Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Программа студии компьютерной графики "Я рисую мир"

Дата публикации: 2018-05-21 12:43:22
Статью разместил(а):
Веселова Елена Романовна

Программа студии компьютерной графики

«Я РИСУЮ МИР»

Автор: Веселова Елена Романовна

педагог дополнительного образования МАОУ «СШ № 26», г. Хабаровск

 

Содержание:

1.     Пояснительная записка.

-       Направленность программы;

-       Актуальность и новизна;

-       Цель, задачи;

-       Отличительная особенность программы;  

-       Формы и режим занятий;

-       Возраст детей, занимающихся в объединении, срок реализации программы, формы занятий, сроки обучения;

-       Ожидаемые результаты и способы их проверки; 

-       Материальное обеспечение программы; 

-       Программное обеспечение программы; 

-       Методическое обеспечение программы.

2.     Учебно-тематический план.

3.     Содержание программы.

4.     Литература.

 

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования составлена на основе программ: «Информатика и ИКТ» Н.Д. Угриновича,  Л.Л. Босовой, «Информатика» Н.В.Макаровой,  «Компьютерная графика» Л. А. Залоговой и личного опыта Е.Р. Веселовой, педагога дополнительного образования.

Образовательная программа согласована с основными нормативными документами, регулирующими функционирование и развитие системы дополнительного образования детей:

-       Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

-       Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р); 

-       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008; 

-       Письмом Министерства образования и науки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 

-       Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 

Программа «Я рисую мир» ориентирована на получение и расширение знаний учащихся о видах компьютерного графического искусства, предусматривает изучение различных видов графики, цветовых моделей, приемов рисования, выполнение творческих работ с помощью графических редакторов. Программа ориентирует школьников на дальнейшее применение полученных навыков в образовательной, социальной и повседневной деятельности, на возможный выбор профессии.

Направленность программы

Направленность программы смешанная: художественно-эстетическая и научно-техническая.

Художественно-эстетическая направленность: знакомство с лучшими образцами графики, живописи и народных промыслов; формирование художественного вкуса; умение определять возможные сочетания цветов; знание правил композиции; выбор инструментов графического редактора для реализации творческого замысла; умение создавать и использовать эскиз.

Научная направленность: знание и эффективное использование возможностей изучаемого графического редактора; виды симметрии; способы деления окружности на равные части; вписанные геометрические фигуры; действия над графическими объектами; понятие слоя в рисунке; форматы графических файлов и другие.

Техническая направленность: знание состава персонального компьютера; понятие папки и файла; организация личной территории на компьютере; сохранение собственных рисунков; использование нескольких рабочих полей для создания сложной композиции; использование образовательных и развивающих ресурсов интернет.

Актуальность и новизна

В современном информационном обществе существует необходимость регулирования связей ребенка с информационно-коммуникационными технологиями для предупреждения компьютерной и интернет зависимости. Для этого целесообразно показать ребенку различные способы использования компьютера как инструмента организации досуга, помощника в образовательной деятельности, средства для развития творческих способностей и приобретения ИКТ-компетенций.

В мире информационных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест: занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры, но и люди самых разных профессий. Необходимо показать школьникам, что занятия компьютерной графикой повысит их статус в детской среде, помогут в выполнении творческих заданий по различным предметам, а в дальнейшем, вполне возможно, окажут положительное влияние на выбор профессии.

Воспитательное воздействие особенно актуально, так как знакомство с компьютерной графикой выводит обучающихся на уровень практической деятельности и реализуется в социальной среде, окружающей ребенка. Программа не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира. На занятиях демонстрируются лучшие образцы художественного искусства, используются нестандартных приемы при выполнении обязательных и творческих заданий, инициируются и реализуются проекты, результатом которых являются индивидуальные художественные работы, цифровые продукты (рисунки, плакаты, открытки) социальной направленности, формирование гражданской позиции.

Цель: формирование у школьников умения владеть компьютером как средством решения практических задач, связанных с графикой.  

