Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Понятие качества образования и актуальность этого понятия в современных условиях

Дата публикации: 2018-03-22 11:38:56
Статью разместил(а):
Хаматшина Надежда Владимировна

Понятие качества образования и актуальность этого понятия в современных условиях

Автор: Емельянов Николай Сергеевич

 

В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

Актуальность вопросов, связанных с развитием системы дополнительного образования детей, подтверждается принятыми на федеральном уровне документами:

– утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»);

– план реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы (Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2015 года № 729-р).          Принятая Концепция развития дополнительного образования детей (далее – Концепция) непосредственно связана с понятием достижения современного качества образования, в этой связи к системе дополнительного образования детей предъявляются новые требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым технологиям.

При этом следует помнить, что качество как понятие относительное имеет два аспекта: первый – это соответствие стандартам, его называют качеством с точки зрения производителя; второй – соответствие запросам потребителя, и в первую очередь учащихся. Следовательно, Концепция развития дополнительного образования детей как некий взгляд на проблемы и пути решения в системе дает возможность рассматривать услуги дополнительного образования по-новому с различных точек зрения:

– с точки зрения сохранения учреждений, сохранения контингента (в области в 2014 году 184 561 человек (55,3%) занимались дополнительным образованием на базе организаций дополнительного образования и 186 930 человек (56%) – на базе общеобразовательных организаций);

– с точки зрения требований к разработке и реализации дополнительных общеразвивающих программ;

– с точки зрения реализации тех направлений, которые будут работать на решение приоритетных задач региона, например, в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров.

Цель: Определить понятие «качество  образования» и актуальность  этого понятия в современных условиях образования.

         Качество образования — это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника. 

         При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: 

·                     образовательных результатов;

·                     организации образовательного процесса;

·                     квалификации педагогических работников.

         Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание учащихся, представляет собой систему показателей ЗУН, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности учреждения дополнительного образования по конечным результатам.

         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр дополнительного образования детей «Заречье» ориентирован на обучение и воспитание учащихся, а так же развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого обучающегося.

         Дополнительное образование ориентировано на приобретение детьми знаний и умений, выходящих за рамки образовательных программ, на развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции и самосовершенствования, формирование навыков межличностных коммуникаций. Педагоги дополнительного образования на занятиях используют современные образовательные технологии, которые реализуют через разнообразные методики обучения и воспитания, методы контроля и управления образовательным процессом. Формы, методы и средства организации обучения соответствуют возрасту, интересам и потребностям учащихся. Педагоги объединений обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм в ходе учебного процесса, поддерживают одаренных и талантливых воспитанников, организуют участие детей в конкурсах, соревнованиях.

         Кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом, позволяющим осуществлять качественный образовательный процесс. Руководство учреждения дополнительного образования уделяет большое внимание созданию благоприятных условий для поддержки и профессионального развития своих педагогов.

         Аттестация педагогических кадров играет важную роль в управлении образовательным процессом, она является комплексной оценкой уровня квалификации педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников школы.

         Непрерывное образование педагогов, нацеленное на повышение их профессиональной компетентности, личностное развитие являются важнейшими ресурсами и непременным условием успешной реализации необходимых преобразований в системе школьного образования. Новые введения в современную систему образования и воспитания учащихся приводят к тому, педагоги не могут довольствоваться тем опытом, который приобрели в ходе своей деятельности, учителя должны повышать уровень своей квалификации, осваивать новые методики, и соответственно, уметь их применять, в связи с современными требованиями государства и потребностями учащихся. Для этого и предназначена система повышения квалификации.

         Эффективность реализации любой образовательной программы зависит во многом от той материально-технической базы, которой располагает образовательное учреждение.

         Таким образом, основными положениями Концепции являются следующие:

 1) базовый элемент системы дополнительного образования – образовательная программа, а не образовательная организация;

2) формирование системы государственных требований к доступности соответствующих услуг, создание открытых сервисов информационного сопровождения участников дополнительных образовательных программ, формирование индивидуальных образовательных траекторий;

 3) расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования всех направлений, в т. ч. научно-технической;

4) принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование, принцип общественно - государственного партнерства.         

         С точки зрения разработчиков Концепции на качество предоставляемых услуг по дополнительному образованию детей должны сработать преимущества системы дополнительного образования, а именно: вариативность, доступность, свободный личностный выбор, адаптивность.

         Значительно усиливает преимущества дополнительного образования детей по сравнению с другими институтами формального образования его персонализация посредством актуализации следующих аспектов:

– участия в развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей;

– возможности выбора режима и темпа освоения образовательных программ;

– неформализованности содержания образования;

– вариативности характера оценки образовательных результатов;

– связи с практикой;

– разновозрастного характера объединений;

– возможности выбора себе наставника, педагога.

         Открытость системы дополнительного образования, влияющая на качество образования, проявляется в следующих аспектах:

– нацеленности на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

– создании благоприятных условий для генерирования и реализации общественных как детских (подростковых), так и взрослых инициатив и проектов, в том числе развития волонтерства и социального предпринимательства;

– возможности включения в образовательный процесс актуальных явлений социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии.

