Концептуальное видение образа будущего состояния МБОУДОД ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Дата публикации: 2018-05-30 11:32:07
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Концептуальное видение образа будущего состояния

МБОУДОД ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

 

Талантами измеряются успехи цивилизации,

и они же представляют верстовые столбы истории,

служа телеграммами от предков и современников к потомству.

К. Прутков

 

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство. В последние годы система дополнительного образования оказалась в  новых  условиях: существенное сокращение финансирования и материально-технического обеспечения социальной сферы, сильно изменившиеся потребности населения в получении дополнительных образовательных услуг, задачи, стоящие перед развивающимся обществом, возникающие в связи с этим новые педагогические идеи и технологии, необходимость поддержки высокого рейтинга среди других образовательных учреждений

На сегодняшний день дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития города и региона. Центр «Созвездие» - многопрофильное учреждение дополнительного образования Калужской области. Калужская область лежит на просторах среднерусской равнины, в центре Нечерноземья. Калужские земли вместе с владимирскими, смоленскими, рязанскими, тульскими, калининскими тесным кольцом окружают столицу нашей Родины – Москву. Именно здесь много веков назад формировалось ядро государства Российского, зрели его национальная сила, самосознание и культура, закладывался фундамент русской государственности.

Калужская область - это земля богатого прошлого, процветающего настоящего и перспективного будущего, родина космонавтики и первой в мире атомной электростанции, это земля машиностроителей, приборостроителей, химиков и учёных, поэтов, писателей и художников, мастеров высоких урожаев, животноводства и механизации сельского хозяйства.

Калужская область – прекрасное место для творчества, иначе у нее не было бы такой богатой культуры. Не случайно основным направлением деятельности Центра «Созвездие» стало развитие творчества детей и юношества. «Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить — меньше ли, чем создавать», - говорил Гете. Именно воспитание и развитие детей через богатство родного края, осознание того, что наш город – город с потрясающей историей и колоссальными возможностями имеет больший потенциал, способствует тому, что для своей жизни и профессиональной деятельности учащиеся выбирают родной край.

«Образование становится не только средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но создает возможности для реализации  фундаментального вектора процесса развития человека, поиска и обретения человеком самого себя»[1].

Таким образом, основная тема программы развития Центра «Созвездие» до 2020 года – «Калужский регион – вектор в будущее». Творческое развитие через знакомство с культурой и традициями родного края – это фундамент для построения успешного вектора будущего, а «Родина – это предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах»[2].

Миссия: воспитание личности через мотивацию к познанию, творчеству, труду и приобщению к ценностям и традициям культуры родного края.

Цель: развитие социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к темпам социальных и технологических перемен.

Задачи:

1.    Выстраивание системы общественно-государственного управления развитием Центра.

2.    Разработка системы контроля качеством управления образованием с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

3.    Формирование личностно-ценностного отношения к родному краю через реализацию интерактивной, дистанционной и проектной деятельности.

4.    Удовлетворение потребностей различных категорий учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, одаренных детей.

5.    Развитие перспективных направлений дополнительного образования (техническое творчество, научно-исследовательская деятельность, профессиональная ориентация), разработка программ и проектов нового поколения.

6.    Внедрение и апробация новой модели методической службы,  развитие кадрового потенциала Центра.

7.    Разработка и внедрение детских общественных проектов, в том числе  развитие волонтерства и социального предпринимательства.

8.    Разработка и внедрение механизмов координации и регуляции системы сетевого взаимодействия учреждения.

9.    Разработка системы выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.

10.    Совершенствование нормативно-правовой базы учреждения.

11.    Модернизация инфраструктуры Центра, обеспечивающей эффективную реализацию деятельности учреждения.

Принципы:

-    Принцип персонализации. Формирование эффективных механизмов  реализации интересов и потребностей детей с учетом их разновозрастных и индивидуальных особенностей. Возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий. Право на проявление индивидуальных личностных свойств, собственных суждений, мнений, позиций учащихся независимо от их возраста. Реализации права на развитие личностного и
профессионального самоопределения детей и подростков.

-   Принцип проектного подхода к организации деятельности Центра. Проектирование как основа инновационной работы, которое по направлено на обновление содержания образовательного процесса. Исследовательская деятельность по разработке оптимальных дидакти­ческих условий, обеспечивающих максимальную реализацию творческого потенциала учащихся, диагно­стика уровня подготовленности, возможностей и способностей обучающихся.

Принцип информальности. Создание условий для развития индивидуальной познавательной деятельности, образование за счёт собственной активности учащихся в насыщенной культурно-образовательной среде (общение с интересными людьми, чтение и анализ литературы, посещение учреждений культуры, путешествия, сотрудничество со средствами массовой информации и т.д.). Различные формы альтернативного образования, такие как: самообучение, молодёжная работа, участие в молодёжных и волонтерских движениях, развитие детских общественных инициатив. 

Принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования. Обеспечивает возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах. Непрерывное образование, которое включает все возможные отрасли знания,  являющееся звеном между существующими традиционными формами образования и культурной деятельностью человека. 

 Принцип культуросообразности. Предполагает ориентацию воспитания на общечеловеческие ценности, выстраивание воспитательной системы в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;

Принцип эффективности социального взаимодействия и общественного партнерства. Отражает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом – формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Расширение возможностей использования потенциала организаций
культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса,  научными организациями.

