр Нижегородской области "Олимпиец"
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА
Название проекта |
"Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!" |
География проекта |
Учащиеся муниципальных районов и городских округов Нижегородской области |
Сроки реализации проекта |
Сентябрь-март |
Краткая аннотация |
Приоритетными направлениями в работе являются: - включенность участников Акции в активную физкультурно-спортивную деятельность; - реализация творческого и лидерского потенциала ребенка; - развитие инициативы участников Акции. Содержание проекта предусматривает проведение мероприятий, связанных с тематикой. Реализация проекта осуществляется через систему теоретических и практических занятий, а также через организацию коллективно-творческой деятельности. Тематический компонент проекта включает в себя работу по трем блокам: Обучающий блок представляет собой курс занятий, классных часов и т.д., которые направлены на формирование у участников потребности в здоровом образе жизни. Исследовательский блок включает работу над видеопроектами "Спорт, как альтернатива пагубным привычкам", целью которого является привлечение внимания участников к различным видам спорта и здоровому образу жизни и отказа от вредных привычек. Результатом этого блока станет конкурс электронных презентаций и видеоматериалов по теме. Демонстрационный блок включает в себя конкурсы агитбригад, работа волонтеров, выставки плакатов и рисунков, распространение буклетов. |
Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. |
Проблема "вредных привычек" является наиболее актуальной в наше время, и борьба с ними – это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика "вредных привычек" - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. |
Актуальность проекта для молодежи. |
Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и не совершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна. |
Основные целевые группы, на которые направлен проект. |
Образовательные организации всех типов, обучающиеся (учащиеся, воспитанники, студенты), а также их родители, педагогические работники |
Цель проекта |
Пропаганда и формирование потребности в здоровом образе жизни, пропаганда и популяризация видов спорта, |
Задачи проекта |
- развитие творческих способностей обучающихся и формирование у детей и молодежи стремления к физическому совершенствованию; - привлечение детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, популяризация физической культуры и здорового образа жизни; - повышение мотивации обучающихся к совершенствованию физических и волевых качеств, готовности к труду и защите Отечества; - приобщение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности; - предупреждение правонарушений, антиобщественного поведения обучающихся; - развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни; - выявление лучших образовательных организаций (учреждений) по организации социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек. |
Методы реализации проекта |
Методы реализации – проектный. Проходит по следующим этапам: 1. Формирование творческой идеи. 2. Определение проблемной ситуации, формулирование цели и задач. 3. Составление теоретической модели и проведение Акции. 4. Получение практических результатов. 5. Оформление результатов исследовательской работы. 6. Практическое применение приобретенных знаний в волонтерской практике, трансляция собственного миропонимания. - словесный (рассказ, объяснение, беседа, диспут); демонстрация (плакатов, рисунков, презентаций); практическая работа (с книгой, справочной литературой, интернетом). Обоснованность применения различных методов заключается в том, что нет ни одного универсального метода для решения разнообразных творческих задач. Среди используемых есть такие, которые повышают познавательную активность и самостоятельность учащихся: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый, эвристический (постановка вопросов и ответы на них). Формы проведения Акции могут быть различными: физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, праздники здоровья, семейные праздники, ролевые игры, театрализованные представления, конференции, диспуты, «круглые столы», психологические тренинги, тематические классные часы, семинары, консультации, конференции, телефоны доверия, показательные выступления лучших спортсменов и другие. |
Автор проекта |
Инструктор-методист ГБУ ДО "Детско-юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец" - Иванова Елена Борисовна. |
Руководитель проекта |
Директор ГБУ ДО «Детско - юношеский центр Нижегородской области "Олимпиец"- А.С. Шабаев. |
Адрес организации, реализующей проект |
603010, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Украинская, д.86. |
Телефон |
Тел/факс (831) 245-43-14 |
Ожидаемые результаты |
В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты: - привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развитие интереса к видам спорта, - формирование потребности в здоровом образе жизни; - популяризация видов спорта среди учащихся; - формирование у участников смены представлений о последствиях воздействия пагубных привычек на физическое и духовное здоровье человека, осмысление преимущества здорового образа жизни; - формирование у участников потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными и активными играми и использование их в свободное время. |
1. ВВЕДЕНИЕ
Привычки составляют неотъемлемую часть жизни человека, делая его индивидуальным. Однако далеко не все из них можно назвать полезными, напротив, у каждого из нас есть некоторое число тех привычек, от которых мы хотели бы избавиться. Но, к сожалению, мы склонны откладывать эти, казалось бы, несущественные вещи в долгий ящик. Однако если задуматься, отказ от вредных привычек существенно упростил бы нашу жизнь и стал бы поводом для гордости собой, а потому в данной работе мы рассмотрим именно эту вечную тему.