Задачи:

-         сформировать интерес к компьютерной графике, полиграфическому искусству и дизайну;

-         развить мелкую моторику рук, пространственное воображение, наблюдательность, художественный вкус;

-         способствовать совершенствованию творческих способностей детей, композиционного, визуального и логического мышления.

-         развить способность к выражению своего отношения к окружающему миру в творческих работах;

-         развить мотивацию личности к познанию и творчеству; 

-         сформировать умение работать в команде.

 Отличительная особенность программы.

Студию посещают дети младшего школьного возраста (2-4 класс). Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, в целях эффективности реализации программы педагогом был создан сайт студии компьютерной графики «Я рисую мир», на страницах которого размещаются расписание занятий, объявления, программы обучения, выставки детских работ, фотоальбомы.

 На странице «Материалы к занятиям» регулярно (на второй день после проведения занятия) размещаются тема занятия, рекомендации, инструкции по использованию инструментов графического редактора, презентации учителя, посильные домашние задания (выполняются по возможности и по желанию), примеры и последовательность выполнения заданий. Также есть гостевые книги для родителей и детей.

Сайт является средством связи с родителями обучающихся, побуждает их глубже вникать в занятия и интересы ребенка, оказывать посильную помощь.  Наш Интернет-ресурс помогает проводить занятия по технологии «перевернутый класс». Одними из самых посещаемых страниц являются Вернисажи и Фотоальбомы, на которых оперативно размещаются работы детей и их фото за компьютером в классе. На сайт студии можно зайти с главной страницы школьного сайта по баннеру-ссылке.

Все занятия проходят в игровой форме, новый материал дается малыми порциями с немедленным практическим закреплением и получением результата. На занятиях активно используются детские Интернет-ресурсы, игровые задания которых способствуют навыкам владения компьютерной мышью, принятию цветовых решений, развивают логическое и пространственное мышление (в учебно-тематическом плане – Веселые минутки).

Формы и режим занятий

Для поддержания интереса, активизации деятельности обучающихся используются следующие формы занятий: занятие-игра, компьютерная эстафета, творческий мини-проект, парковый урок, игра-соревнование, технология BYOD: принеси свои устройства, перевернутый класс, прием Fresh vision - передвижение по классу во время выполнения заданий, конкурсы.

 В соответствии с требованиями СанПиН время нахождения детей за компьютером ограничено, поэтому занятие длится 35 минут. Во время занятий регулярно выполняется гимнастика для глаз и кистей рук, содержащая общефизические упражнения.

Возраст детей, занимающихся в объединении: 8-12 лет.

Срок реализации программы: 2 года. 

Формы занятий: индивидуальная, парная, групповая, индивидуально-групповая.

Сроки обучения:

1-ый год обучения - 1 раза в неделю - 1 час (36 часов в год)

2-ой год обучения - 1 раз в неделю - 1 час (36 часов в год)

Ожидаемые результаты и способы их проверки: 

-       Сформирован интерес к компьютерной графике, все дети посещают занятия, отсутствуют только по уважительной причине, при этом знакомятся с новым материалом и выполняют домашние задания, размещенные на сайте студии;

-       Все дети уверенно владеют компьютерной мышью, активны на всех занятиях, наблюдательны на парковых уроках, умеют использовать гаджеты во время парковых уроков и участия в мини-проектах;

-       Способны решать композиционные, цветовые задачи;

-       Логически мыслят, могут конструировать изображения из отдельных элементов; 

-       Выполняют содержательные, индивидуально окрашенные творческие работы;

-       Интересуются творчеством художников, дизайнеров, создателей компьютерных игр; 

-       Сформированы технические навыки работы с компьютером, осознанное использование ресурсов Интернет.

-       Проявляют гражданскую позицию во время подготовки и реализации социальных проектов и выполнения творческих заданий; 

-       Сформировано умение работать в команде во время командных игр и эстафет.

 

Разработаны критерии, определяющие техническую составляющую усвоения знаний. Опрос проводится в начале и конце учебного года.

