Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конспект урока «Возроди в себе храм»

Дата публикации: 2018-05-21 21:59:54
Статью разместил(а):
Золотова Лилия Валерьевна

Конспект урока

«Возроди в себе храм»

Автор: Золотова Лилия Валерьевна

МБОУ «ООШ села Новодубровка Петровского района Саратовской области»

 

Невозможно представить себе русский город или посёлок без храма. Это особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и каждому русскому человеку архитектурные сооружения были главным украшением городских и сельских пейзажей России.

Трудно ли, радостно ли живётся людям, но без храма жизнь их немыслима: и беды, и праздники собирают их в храме, где всё напоминает о духовном, высоком назначении человека, ибо это дом Божий.

Украшают, облагораживают наш мир храмы, радуют глаз, умиротворяют душу внешней красотой, гармоничным звоном колоколов.

«Восстановить храм народной души! Вот главная задача Русской культуры! Но если мы сознаём, что наша душа разрушена, необходимо сделать всё, чтобы охранить от беды новые поколения. Чтобы не восстанавливать в будущем, нужно не рушить сейчас!» – считает Владислав Быков.

И поднимаются храмы, встают один за другим, строятся, восстанавливаются, реставрируются, иногда возвращаются к нам из небытия, как это произошло, например, с Храмом Христа Спасителя в Москве.

Цель: систематизация и закрепление знаний о типах речи, характерных для них языковых средствах для написания сочинения – рассуждения.

Задачи.

  1. Повторить сведения об особенностях текста-рассуждения. Знать основные особенности рассуждения и отличие его от других типов речи.
  2. Воспитывать культуру через память о прошлом своего народа, чувство патриотизма, любви к своей Родине.
  1. Развивать монологическую речь, учить употреблять слова, связанные с темой;

 

На столах у ребят три текста.

Текст повествования о строительстве Храма Христа Спасителя.

Текст описание храма.

Текст  о разрушении Храма Христа Спасителя..

Ведя сегодня разговор о Храме Христа Спасителя, мы должны будем реализовывать и лингвистические задачи.

 Прочитаем историческую справку о строительстве храма. К какому типу речи относится данный текст. Назовите особенности повествования.

А вот как о строительстве храма говорится в поэзии:

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды

Теперь зачитайте второй текст. Описание храма. Предлагаю  вспомнить, что из себя представляет внутреннее устроение храма? Из каких частей он состоит?

Работа со схемой:

  1. - алтарь
  2. - неф
  3. - притвор
  4. - иконостас
  5. - ризница
  6. - солея
  7. - амвон
  8. - клиросы
  9. - паперть

Какие чувства вызывает у вас посещение храма?

Послушайте, как выразил свои чувства поэт Вадим Шефер в стихотворении «Старый храм»:

Но вверх взгляни – над сизыми холмами

Увидишь ты ожившую мечту:

Как дым костра в безветрие, как пламя,

Как песня, храм струится в высоту.

Он рвётся ввысь, торжественен и строен

Певучей силой камень окрылён, -

Для бога он иль не для бога строен,

Но человеком был воздвигнут он.

И нет в нём лицемерного смиренья, -

Безвестный зодчий был правдив и смел,

Он стал творцом – и окрылил каменья,

И гордость в них свою запечатлел.

И ты стоишь на каменном пороге,

И за людей душа твоя горда, -

Приходят боги и уходят боги,

Но человек бессмертен навсегда.

И брожу, восхищённый, по храму-чертогу,

И душа красотой веселится.

Будь я богом – покинул бы небо, ей-богу,

Чтоб в жилище таком поселиться!

Найдите различия (лексические, синтаксические, композиционные) в научном и художественном описании храма.

  • Проанализируйте языковые средства, которые использовал автор при описании храма.
  • Найдите ключевые слова в данном описании.
  • Найдите прилагательные и причастия в тексте. Какое настроение они создают?
  • Как осуществляется связь между абзацами текста?

В 1917 г. в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты и обезображены. По решению Советского правительства 5 декабря 1931 года был взорван Храм Христа Спасителя…

Прочитайте третий текст.

А вот  что сказал Владимир Солоухин о разрушении храма.

"... взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России"
Владимир Солоухин "Последняя ступень»

Прощай, хранитель русской славы –
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.
1931    Н.В.Арнольд

 

Затем предлагаю учащимся

  • Выразите своё отношение к факту разрушения храмов.
  • К какому типу речи относятся ваши высказывания и третий текст? (К рассуждению).
  • Давайте обратимся к учебнику и определим основные особенности типа речи – рассуждения.

Работа с учебником по теме «Рассуждение».

  1. Чтение теоретического материала
  2. Определение основных особенностей рассуждения.
  • рассуждение отличается от повествования и описания более сложно построенными предложениями (с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи); лексикой (употребляется больше слов, обозначающих отвлечённые понятия);
  • рассуждение содержит доказательства, обоснованные выводы;
  • цель рассуждения – убедить другого или других в чём-либо, а также опровергнуть чью – либо точку зрения, для этого необходимо логически мыслить;
  1. Построение схемы композиции текста-рассуждения.

Слайд 17

Ребята, а какой храм вы видите на экране? 

Вы были в нашем храме?

Вспомните интерьер наших храмов и храм в Оленевке Пензенской области, где мы  с вами побывали.

Что вам там больше всего запомнилось?

Что вам известно из истории нашего храма?

 

Домашнее задание

Вооружившись знаниями о строении текста – рассуждения, вы дома  составите сочинение - рассуждение на тему: «История Храма– это   история России». Можно воспользоваться текстами научного и художественного стиля тех произведений, о которых мы сегодня говорили.

Новый Храм Христа Спасителя.

5 декабря 1990 закладкой храма Державной Божьей Матери близ будущего нового храма было отмечено начало работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. Однако строительство фактически началось 29 сентября 1994 года.

Сегодня Храм Христа Спасителя снова стоит памятником славной эпохе российской истории, воплощая дух наших предков, дух той эпохи. Как и тогда, в наши дни в Храме Христа Спасителя снова совершаются богослужения, а сам Храм, говоря словами известной молитвы, хранит «вечную память» о «воинах, жизнь свою за Веру и Отечество положивших».

Знаменитый исследователь русской литературы и культуры академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу… Память — основа совести и нравственности, память — основа культуры, память — одна из основ поэзии — эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память — наше богатство».

Храм Христа Спасителя — это пример того, как наши предки в предыдущие века умели чтить и хранить народную память.

Храм  возрождён, а, следовательно, остаётся надежда на возрождение наших душ, ибо, как мы читали у Проскурина, «храм стоял, потому что каждый из приходящих на землю жаждал в душе вечности и не было человека, не подвластного чувству красоты».

.  .  .