Актуальность проблемы
В жизни современного общества особо остро стали проблемы связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности. В данный момент эта проблема стала поистине глобальной. По статистическим данным распространение вредных привычек в большом масштабе, в отдельных странах, связано с нестабильностью политической и экономической ситуации, с наличием большого числа кризисов и несовершенностью политического и экономического механизма. По отношению к нашей стране эта проблема особенно актуальна.
Необходимая профилактика «вредных привычек» - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. С данной проблемой должно бороться не только общество, но и также каждый человек должен осознавать для себя большой вред этих привычек и стараться бороться с ними. Только после этого можно говорить о решении данной проблемы.
На дворе 21 век. Век Интернета и телевидения. Современный человек, находясь в постоянном круговороте событий, предпочитает отдыхать у экранов компьютера или телевизора. Это пустая трата времени, вред здоровью. Отсутствие же целей в жизни и стремления к чему-либо порождают лень. А от безделья человек может начать пить, курить, Употреблять наркотики. Каждый должен сохранить в себе человека, ведь пагубные привычки приобретаются в коллективе. Не надо стараться быть похожим на кого-либо, надо иметь собственное мнение, надо думать о последствиях, прежде чем совершать глупые поступки! Каждый человек хочет быть здоровым, крепким и красивым. Его здоровье зависит от его самого.
Спорт – альтернатива пагубным привычкам!
2. АКЦИЯ "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам!"
2.1. Цель и задачи Акции.
Ежегодно, начиная с 2004 года, проводится акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (далее Акция).
Цель Акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам"– приобщение детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни и регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Основные задачи Акции:
- ориентирование школьников на здоровый образ жизни, демонстрация его значения в становлении личности человека:
- формирование у подростков норм поведения, исключающих употребление алкоголя и наркотиков;
- привлечение детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом;
- совершенствование системы профилактической деятельности среди детей и обучающейся молодежи;
- развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
- распространение опыта работы образовательных учреждений и педагогов по вопросам здорового образа жизни;
- приобщение обучающихся к исследовательской и творческой деятельности;
- предупреждение правонарушений, антиобщественного поведения обучающихся;
- развитие молодежного волонтерского движения по пропаганде здорового образа жизни;
- выявление лучших образовательных организаций (учреждений) по организации социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек.
2. 2 Руководство проведением Акции
Общее руководство проведением регионального этапа Акции осуществляет оргкомитет.
Непосредственное проведение Акции в образовательных учреждениях возлагается на органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов, городских округов Нижегородской области и руководителей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2.3. Участники Акции
В Акции могут принимать участие образовательные организации всех типов, обучающиеся (учащиеся, воспитанники, студенты), а также их родители, педагогические работники по следующим группам:
- дошкольные образовательные организации;
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.
2.4. Сроки проведения Акции
Акция проводится в три этапа:
I этап – муниципальный – ноябрь-декабрь текущего года, проводится в муниципальных образованиях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
II этап – региональный – январь следующего года, проводится в ГБУ ДО ДЮЦ "Олимпиец";
2.5. Формы проведения Акции.
Формы проведения Акции могут быть различными: физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования, праздники здоровья, семейные праздники, ролевые игры, театрализованные представления, конференции, диспуты, «круглые столы», психологические тренинги, тематические классные часы, семинары, консультации, конференции, телефоны доверия, показательные выступления лучших спортсменов и другие.
По итогам Акции в муниципальных районах, городских округах, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования проходит конкурсный отбор лучших работ по шести номинациям:
- "Здоровьесберегающие технологии";
- "Физкультурно-оздоровительные технологии";
- "Организация волонтерской профилактической работы";
- "Исследовательская работа";
- "Творческая работа";
- "Ведущие за собой".
2.6. Критерии оценивания конкурсных материалов
В каждой номинации оценивается:
- соответствие цели и задач Акции;
- использование современных, инновационных подходов к созданию новых оздоровительных технологий;
- уровень осведомленности автора работы по данной тематике, полнота раскрытия темы, ясность и логика изложения темы;
- правильное цитирование, ссылки на использованные источники;
- качественное оформление представленных материалов – графической информации в цифровом виде (рисунки, фотографии, локальные акты и др.);
- качественное использование звука, в том числе музыкального сопровождения, эффектов анимации;
- личный пример учителя, методическая грамотность описания, авторство, массовость и доступность мероприятия.
2.7. Подведение итогов Акции и награждение победителей Акции.
Для подведения итогов регионального этапа Акции от каждого муниципального района, городского округа и профессиональных образовательных учреждений предоставляются следующие отчеты:
- сводный отчет от муниципального района/городского округа, или отчет от профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- описательный отчет о проведенных мероприятиях Акции в произвольной форме с приложением фотографий (охват участников, проведенные мероприятия, применяемые инновационные формы, особо отличившиеся организации, обучающиеся и др.);
- заявка на участие победителей муниципального этапа в региональном этапе Акции, за подписью руководителя органа, осуществляющего управление в сфере образования или руководителя профессиональной образовательной организации и высшего профессионального образования;
- конкурсные видеоматериалы (видеофильм, видеоролик, не более 1-ой работы в каждой номинации).