Кроме того, по окончании каждого модуля программы, обучающиеся получают знаки отличия, показывающие степень усвоения материала и качество выполнения работ. Именные знаки размещаются на специальной странице сайта студии.

Знаки отличия (первый год обучения):

1.   Модуль 1. «Лиха беда начало» – знак «Укротитель компьютерной мыши» (I, II, III степени)

2.   Модуль 2. «Волшебные кисти» – знак «Художник Деда Мороза» (I, II, III степени)

3.   Модуль 3. «Компьютерная флористика» – знак «Компьютерный флорист» (I, II, III степени)

4.   Модуль 4. «Орнаменты вокруг нас» – знак «Мастер орнамента» (I, II, III степени)

Знаки отличия (второй год обучения):

1.   Модуль 1. «Фантазия красок» – знак «Создатель радуги» (I, II, III степени)

2.   Модуль 2. «Дело мастера боится» – знак «Приближение к мастерству» (I, II, III степени)

3.   Модуль 3. «Цветные сны» – знак «Волшебник цвета» (I, II, III степени)

Материальное обеспечение программы 

Занятия проводятся в компьютерном классе школы группами до 10-ти человек. В классе 10 компьютеров с доступом к интернету, мультимедиа оборудование, интерактивная доска.

Программное обеспечение программы 

1.     Приложения MS Office: графический редактор Paint, программа создания презентаций PowerPoint, текстовый процессор Word.

2.     Онлайн графические редакторы на портале «Рисование онлайн».

Методическое обеспечение программы

1.     Авторские методические рекомендации: Что такое интерфейс программы; Рисование линий; Работа с цветом; Выделение объектов; Инструменты группы Изображение; Перемещение, копирование, вырезка; Просмотр изображения и другие действия; Добавление текста; Инструмент «Кривая»; Технология создания эффекта градиентной заливки; Алгоритм рисования в ГР Paint.  

2.     Презентации к занятиям: Правила поведения в компьютерном классе; Создание папки; Компьютерная мышь; Всемирный день яйца; Крошка Пиксель; Рисуем маленьких и пушистых; Клавиатура - важные клавиши; Русские узоры.

3.     Проекты: Краски осени; Сохраним первоцветы; Воспоминания о лете; Разноцветный город.

4.     Гимнастики для глаз, кистей рук в сочетании с общефизическими упражнениями (в игровой форме): Маяк на высоком берегу моря; Суслик на пригорке; Пограничник в дозоре; Флюгер на башне.

5.     Игры и эстафеты: компьютерные эстафеты «Компьютерный ландшафтный дизайнер», «Что нам стоит дом построить», «Графический калейдоскоп»; игры с использованием приема Fresh vision - «Караван», «Цветы для учителя», «То, чего на свете нет»; игры-занятия «Секретные агенты», «Волшебные клавиши»; командная игра-соревнование «Природный орнамент» (технология BYOD: принеси свои устройства).  

6.     Дидактический материал: работа со слоями; графические алгоритмы: рисование елочек, рисование животных, рисование чайной чашки, рисование тюльпана; онлайн-тесты «Клавиатура», «Инструменты ГР», «Послушная мышка»; задания для получения знака отличия «Укротитель компьютерной мыши»: Лабиринты (2 степени сложности), Судоверфь, Выращивание леса.

 

Учебно-тематический план

(первый год обучения, 2-3 классы)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Всего

Лекция

Практика

Введение

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Хранение информации в компьютере. Файловая система. Клавиатура, мышь. Организация личной территории на компьютере.