         Выполнение системой дополнительного образования функций социального лифта, т. е. предоставление альтернативных возможностей для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, способствует доступности и качеству предоставляемых услуг системы дополнительного образования детей.

         В соответствии с вышеназванными характеристиками определены основные направления реализации Концепции:

− обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;

− расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

− развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;

− развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

− совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;

− расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно- частного партнерства.

         Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования.

         В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

         Ни у кого не возникает сомнения, что именно от педагогов дополнительного образования зависит раскрытие потенциальных возможностей учащихся, которые приходят в учреждение дополнительного образования, чтобы удовлетворить свою любознательность, на практике познакомиться с разными видами творческой деятельности, найти ответы на многие вопросы. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе потребности современного поколения детей и подростков, их родителей.

         Ведь время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит, остро ставится вопрос о компетентности педагогов дополнительного образования. Я считаю, что профессиональная компетентность педагога выступает как единство теоретической и практической готовности. Однако знание своего предмета перестало быть основой профессионализма педагога. Профессиональная компетентность – это не только знания и умения, которые являются ядром компетентности, но и некий сплав их с профессиональным опытом, функциями педагога и обязательно значимыми личностными качествами, ценностными ориентациями педагога. То есть компетентность шире знаний, умений и навыков и не являются их суммой.

         Одной из составляющих системы повышения профессиональной компетенции является аттестация педагогических кадров. Аттестация – мощный стимул профессионального роста педагогов дополнительного образования. Побуждает к творчеству, овладению инновациями педагогическими технологиями. Анализ уровня квалификации педагогических работников показывает, что наблюдается непрерывный рост количества педагогов, повышающих квалификационную категорию. Очень эффективным способом повышения профессионального мастерства является участие педагогов в профессиональных конкурсах. На различных этапах участия в конкурсах различного уровня осуществляется самоанализ педагогических умений, на основе которого складывается планирование индивидуального профессионального роста. Представляя свой опыт, педагог проговаривает его на каждом этапе, тем самым закрепляет и персонализирует основные методические термины и научные понятия. Сравнивая себя «до» и «после», конкурсанты отмечают собственный профессиональный рост, стимул к проявлению творчества.

         Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения – одна из самых актуальных проблем в современном обществе. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся.

         Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние окружающего социума на здоровье детей. Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, обеспечение безопасности их жизнедеятельности входят в число важнейших государственных задач.

         Существует ряд факторов, которые определяют здоровый образ жизни:

- физическая культура и спорт; активный труд и отдых;

- рациональное питание;

- личная и общественная гигиена;

- отказ от вредных привычек.

         Данные медицинской науки и многолетний опыт человечества показывают, что физические упражнения являются сильным средством укрепления здоровья. Сегодня физической культуре и спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения, они являются важными социальными факторами в деле формирования человека. Заметна роль детско-юношеского спорта в решении образовательно-воспитательных, развивающих и оздоровительных задач. Для воспитания здоровой личности необходимо разнообразие образовательных технологий, методов, форм и средств, чтобы ребенок был успешен и достигал высокого физического, социального, психологического уровня развития, понимания своего предназначения в жизни.

         Здоровье ребенка, с точки зрения педагогики оздоровления, можно считать достижимой нормой, если он в физическом плане умеет преодолевать усталость, здоровье позволят ему действовать в оптимальном режиме, у него присутствует стремление сохранять и формировать свое здоровье. В интеллектуальном плане ребенок проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном – коммуникабелен, стремится занять определенное место в обществе; в эмоциональном – уравновешен, а также способен удивляться и восхищаться. Целостность психологического состояния можно считать предпосылкой саморазвития личности в последовательности этапов: самопознание, самовоспитание, саморазвитие. Уровень психологического здоровья выражается стремлением ребенка к планированию и самоуправлению собственным поведением.

         В условиях дополнительного образования физкультурно-спортивного направления здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой составляющей как образовательной, так и воспитательно-досуговой деятельности учащихся. Игровые технологии, используемые в досуговой деятельности, формируют эмоциональный мир детей и подростков, создают жизнерадостное настроение и хорошее самочувствие, развивают самостоятельность мышления, координационные способности, коммуникативность. Физкультурно-спортивная деятельность в дополнительно образовании предусматривает использование в образовательном процессе традиционных и современных педагогических технологий, основной целью которых является воспитание физически и нравственно здоровой личности. В учреждении широко применяются как спортивно- и физкультурно - оздоровительные технологии, включающие многообразие форм, так и личностно-ориентированные, направленные на саморазвитие личности. Анализ досуговой деятельности показывает, что наиболее популярны среди обучающихся физкультурные и спортивно-игровые мероприятия, где ребята совершенствуют свои физические способности и удовлетворяют потребность в играх и развлечениях.

         Учащиеся всех возрастов активно участвуют в эстафетах, турнирах, соревнованиях, где можно проявить физические качества, им интересны беседы социально-значимого и познавательного характера.

         Спортивные мероприятия, разные по форме проведения, соединяют различные приемы обучения, навыки, приобретаемые на учебно-тренировочных занятиях, и являются показательным итогом всей ранее проделанной работы по физическому воспитанию учащихся.В настоящее время дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный феномен системы образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов, основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

.  .  .