Модель социокультурной среды

Основой реализации программы развития Центра является педагогика среды. Такой подход позволяет организовывать социокультурную среду, окружающую ребенка, где детская личность является субъектом воспитания, располагающего возможностями овладения формами, методами и способами практической деятельности.

Под развитием социокультурной среды в обучении и воспитании учащихся мы понимаем систему действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования результата личностного развития учащихся с учетом разновозрастных особенностей.

Эффективность развития социокультурной среды, способствующей формированию мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности и адаптивности подрастающего поколения к темпам социальных и технологических перемен возможна при наличии следующих компонентов.

Жизнетворчество, т.е. включение детей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиям изменения собст­венной жизни, создание среды жизни.

Социализация, т.е. вхождение ребенка и жизнь общества, его взросление, освоение различных способов жизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей, формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения.

Культурная идентификация, т.е. востребование культурных способностей и свойств личности, актуализация чувства принадлеж­ности ребенка к определенной культуре и оказание помощи в обрете­нии им черт человека культуры.

Духовно-нравственное развитие личности, т.е. овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступ­ки и поведение.

Индивидуализация, т.е. поддержка индивидуальности, самобыт­ности личности, развитие ее творческого потенциала, становление личностного образа учащегося.

Развитие социокультурной среды Центра «Созвездие» требует совершенствования системы управления учреждением. Для реализации этой задачи необходимо создание органов государственно-общественного управления (Управляющий совет, Совет родителей, Совет учащихся), системы оценки качеством дополнительного образования и информатизация системы Управления (приложение 11).

Модель выпускника

Выпускник Центра «Созвездие» – личность, адаптированная  к условиям современной жизни, способная к решению профессиональных задач, уважающая традиции родного региона, подготовленная к жизнетворчеству в социуме. Центр творческого развития детей и юношества обеспечивает подготовленность выпускника к самостоятельной познавательной деятельности, сознательному выбору профессии, культуре проведения досуга, формирует ценности и развивает различные личностные качества.

Направления развития:

1.    Развитие ресурсной базы Центра, создание условий для осуществления образовательной деятельности (совершенствование нормативно-правовой базы, развитие методической деятельности, материально-техническое оснащение и финансирование).

2.    Совершенствование системы управления, разработка системы контроля качества реализации образовательных программ и эффективности образовательного учреждения (информатизация системы управления, разработка системы мониторинга, развитие форм общественно-государственного управления).

3.    Совершенствование образовательного процесса (программное обеспечение, индивидуальные маршруты обучения, дистанционное обучение, сетевое взаимодействие и др.). 

Обоснование проектного подхода.

Основой реализации программы развития Центра является проектирование, предусматривающее изменения в ходе образовательного процесса, а именно развитие социокультурной среды. Принципиальная необходимость в проектировании возникает из-за осуществления «шага развития», перехода целостной системы Центра из одного состояния в другое. Объектами проектирования в Центре с 2015 – по 2020 годы становятся разнообразные образовательно-воспитательные конструкции: содержание образования, технологии, общеразвивающие программы, коллективное творческое воспитание, мониторинг личностного развития детей, нормотворчество, контроль качеством управления, сетевое взаимодействие и так далее. Проектная реализация программы развития «Созвездие» направлена на создание творческих, экспериментальных групп, подготовку и апробацию разнообразных моделей дополнительного образования детей, разработку, апробацию и внедрение различных проектов.

Перечень проектов:

1.    Проект «Информатизация процесса управления».

2.    Проект «Дистанционное обучение».

3.    Проект «Сетевое взаимодействие».

4.    Проект «Инженерная школа».

5.    Проект городского научного общества «Путь к познанию».

6.    Проект «Отделение инновационных технологий».

7.    Проект «Отделение экологической культуры и природопользование».

8.    Проект «Отделение истории и права «КЛИО».

9.    Проект «Продленка».

10.  Проект продвижения Центра в сети Интернет.

11.  Проект создания инклюзивного пространства Центра.

Этапы реализации программы:

I этап – проектно-мобилизационный (2015-2016 учебный год)   

Формирование желаемого образа учебного заведения и обеспечение готовности реализации программы развития: анализ среды развития, определение миссии организации, постановка целей и задач, определение приоритетных направлений, разработка основных проектов, совершенствование нормативно-правовой базы.

II этап – экспериментально-поисковый (2016-2017 учебный год) 

Апробация новых проектов, образовательных программ, расширение сфер услуг, разработка механизмов управления образовательным процессом, формирование научно-методической и материально-технической базы, структуризация направлений и сфер деятельности.

III этап – преобразовательный (2017 – 2019 учебные годы) 

Системные преобразования модели образовательно-воспитательного процесса и управленческой деятельности. Внедрение нововведений в образовательно-воспитательный процесс. Формирование информационно-методического фонда педагогических результатов. Осуществление мониторинга результативности деятельности Центра.

IV этап – рефлексивно-обобщающий (2019 – 2020 учебный год) 

Формирование адекватных и целостных представлений о реальном развитии Центра. Осуществление коллективной рефлексии в сообществах педагогов, детей, родителей о результатах реализации концепции и программы развития учебного заведения. Обобщение и презентация опыта, результатов осуществленной деятельности. Определение перспектив развития образовательного учреждения.


[1] Концепция дополнительного образования детей утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. №1726-р

[2] Сергей Николаевич Булгаков