1

0,5

0,5

Модуль 1. «Лиха беда начало»

2

Понятие компьютерной графики. Графические редакторы. Форматы графических файлов. Сохранение рисунка. Практика: игра «Путь к файлу» 

1

0,5

0,5

3, 4

Знакомство с ГР Paint. Интерфейс ГР Paint. Лента, элементы ленты. Инструменты ГР Paint. Понятие замкнутой области. Группа Фигуры. Инструмент Заливка цветом. Стандартная палитра. Практика: создание рисунка с использованием образца - «Найди 10 отличий»

2

0,5

1,5

5, 6

Роль клавиш Shift, Ctrl, Del при рисовании геометрических фигур.  Действия над графическими объектами на поле графического редактора (выделение, перетаскивание, удаление, копирование, уменьшение, увеличение). Практика: ролевая игра «Наши клавиши»; создание рисунка «Летят утки» (с использованием изученных приемов)

2

1

1

7-9

День смайлика. Инструмент Карандаш. Инструмент распылитель. Инструмент Масштаб. Понятие пикселя. Понятие слоя. Алгоритм построения рисунка. Дополнительная палитра. Практика: онлайн-тест по теме «Клавиатура»; графическая игра «Собери узор по слоям»; реализация творческого проекта «Краски осени». 

3

1

2

10

Практика: выполнение заданий «Лабиринт», «Судоверфь», «Сажаем лес». Получение знака отличия «Укротитель компьютерной мыши». Веселая минутка.

1

0

1

Модуль 2. «Волшебные кисти»

11-16

Подготовка к конкурсам новогодней тематики:

1)     Рисование елочки (несколько вариантов).

2)     Украшение елочки.

3)     Понятие и необходимость эскиза (расположение и очередность установки элементов рисунка)

4)     Рисование новогодних персонажей с помощью панели Фигуры.

5)     Рисование новогодних персонажей карандашом и кистями.

6)     Рисование домиков в лесу.

7)     Выполнение конкурсных работ.

8)     Проведение школьного конкурса «Рисуем Новый год!», выбор работ для городского конкурса «Новогодняя открытка».

9)     Проведение компьютерной эстафеты «Компьютерный ландшафтный дизайнер»

10)  Веселые минутки.

11) Получение знака отличия «Художник Деда Мороза»

6

2

4

17

Повторение понятия «пиксель». Практика: создание рисунков с помощью квази-пикселей (по готовой сетке).

1

0,5

0,5

18

Подведение итогов полугодия, просмотр веб-вернисажей на сайте студии. Веселая минутка.

1

0

1

 

Итого в I полугодии:

18

6

12

Модуль 3. «Компьютерная флористика»

19, 20

 

Понятие компьютерной флористики. Рисование цветов карандашом и кистью. Практика: исследование кистей при рисовании цветов. Игра «Секретные агенты» (построение тюльпана).

2

0,5

1,5

21, 22

Инструмент «многоугольник». Практика: рисование по точкам на детских сайтах,  создание рисунка по шаблону с использованием инструмента «многоугольник». 

2

0,5

1,5

23, 24

Реализация творческого проекта «Любимые цветы»: пишем добрые слова,  создаем поздравительную открытку к 8 Марта.

2

0,5

1,5

25

Игра «Караван» (прием Fresh vision). Получение знака отличия «Компьютерный флорист»

1

0

1

Модуль 4. «Орнаменты вокруг нас»

26-28

Понятие и виды орнамента. Народные орнаменты. Понятие раппорта. Симметрия, виды симметрии. Технология создания орнамента. Повторение функций поворота и отражения. Создание геометрического орнамента с помощью панели Фигуры.

3

1

2

29

Создание геометрических орнаментов с помощью квази-пикселей (по готовой сетке).

1

0

1

30,31

Растительный орнамент. Вставка на поле ГР готовых рисунков. Создание растительных орнаментов с использованием готовых элементов.

2

0,5

1,5

32, 33

Создание поздравительной открытки ветерану «День Победы» (с участием в ежегодном школьном конкурсе электронных открыток)

2

0,5

1,5

34

Подготовка к командной игре-соревнованию «Природный орнамент» (парковое занятие с использованием технологии BYOD: принеси свои устройства)

1

0,5

0,5

35

Командная игра-соревнование «Природный орнамент»

1

0

1

36

Награждение команд, участниц игры-соревнования. Подведение итогов года, просмотр фотоальбомов и вернисажей. Получение знака отличия «Мастер орнамента». Задание на лето - «Фотоохота»

1

0

1

 

Итого во II полугодии:

18

4

14

 

Итого:

36

9

27

 

Учебно-тематический план

(второй год обучения, 3-4 классы)

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

Всего

Лекция

Практика

Введение

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Повторение: Хранение информации в компьютере. Файловая система. Форматы графических файлов. Сохранение рисунка. 

