Формирование творческой активности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
Формирование творческой активности на занятиях по декоративно-прикладному творчеству
Автор: Яговкина Людмила Александровна
МБУ ДО «Центр детский эколого-биологический», г. Батайск
В настоящее время главной задачей педагога дополнительного образования является ориентация его деятельности на становление образования, обеспечивающего развитие личности, удовлетворяющего образовательные, духовные, жизненные потребности. Современный культурный человек должен уметь не только воспринимать красоту, но и создавать ее.
Я руководитель объединения художественной направленности «Жемчужина». Считаю, что в своей работе должна стремиться пробудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь в реализации творческих способностей. С этой целью я разработала программу по бисероплетению.
Освоение программы учащимися включает в себя наблюдение, изучение многообразия животного и растительного мира и закрепление увиденного в процессе изготовления поделок, позволяет детям значительно расширить свои знания в области географии, геометрии и др. предметов, помогает им развить художественно-эстетическое восприятие окружающего мира, воспитать самостоятельность, усидчивость, а также получить необходимые трудовые навыки и умения, которые помогут им легче ориентироваться в выборе будущей профессии. Работа с бисером благотворно действует на психику ребенка, делая его мягче, добрее, внимательнее. У детей появляется «второе зрение»: они начинают видеть прекрасное в каждом цветке, травинке.
Предлагаемое направление отвечает интересам учащихся к бисероплетению, как к популярному в настоящее время виду декоративно-прикладного искусства, их желаниям совершенствовать свои навыки и умения в этом направлении.
Моя работа с детьми предполагает проведение теоретических, практических, индивидуальных занятий, а так же посещение выставок, участие в выставках, изучение флористического богатства родного края в ходе экскурсий в природу. Для реализации целей определены следующие задачи:
- развитие творческих способностей средствами бисероплетения;
- поддерживание поисковой активности и исследовательской позиции;
- обучение способам самовыражения в бисероплетении;
- обучение поиску информации, ее моделированию и умению делать
презентации, в том числе и электронные;
- оказание помощи детям в решении возникающих жизненных проблем.
Важными компонентами творческих способностей являются:
- творческое мышление;
- творческое воображение;
- фантазия.
Основное внимание на занятиях уделяю пробуждению фантазии и воображения через формирование практических умений, навыков, развитие способов деятельности, использование игровых технологий, тренингов. Работа строится по принципу «от простого к сложному». Каждый раз предлагаю новые задания и проблемные ситуации. Если ребенок увлекся заданиями, ему хочется найти как можно больше вариантов их выполнения или решения, значит, он начал активно и творчески мыслить.
Познавательная деятельность ребенка будет приносить конкретные творческие результаты, если способствовать развитию мышления следующими приемами:
- поиск аналогий,
- выделение противоположных свойств,
- прием ассоциаций,
- постановка вопросов,
- сочетание различных комбинаций и т.д.
Каждое занятие требует от меня, как от педагога, досконального знания своего предмета, проявления общей эрудиции. Запланировать творческий процесс невозможно, реально выстроить только «канву» занятия, а –творчество придаст ему свой колорит. На каждом занятии опираюсь на желание и возможности детей, их индивидуальные особенности и жизненный опыт.
Чтобы выявить ребят с творческими способностями, мною используются следующие методы:
- беседа,
- наблюдение,
- анкетирование,
- опрос,
- анализ результатов,
- наблюдение за ребенком при защите проекта или композиции,
- использование метода принятия решения,
- психолого-педагогический эксперимент.
Выявляя одаренных детей, разрабатываю для них задания повышенной трудности, проблемного и творческого характера, так как им уже не интересно работать по образцу. Предоставляю им необходимое пространство свободы для создания заданного с элементами исследования, выбора способов изготовления, самостоятельность творчества. Организую опережающее обучение с новыми целями и задачами, использую творческие развивающие игры. Такое обучение предполагает возможность выбора детьми собственного пути решения поставленных задач в соответствии со своими особенностями.
Считаю, что совместная творческая работа в объединении способствует развитию личности, ее самоутверждению и самовыражению, творческой активности, дает истинную радость от конкретных результатов труда, а приобретенные умения и навыки помогут ребенку при адаптации в современной жизни, основанной на конкурентоспособности человека.