Формирование безопасного поведения учащихся 10-11 классов посредством внеурочной деятельности
Формирование безопасного поведения учащихся 10-11 классов посредством внеурочной деятельности
Автор: Шипилов Григорий Анатольевич
Аннотация. В статье рассматривается обучение учащихся старших классов безопасному поведению в форме реализации внеурочной деятельности. Автор подробно рассматривает актуальность проблемы безопасного поведения в современном обществе, анализирует способы поведения человека в опасной ситуации, а также предлагает свою форму организации обучения во внеурочной деятельности. Статья будет полезна методистам по внеурочной деятельности.
Ключевые слова: безопасность, опасные ситуации, учащиеся старших классов, внеурочная деятельность, метод проектов.
В последние десятилетия человек стал активно окружать себя техническими средствами, отдаляясь от природы. Главной целью при этом становится обеспечение безопасности существования, но эффект от данного процесса проявляется и в противоположном: вместе с созданием безопасной среды человек и окружает себя факторами потенциальной опасности. Например, вместе с интеллектуальными системами пожаротушения в организациях и учреждениях многократно возрастает и опасность поражения электрическим током, так как количество электропроводки увеличивается, следовательно, возрастает и опасность короткого замыкания и возникновения пожара. А также человек, полагаясь на то, что его безопасность обеспечивается технически, становится менее внимательным к соблюдению правил техники безопасности [1].
Исходя из обозначенной выше проблемы, можно сформулировать цели современного обучения безопасному поведению старших школьников: усвоение знаний о личной и общественной безопасности и приобретение навыков безопасного поведения в быту и в общественных местах.
Умение находить выход в критических ситуациях, знание правил безопасного поведения, понимание рисков в повседневной жизни – все это необходимо изучать не только в младших классах, но и в старшей школе, так как опыт безопасного поведения, сформированный в начальной школе, должен постоянно поддерживаться и развиваться. К тому же при взрослении человек сталкивается с более трудными ситуациями, представляющими большую угрозу для его жизни и здоровья. Он вступает в различные социальные отношения, расширяется его география перемещений, он начинает пользоваться большим количеством приборов и т.д. Именно поэтому обучение безопасному поведению актуально в любом школьном возрасте и должно проводиться систематически в урочной и внеурочной деятельности, что должно развивать навыки и умения, способствующие сохранению жизни, укреплению здоровья, улучшению окружающей социальной и природной среды [5].
В педагогической практике выделяются следующие составляющие процессов обучения и воспитания: эстетическое, физическое, интеллектуальное воспитание. Также к элементам данного педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения [4].
Безопасное поведение школьников связано с формированием и развитием конструктивного поведения в опасных ситуациях, то есть направленного на профилактику и минимизацию ущерба от опасных и вредных факторов воздействия. В то время как отсутствие систематической работы по формированию основ безопасного поведения ведет к развитию виктимности, суицидального поведения, склонности к саморазрушению, то есть поведению деструктивному [3].
В экстренной ситуации, требующей принятия быстрых и точных осознанных решений, человек действует в соответствии с двумя моделями поведения: 1. Неэффективность действий, неадекватная реакция на опасные факторы и более того: ступор, то есть неспособность к каким-либо активным действиям, реакция торможения; 2. Возрастание точности и эффективности действий, адекватности реакций. Целью школьного обучения безопасному поведению становится обеспечение формирования второй модели поведения, когда человек на подсознательном уровне усваивает реакции на опасные факторы и способен трезво оценивать опасность и адекватно преодолевать ее [2].
Проблема заключается в том, что урочных занятий, проходящих, как правило, раз в неделю согласно учебному плану образовательных организаций, недостаточно для развития устойчивых навыков действий в опасных ситуациях. Именно поэтому появляется необходимость в дополнительных занятиях, реализуемых в виде различной внеурочной деятельности, во время которой развивается склонность к адекватным реакциям на внешние и внутренние влияния реальных, игровых, информационных опасных ситуаций. Другими словами во внеурочной деятельности старший школьник учится противостоять разрушающим внешним и внутренним факторам [6].