1

0,5

0,5

2

Адаптация изображений в среде графического редактора Paint. Работа с результатами летнего домашнего задания «Фотоохота». Участие в школьной выставке «Лето в объективе»

1

0,5

0,5

Модуль 1 «Фантазия красок»

3

Понятие градиента. Практика: создание эффекта градиента в среде графического редактора Paint.

1

0,5

0,5

4, 5

Инструмент «Кривая». Создание рисунков с помощью инструмента «Кривая» (рыбка, птичка, медуза и др.). Закраска градиентом.

2

0,5

1,5

6

Создание осенней композиции «Золотая осень» (классно-домашняя работа)

1

0

1

7-11

1.     Технология создания базового элемента рисунка с градиентной заливкой. Создание рисунка путем копирования базового элемента (виноград, кукуруза, ананас и др).  

2.     Проект «Симметрия в архитектуре нашего города». 

3.     Подготовка к конкурсам новогодней тематики. Выполнение конкурсных работ.

5

1

4

12

Игра «Раскраска с препятствиями» (прием Fresh vision). Получение знака отличия «Создатель радуги».

1

0

1

Модуль 2 «Дело мастера боится»

13, 14

Векторная графика. Знакомство с графическими возможностями приложений MS Word и MS PowerPoint. Практика: создание и окраска простых форм (панель Фигуры) с использованием стандартных заготовок цвета.

2

1

1

15, 16

Способы заливки фигур. Группировка объектов. Практика: создание рисунка из готовых фигур - «Удивительные роботы», игра «Когда б вы знали, из какого сора…» (технология «бриколаж»). Сохранение слайдов презентации в графических форматах. 

2

0,5

1,5

17, 18

Инструменты «Кривая», «Полилиния». Создание рисунка по шаблону. Игра-шутка «Точка, точка, запятая».

2

0,5

1,5

 

Итого в I полугодии: 

18

5

13

19, 20

Компьютерное конструирование. Построение кубика. Конструирование из кубиков. Построение пирамиды, беседки. Построение своего имени из кубиков. Получение знака отличия «Приближение к мастерству».

2

1

1

Модуль 3 «Цветные сны» 

21-24

Проект «Воспоминания о лете».

1.     Жанры в живописи. Понятие пейзажа.  

2.     Создание морского пейзажа «Я слышу и вижу море».  

3.     Подводный мир. Лесная сказка. Жар-птица. (рисование по выбору) 

4.     Создание поздравительной открытки с пейзажем к 8 Марта. 

4

2

2

25-27

Серия занятий «Космос».

Рисование планет и звезд. Пейзаж фантастической планеты. Инопланетяне.

3

0,5

2,5

28-30

Реализация проекта «Сохраним первоцветы»

3

0,5

2,5

31-34

1.     Узоры, орнаменты, росписи. Традиционные росписи: хохлома, гжель, мезенская, городецкая, жостовская. Круговой орнамент, раппорт кругового орнамента. Создание рисунка по мотивам народных росписей. Создание орнамента по технологии «бриколаж».

2.     Создание поздравительной открытки ветерану «День Победы» (с участием в ежегодном школьном конкурсе электронных открыток)

3.     Получение знака отличия «Волшебник цвета». 

4

1

3

35

Компьютерный биатлон «Цифровые пятнашки»

1

0

1

36

Награждение всех участников эстафеты. Подведение итогов года, запись отзывов в детскую гостевую книгу. Обзор программ компьютерной графики следующего года обучения. 

1

0

1

 

Итого во II полугодии:

18

5

13

 

Итого:

36

10

26

 

Содержание программы

Программа состоит из двух частей. Первая часть программы (первый год обучения) состоит из четырех модулей: «Лиха беда начало», «Волшебные кисти», «Цветочные композиции», «Орнаменты вокруг нас».

