Игротерапия как средство мотивации в обучении и воспитании
Игротерапия как средство мотивации в обучении и воспитании
Автор: Синельник Лидия Леонидовна
В учебно-воспитательной работе каждый ребенок требует внимания и помощи. Он получает психологическую помощь для снятия напряжения, утверждение уникального роста «Я», повышения его самооценки. В своей работе использую разные методики психологической помощи. Это:
Песочная терапия.
Арт-терапия.
Ароматерапия.
Музыкотерапия.
Смехотерапия.
Сказкотерапия.
Цветотерапия.
Игротерапия.
Эти методики по форме организации деятельности различают:
групповые;
индивидуальные.
Методы:
активный:
пассивный;
освобождающий.
Практические приемы этих методик:
улучшить самочувствие и гибкость поведения;
обеспечить эмоциональную разрядку.
снять напряжение;
способствовать принятию решения;
наладить контакт.
Возможности методик.
Песочная терапия – оказывает самый лучший путь к усидчивости, избавлению от страха и к умению общаться.
Арт-терапия – это один из методов воздействия на психику с целью оказания помощи. Арт - терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек не задумываясь о художественной ценности своих произведений рисует, лепит, пишет стихотворение, сочиняет сказку, танцует, в созданных образах отражается его внутреннее «Я».
Аромотерапия – способствует гармонии тела, разума и души.
Сказкотерапия – это метод, который помогает скорректировать психологические проблемы личности ребенка благодаря сказкам, волшебным историям, басням и былинам.
Смехотерапия. Одним из наиболее доступных способов улучшения эмоционального состояния является смехотерапия.
Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным. Еще в древности считалось, что воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических недугах.
Игротерапия. Игровая терапия - метод воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной ему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты в реальных отношениях ребенка с миром.
Основные функции ведущего игровые занятия:
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенка.
3. Отражение его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
Ряд этих методик я применяю в своей практической работе.
Сказкотерапия как способ передачи знаний о жизни. Это методика применяется на уроках чтения, когда изучается устное народное творчество, сказки, поговорки, пословицы, баллады и былины. На уроках географии Иркутской области встречаются народные сказания, истории: «О могучем старике Байкале», «О жизни красавицы Ангары и о бегстве к жениху Енисею».
Смехотерапия способствует жизнерадостному мировосприятию. Смех абсолютно естественен, а значит безвреден. У него нет негативных побочных явлений. Смех разворачивает человека на позитивное восприятие жизни. Уходят страхи, переживания, тревоги. Оздоровление и восстановление происходит без лекарств. Каждый человек умеет смеяться. Только он часто и по разным причинам зажимает в себе эту способность. Благодаря смехотерапии подростки учатся максимально открываться смеху, доверять ему, как хорошему, верному другу.
Цветотерапия. Цвет влияет на состояние человека и его поведение. Использование цвета улучшает настроение, внимание, память.
Итак, какие цвета и как воздействуют на ребенка.
КРАСНЫЙ повышает внутреннюю энергию способствует активизации. Он символизирует энергию и мощь созидания.
ОРАНЖЕВЫЙ помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
ЖЕЛТЫЙ повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память.
ЗЕЛЕНЫЙ способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз. Это цвет эмоциональных взаимоотношений.
ГОЛУБОЙ успокаивает, повышает иммунитет.
СИНИЙ вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение.
ФИОЛЕТОВЫЙ усиливает интуицию, нормализует состояние. Полезен при усталости и боли в глазах, успокаивает эмоционально неустойчивых людей.
В учебном процессе используется цветовая гамма. Применяются тесты, тренажеры, задания на цветных карточках. Особенно это широко внедряется на уроках биологии (зарисовка схем органов человека, зарисовка растений и животных). На уроках географии при изучении государств, природных зон, работе с контурной картой, в процессе игр и заданий: географического лото, составление схемы солнечного освещения ( тепловых поясов), определение на карте экватора и полюсов.
Игра- задание: «Угадай природную зону». Показывается карточка любого цвета и ребенок называет природную зону, которая соответствует данному цвету.
«Запомни и выполни».
Цель: Развитие памяти (запоминание словесной инструкции), мелкой моторики.
Ход игры: Задание читается медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку, закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым». Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени.
«Подбери ключи».
Цель: Развитие зрительной памяти.
Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии).
Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи или можно искать ключи на ощупь.
«Фокусники».
Цель: Развитие тактильной памяти, внимания.
Оборудование: Несколько листков разноцветного картона, отличающихся по фактуре.
Ход игры: Ребёнку предлагают лёгкими прикосновениями подушечек пальцев обследовать качество каждого листа картона и запомнить цвет каждого. Отвернувшись, на ощупь ребёнок отгадывает цвет.
«Цветик – семицветик», помогает при снятии агрессивного поведения.
Цель: игра помогает детям оценить свое состояние, проанализировать поведение. Содержание: заранее заготавливают вырезанные из картона цветы. На каждом разноцветном лепестке нарисованы лица, выражающие разные эмоции. Ребенок смотрит на лепестки, называет эмоцию и говорит, когда он находился в том или ином состоянии.
«Точки» (развитие произвольности зрительного внимания и памяти). На игровом поле размещаются в клетках в произвольном порядке по два магнита синего, красного, желтого и зеленого цвета. Ученику предлагается выборочно запомнить расположение «точек» того или иного цвета и зарисовать их по памяти на своем «поле» карандашами соответствующего цвета.
Игротерапия. Игровая терапия представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми.
Игра – обширный круг действий человеческих, … не претендующих на тяжелую работу и доставляющих людям веселье и радость.
Игра – способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей (коммуникативных и познавательных).
Игра развивает высшие психические функции (внимание, мышление, память).
«Знаешь – продолжи».
Цель: Развивать слуховую память, быстроту мышления, слуховое внимание, расширять словарный запас детей.
Оборудование: МЯЧ.
«Кто больше знает?»
Цель: Развивать слуховую память, речь, расширять знание детей о назначениях разных явлений.
«Скажи наоборот».
Цель: Развитие образной памяти, речи.
Оборудование: Карточка с перечнем слов, к которым нужно подбирать анонимы.
«Подбери ключи».
Цель: Развитие зрительной памяти.
Оборудование: Много разных ключей от замков (можно картонные копии).
Ход игры: На столе разбрасываются ключи, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи или можно искать ключи на ощупь.
Также можно устроить специфический диктант. На листе бумаги записывается несколько сложных и длинных слов, а после того, как ребенок их прочтет, закрыть. Далее он должен переписать эти слова по памяти и не допустить ошибок.
Упражнения для развития внимания
Расшифруй слова и запиши их без ошибок:
Аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
Найди слова, которые «спрятались»:
Аврогазетаатмнисвлшктдомврмченгрозаастргрслонекго
Раздели слова, которые «склеились»:
Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянакнигарукаель
Зачеркни повторяющиеся слова:
Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходмореискрынебодетиморе
Расставь числа в порядке возрастания:
5, 8, 6, 4, 12, 7, 2,0 ,8 ,10 ,4 ,3 ,2 ,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 30, 27, 32, 18, 8, 7, 4, 42.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.
Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, которая помогает разрешить различные конфликты и неурядицы. Нередко для ребенка, игровая терапия - единственный путь помощи.
Игра благоприятно влияет на формирование положительного поведения и дисциплины. В игре ребенок начинает гибче мыслить, учится принимать самостоятельные решения и вести диалог с окружающими. Игра помогает ребенку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоении социального поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.