Творческие задания как средство развития связной речи учащихся начальных классов
Творческие задания как средство развития связной речи учащихся начальных классов
Автор: Сошина Екатерина Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ "Лицей № 8", г. Воронеж
Ребенок должен жить в мире творчества.
Труд мысли невозможен, если нет творчества.
В.А. Сухомлинский.
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Задачу педагога современные ученые видят в формировании для каждого ребенка мощной мотивационной деятельности, в которой каждый ученик жаждет познавать новое, обогащать собственную картину мира, овладевать учебной деятельностью. (Горбенко И.А. «Формирование мотивации письменной речи у детей младшего школьного возраста», с.48).
Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Приоритетное средство для этого – коммуникативное воспитание школьников, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьных дисциплин, создает предпосылки для активного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми навыками речевой деятельности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речевой деятельности.
Развивать речь детей — значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Поэтому задача педагога – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, раскрыть их взаимообусловленность. Только при таких условиях формируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными. Таким образом, у ребенка появляется желание выразить свои чувства и мысли при помощи слова как устно, так и письменно.
Одной из главных задач учителя по развитию речи учащихся является его умение задать тему, заинтересовать ею, вызвать желание принять участие в её обсуждении, тем самым активизировать работу ученика в этом направлении.
Наиболее успешно, на мой взгляд, развивается речь младших школьников при условии использования творческих продуктивных заданий. Творчество – это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, требует применения знаний в изменённой или в нестандартной ситуации.
Под заданиями творческого характера понимают задания, которые формируют у учащихся способность и потребность самостоятельно находить вариативное решение не встречавшихся ранее учебных задач, расковывают мысль, стимулируют к созданию нового, ориентируют на самоопределение и самоактуализацию. Применять творческие задания мы можем на любом уроке.
В настоящее время в процесс обучения вводятся новые виды творческих продуктивных заданий. Фантазия – способность к творческому воображению. Без умения фантазировать, нельзя было бы создать ничего нового. В процессе обучения и воспитания младших школьников можно использовать следующие приёмы фантазирования:
1. Оживление. Детям, предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка, крапива и т. д
2. Приём “Бином-фантазии”, автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари. Для использования «бинома фантазии» берутся два слова, существительных, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом. Надо, чтобы одно было достаточно чуждо другому, чтобы соседство их было необычным, - только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь создать единое, в данном случае фантастическое, целое. Вот почему хорошо, когда “бином фантазии” определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке (Родари Д. «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», с.52).
Итак, возьмем два случайных слова: “жираф” и “котенок”. Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин: жираф с котенком, жираф у котенка, котенок жирафа, котенок на жирафе и т.д.
Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации, и мы с ребятами решили пофантазировать на данную тему. Каждому ученику было предложено прямо на уроке придумать свою историю про “жирафа” и “котенка”. Детей очень увлекло данное занятие, так как каждый мог реализовать свои фантазии и попробовать себя в придумывании сказок, историй.
3. Методика развития речи детей издавна опиралась и на сказочные сюжеты, и на язык сказки. Дети любят не только слушать и читать сказки, но и сами их рассказывают, перестраивают сюжет, добавляя новые линии действия, новых персонажей, придумывая приключения. Нам в этой работе очень поможет прием «Сказки наизнанку». Суть приема заключается в полном или частичном искажении одного или нескольких элементов сказки.
Приемы фантазирования в работе со сказками :
· Свойства наоборот – детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, волк добрый и доверчивый. Или Красная Шапочка хулиганистая и непослушная, а волк бедный и несчастный, ножка у Золушки оказалась не миниатюрной, а, напротив, очень большой, внушительной);
· «Новое слово» - детям предлагаются слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, 5 слов, подсказывающих сюжет сказки «Красная Шапочка»: девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс 6 слово, постороннее, например, вертолет. Дети должны среагировать на новый неожиданный элемент, суметь использовать это слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст (получилась прекрасная история, в которой волка в момент, когда он стучался к бабушке, приметил вертолет дорожной полиции. Вертолет ринулся вниз, а волк наутек, прямо навстречу охотнику).
4. Фантастические гипотезы. Составление рассказа по начатой фразе:
– Я открыл дверь, а там…
– Я выглянул в окно и …
Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:
– из крана полилась газировка;
– из тучи вместо дождя стал падать изюм;
– люди придумали таблетку от сна.
5. Письма сказочным героям, инопланетянам, вымышленным персонажам. Как вид сочинения. Этот вид работы учит правильно и образно говорить, развивает наблюдательность.
6. Продолжи текст. Это задание предполагает развитие фантазии, воображения и умения выразить свои фантазии при помощи слов.
Жила – была Звёздочка. Однажды утром, когда надо было вставать и зажечь солнышко к новому дню, Звёздочка в полёте уронила искорку. Сразу стало темно и грустно. Что делать? (Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления творческих текстов по картине, 44 с.)
Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.
Применение творческих продуктивных заданий помогает учителю добиться активного участия школьников в образовательном процессе, развивает их речевое творчество, коммуникативные умения, формирует способность к смысловому чтению и тем самым помогает повышать эффективность современного урока.