Вторая часть программы (второй год обучения) также состоит из отдельных модулей: «Фантазия цвета», «Дело мастера боится», «Цветные сны».

По завершении двухгодичного курса обучающиеся при желании могут продолжить занятия компьютерной графикой по программам «Мир компьютерной графики» (векторные редакторы Inkscape и SketchPad), «Мастер анимации» (2D-анимация в программе Synfig Studio) и «Что нам стоит дом построить» (3D-моделирование в программе SketchUp).     

 

Первый год обучения

Модуль 1 «Лиха беда начало»

9 часов, 3 – теория, 6 часов – практика

В первом модуле воспитанники знакомятся с понятиями компьютерной графики, графического редактора, растровой и векторной графики, изучают приемы работы в среде растрового графического редактора Paint.

Большое внимание уделяется изучению клавиатуры, особенно горячих клавиш при работе в, правильной работе с компьютерной мышью, умению выделять, перетаскивать, копировать фрагменты рисунка. Для запоминания названий и назначения клавиш разработана шуточная ролевая игра «Наши клавиши», контроль усвоения знаний проводился с помощью онлайн-теста «Клавиатура» реализованного на сервисе опросов Simpol.

Тема «День смайлика» реализуется по технологии «Перевернутый класс». На сайте студии заранее размещается информация о Международном дне смайлика. Ребята самостоятельно или с помощью родителей знакомятся с ней, на занятии рисуют смайлики, демонстрируя свое настроение.

Для формирования понятия «слой» и закрепления функций поворота, копирования, перетаскивания разработан дидактический материал – специальные заготовки в среде ГР Paint, в которых необходимо собрать узор по образцу.

Реализация проекта «Краски осени» проходит в три этапа:

1 этап – парковый урок, на котором рассматриваются осенние листья, выбираются самые красивые и крепкие;

2 этап – домашняя подготовка листьев к занятию;

3 этап – построение композиции, рисование и окрашивание листьев.

Для получения знака отличия «Укротитель компьютерной мыши» обучающиеся выполняют три задания, позволяющие проверить навыки владения мышью: Лабиринт, Судоверфь, Сажаем лес.

Модуль 2. «Волшебные кисти» 

8 часов, 2,5 часа – теория, 5,5 часов - практика

Большая часть времени второго модуля направлена на подготовку к школьному и городскому конкурсам компьютерного творчества новогодней тематики.

При рисовании новогодних картинок школьники учились использовать кисти, панель Фигуры, знакомились с различными приемами наложения цвета.

Разработана игра-эстафета «Графический калейдоскоп» с индивидуальным участием для проверки и закрепления навыков владения кистями и другими инструментами ГР Paint.

Для закрепления понятия «пиксель» школьникам предлагается выполнить рисунки раскраской по пикселям. Такая работа требует особой внимательности, умению работать с инструментом Палитра (пипетка) на панели Инструменты.

При рисовании чайной чашки школьники знакомятся с понятием «графический алгоритм».

Проводится эстафета «Компьютерный ландшафтный дизайнер», ребята учатся действовать в команде, разрабатывать стратегию игры.

По результатам наблюдения, чистоты и сложности выполнения новогодних рисунков (оценивается учителем), степени успешности в компьютерной эстафете ребята получают виртуальный знак отличия «Художник Деда Мороза».

Работы детей размещаются на странице Вернисажи, с ними могут познакомиться все посетители сайта.

Организуется народное голосование для отбора работ на городской конкурс «Новогодняя открытка».

Модуль 3. «Компьютерная флористика» 

7 часов, 1,5 часа – теория, 5,5 часов - практика

Третий модуль ориентирован на создание поздравительной открытки к Дню 8 Марта. Ребята знакомятся с понятием компьютерной флористики, им демонстрируются лучшие образцы художественной и компьютерной графики данного направления, показываются приемы рисования различных цветов.