Таким образом, более продуктивному усвоению учебного материала, приобретению умений и навыков безопасного поведения становится организация тесной взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности, которую организует чаще всего преподаватель ОБЖ. При этом под внеурочной деятельностью понимается любая самостоятельно организованная деятельность во внеурочное время, которая основана на личной заинтересованности школьников в развитии своих личностных качеств. Внеурочная деятельность может реализовываться как в традиционных формах (в виде кружков, факультативов, развлекательных мероприятий), так и в нетрадиционных. На наш взгляд, в свете введения новых стандартов в образовании, реализующих системно-деятельностный подход, наиболее эффективной формой реализации внеурочной деятельности становится метод проектов, в ходе создания которых учащиеся активно развивают свой потенциал в понимании безопасного поведения.
Использование метода проектов позволяет сместить акцент при формировании навыков безопасного поведения с дидактического на личностный, то есть научить не повторять заученные фразы, а мыслить так, как это будет происходить в реальной опасной ситуации. Для эффективной реализации метода проектов необходимо учитывать определенные требования: проект должен стать составной частью процесса обучения и воспитания, не быть инородным данному процессу; обучающиеся должны решать реальные проблемы, которые могут встретиться в их жизни, что позволит придать им большую личностную значимость; проектная деятельность должна носить целесообразный характер.
Нельзя решать малозначительную проблему с помощью долгосрочного проекта, решение перестанет быть актуальным; деятельность обучающихся должна быть самостоятельной и активной, как уже указывалось, учитель становится координатором проекта, не подменяя собственным опытом и знаниями необходимость поиска решения поставленной проблемы; обучающиеся должны уметь формулировать свои мысли, переводя их в монологическую устную и письменную форму, анализировать имеющуюся и вновь полученную информацию, генерировать идеи. Все перечисленные выше особенности метода проектов во внеурочной деятельности позволяют сформировать устойчивые навыки поведения в опасной ситуации за счет возрастания ее личной значимости и «проигрывания» реальных ситуаций и действий при их возникновении.
Использование метода проектов при формировании безопасного поведения старших школьников может заключаться в создании листовок, буклетов, презентаций, в том числе для учащихся младших классов. А также возможно использование различных ролевых игр и создание исследовательских работ по темам безопасности в сложных и опасных ситуациях. Это позволяет не только расширить базовые знания по предмету ОБЖ, но и придать процессу обучения творческий характер, а также получить специальные знания, необходимые для саморазвития личности.
Несомненным преимуществом при обучении во внеурочной деятельности является развитие интереса к изучению предмета ОБЖ, так как применение нетрадиционных методов обучения позволяет увидеть учащемуся в ином свете то, заучивания чего от него требуют на уроках. Для этого внеурочная деятельность должна отвечать следующим принципам: использование современных продуктивных методов обучения; развитие интереса к предмету обучения; разнообразие используемых приемов; включение не только собственно организации деятельности учащихся, но и ее анализа и корректировки; личностная значимость безопасного поведения.
В заключение следует отметить, что внеурочная деятельность позволяет повысить не только уровень безопасности подростка, но и всего государства, обеспечить снижение влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Достигается это использованием нетрадиционных приемов обучения и воспитания, а также личной значимостью безопасности для каждого человека.
Список использованной литературы:
1. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, в.Ф. Трусов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. – 204с.
2. Иовенко, И.В. Теория и практика формирования у учащихся общеобразовательной школы культуры безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Дис. на соискание уч. степени д.п.н. − М., 2003. −- 408 с.
3. Плющ, И.В., Склянова Н.А., Шелегин Н.Н. Основные направления формирования безопасного образовательного пространства. – М.: Сибирский учитель, 2001. − № 1. − С. 13−19.
4. Склянова, Н.А., Плющ И.В., Шелегин Н.Н. и др. Современные тенденции развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности». //Сибирский учитель − 2000 − № 4 − С. 10 −14.
5. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина, Г.А. Буткин. − М., 2008. – 276 с
6. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ./сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина – Оренбург: ОГПУ, 2008. − 268 с.