3. ХIV Всероссийская акция "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" в образовательных организациях Нижегородской области.
В 2018 году состоялся региональный этап ХIV Всероссийской акции "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" (далее - Акция).
В Акции приняли участие 1 780 образовательных организаций региона (75%) с охватом 332 807обучающихся (58%). В их числе:
- 750 общеобразовательных школ (89%) с охватом 220 568 обучающихся (72%)
- 896 дошкольных образовательных организаций (75%) – 98 600 воспитанников (56%)
- 22 профессиональных образовательных организаций (37%) с охватом 11 046 человек (26%)
В 37 муниципальных районах, городских округах в Акции приняли участие все школы, в 35 районах области в рамках данной Акции мероприятия провели все организации дошкольного образования.
В подготовке и проведении мероприятий участвовало 21 937 педагогов, из них 12 942 учителя общеобразовательных организаций, 8 995 воспитателей дошкольных образовательных организаций и 596 работников профессиональных образовательных организаций. Всего было проведено 8 938 мероприятий.
С каждым годом отмечается разнообразие используемых форм и качество проводимых мероприятий. Следует отметить, что проведенные мероприятия четко спланированы, направлены на организацию позитивной профилактики антинаркотического воспитания в детской и молодёжной среде. Активизируется деятельность педагогических работников по использованию инновационных технологий в области профилактики асоциального поведения.
В районах, на территории которых функционируют физкультурно-оздоровительные комплексы, на базах ФОКов были организованы Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования по различным видам спорта.
Традиционно в рамках Акции проходил конкурсный отбор по 6 номинациям.
В этом году самыми многочисленными номинациями стали "Ведущие за собой", "Физкультурно-оздоровительные технологии" и "Творческая работа".
В каждой номинации оценивались не только уровень осведомленности автора работы по данной тематике, но и умение мультимедийного оформления материала.
Конкурсные материалы по проведению мероприятий представлялись в форме видеофильма, видеоролика, презентации. В общей сложности на конкурс предоставлено более 400 работ
На протяжении последних лет учащимся - победителям Акции (возраст 11-15 лет) в качестве поощрения предоставляются путевки на профильные (спортивные) смены " Горжусь Тобой, Отечество!", "Время первых" и смену "Олимпийский резерв" в ГБУ ДО ДСООЦ "Лазурный". Смена "Вершина Олимпа" в ГБУ ДО ДСООЦ "Салют".
Также стимулом к активному участию в Акции должна стать возможность формирования портфолио педагогических работников, необходимого для прохождения процедуры аттестации, и обучающихся для поступления в образовательные организации высшего образования.
Учитывая вышеизложенное и анализируя уровень деятельности по популяризации здорового образа жизни в образовательных организациях, следует отметить, что данное направление работы все больше находит поддержку педагогов, родителей и администраций районов Нижегородской области.
Из графика 1 и 2 видно ежегодное увеличение количества организаций и обучающихся, участвующих в Акции. Это связано с растущим интересом к данному мероприятию, а также с привлечением к участию в Акции дошкольных и профессиональных образовательных организаций.
График 1. Количество организаций принявших участие в Акции
График 2. Количество обучающихся, принявших участие в Акции
В 2016 году небольшой спад произошел вследствие реорганизации образовательных организаций и изменениями сроков Акции.
3.1 Проект "Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам" разработан для учащихся общеобразовательных школ, студентов и воспитанников детских садов. Главным в этом проекте является усвоение учениками о здоровом образе жизни, о вредном влиянии нездоровых привычек на организм человека. В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации. В процессе обучения формируется представление о здоровом организме, о влиянии на него вредных привычек, о культуре и традициях нации.
Механизм реализации проекта
Подготовительный этап (осень)
1. Подбор материала по проблеме;
2. Изучение литературы и интернет - ресурсов;
3. Разработка буклетов, анкет и т.д;
4. Разработка мероприятий акции;
Основной этап (ноябрь-декабрь)
Проведение акции: организация выставки рисунков, плакатов, буклетов, викторин и др. Конкурс презентаций. Оформление видеоматериала.
Заключительный этап (январь).
Подведение итогов по работе над проектом, оформление результатов. Данный проект может реализоваться в любом муниципальном учреждении. Результаты, которые мы ожидаем от этого проекта - это, то что разработанные нами мероприятия помогут подросткам задуматься о вреде вредных привычек.
3.2 Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта.
1. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
2. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. (ред. от 23. 0713) N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
5. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р
5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".