Реализация творческого проекта «Любимые цветы» проходит в два этапа:

1 этап – ребята узнают, какие любимые цветы у мамы, бабушки, классного учителя. С помощью руководителя студии находят изображения цветов в интернете, копируют, вставляют в личную папку.

2 этап – разрабатываются графические алгоритмы рисования цветов (допускается простое рисование «с натуры»). Ввиду недостаточных возможностей ГР Paint для поворота цветов используется приложение MS PowerPoint.  Букет формируется из отдельных фрагментов, украшается дополнительными элементами, оформляется надпись.

Разработана игра «Караван». В игре используется прием Fresh vision. Школьники перемещаются от компьютера к компьютеру, выполняя на каждом элемент задания. Задания на каждом компьютере разные, для обучающихся 2-3 классов рекомендуется использовать 3-4 компьютера с заданиями.  

По результатам наблюдения, сложности и чистоты выполнения поздравительных открыток, степени успешности в игре «Караван» ребята получают виртуальный знак отличия «Компьютерный флорист».

Модуль 4. «Орнаменты вокруг нас» 

11 часов, 2,5 – теория, 8,5 - практика

Четвертый модуль знакомит обучающихся с видами орнамента, понятием раппорта, видами симметрии, приемами создания орнаментов. Ребята создают геометрические орнаменты с помощью панели Фигуры и по пикселям. Построение геометрических орнаментов, рисунков из геометрических фигур дают школьникам основы геометрических знаний.

Первое занятие в модуле проводится по технологии «Перевернутый класс». На сайте студии заранее размещается презентация «Русские узоры», школьники знакомятся с ней, выполняют задание к занятию: найти дома вещь с орнаментом, принести на занятие или сфотографировать ее и отправить учителю по электронной почте (с помощью родителей), на занятии рассказать о виде найденного орнамента.

Растительные орнаменты создаются на основе готовых элементов, которые скачиваются с сайта картинок для детей Ленаголд. При создании орнаментов используются функции поворота и отражения выделенных объектов.

Командная игра-соревнование «Природный орнамент» проходит в два этапа:

1 этап – команды выходят в школьный двор со своими гаждетами, в соответствии с заданием фотографируют природные орнаменты, затем переносят фото на компьютеры команды. По фотографиям составляют эскизы раппортов.

2 этап – по эскизам создают орнаменты на компьютере, дают им название.

По результатам наблюдения, правильности и сложности создания орнаментов, степени успешности в игре «Природный орнамент» ребята получают виртуальный знак отличия «Мастер орнамента».

 

Второй год обучения

Модуль 1. «Фантазия красок» 

10 часов, 2 часа – теория, 8 часов - практика

В модуле «Фантазия красок» школьники учатся создавать эффект градиентной заливки, так как в ГР Paint отсутствует такая функция заливки. Знакомятся с возможностями инструмента «Кривая», создают обязательные и произвольные рисунки. Используя полученные знания и навыки создают композицию «Золотая осень», строят рисунки на основе базового элемента (виноград, кукуруза, ананас и др.). Готовят работы к новогодним конкурсам различных уровней.

Разработана игра «Раскраска с препятствиями» с использованием приема Fresh vision. В игре необходимо выполнить раскраску путем создания градиентной заливки со случайными цветами. Случайный цвет задается предыдущим игроком.

Реализуется проект «Симметрия в архитектуре нашего города». Ребята самостоятельно фотографируют или находят в интернете фотографии зданий с симметрией, затем создают рисунок, близкий к оригиналу. 

По результатам наблюдения, красоты выполнения осенних композиций, новогодних рисунков, участия в конкурсах новогодней тематики, степени успешности в игре «Рисование с препятствиями» ребята получают виртуальный знак отличия «Создатель радуги».

Модуль 2. «Дело мастера боится» 

8 часов, 3 часа – теория, 5 часов - практика

Во втором модуле школьники знакомятся с векторной графикой, с графическими возможностями приложений MS Word и MS PowerPoint. Создают как отдельные графические объекты для внедрения в композиции, создаваемые в ГР Paint, так и полностью готовые.

Для закрепления навыков работы с инструментами «Кривая» и «Полилиния» проводится игра-шутка «Точка, точка, запятая», на которой школьники фантазируют, создавая различные образы: фантастическое животное, растение, то-чего-на-свете-нет, настроение человека и др. Для развития образного мышления проводится игра «Я тебя слепила из того, что было» (технология «бриколаж»). 

Для развития пространственного воображения введена тема «Конструирование из кубиков». В программе PowerPoint с помощью панели Фигуры рисуется и окрашивается кубик, в программе Paint путем копирования и перемещения строятся объемные объекты: пирамида, беседка, свое имя и другие.

Для определения степени знака отличия «Приближение к мастерству» школьники используют специальный оценочный лист, в котором выставляют баллы за выполненные задания модуля.

Модуль 3. «Цветные сны» 

16 часов, 4 часа – теория, 12 часов - практика

Теоретическая часть проекта «Воспоминания о лете» строится по принципу конференции. Школьники заранее готовят короткие сообщения (в любом формате) о жанрах в живописи, художниках, работающих в том или ином жанре. Учитель демонстрирует презентацию «Пейзажная живопись».

Для проведения занятия «Создание морского пейзажа «Я слышу и вижу море» на сайте студии заранее размещается презентация «Художник-маринист И.К. Айвазовский» (технология «перевернутый класс»). На занятии школьники делятся своими впечатлениями от работ художника, отвечают на вопросы учителя и друг друга. Демонстрируется презентация «Цвет и характер моря в поэзии». Практическая часть выполняется под фоновый шум моря. Результатом серии занятий «Воспоминания о лете» является поздравительная открытка к 8 Марта, участие в городском конкурсе «Цифровой художник».

Серия занятий «Космос» начинается с просмотра изображений космоса в интернете по заранее подобранным учителем ссылкам. Затем ребята предлагают различные варианты изображения светящихся звезд, учитель предлагает свою версию. Работы выполняются в свободной форме.

Результатом серии занятий «Космос» являются вернисажи «На пыльных тропинках далеких планет», «В окне иллюминатора» и «Мой инопланетный друг».

Социальный проект «Сохраним первоцветы» разработан, инициируется и реализуется в рамках Международного Дня подснежника (19 апреля). Результатом проекта является участие в школьном конкурсе плакатов и листовок «Берегите первоцветы!».

Узоры и орнаменты. В первый год обучения школьниками создавались только геометрические и растительные орнаменты. Во второй год обучения ребята знакомятся с традиционными народными росписями. Знакомятся с понятием «круговой орнамент», учатся определять и создавать раппорт кругового орнамента.

Электронные открытки, создаваемые к Дню Победы, могут содержать элементы орнамента.

По результатам народного голосования на сайте студии (пейзажи, космос, росписи) определяется степень знака «Волшебник цвета» для каждого учащегося.

Разработана игра «Компьютерный биатлон». Выполнение каждого задания состоит из двух этапов – реального передвижения и виртуальной «стрельбы». В результате будут созданы коллективные рисунки на случайную тему.

Учебный год заканчивается оставлением отзывов в гостевой книге, просмотров вернисажей. Проводится обзор программ компьютерной графики следующего года обучения. 

 

Литература:

1.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика, учебник для 5 класса – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.

2.     Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

3.   Информатика. 5-6 класс. Начальный курс. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014 

4.     Л. А. Залогова Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л. А. Залогова . – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 

5.     Разработки собственных методических пособий, рекомендаций, инструкций, обучающих презентаций, дидактического и раздаточного материала.

Интернет-ресурсы: Методическая копилка учителя информатики; Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках; Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

Детские развивающие, развлекательные и образовательные Интернет-ресурсы: Рисование онлайн; Рисовальные игры; Все для детей; Теремок; Раскраски онлайн; Детские радости; Чудо-Юдо; Играемся; Солнышко и другие. 

.  .  .