Подготовка к ВПР с использованием печатных и электронных ресурсов

Дата публикации: 2018-03-20 14:04:37
Статью разместил(а):
Бержанова Айгуль Балтабаевна

Подготовка к ВПР с использованием печатных и электронных ресурсов издательства Академкнига/Учебник

Автор: Бержанова Айгуль Балтабаевна

БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 119», г. Омск

С 2016 года проведение ВПР стало обязательным во всех школах. Это единый инструмент, который используется для того, чтобы иметь возможность сравнивать качество образования в разных школах в разных регионах страны. Одной из задач учителя является  подготовка учащихся к успешному выполнению ВПР. Сегодня мы поговорим о том, с помощью каких средств УМК «Перспективная начальная школа»  можно подготовить учеников к ВПР.

Более подробно остановимся на ВПР по предмету "Окружающий мир". Курс  по  «Окружающему  миру» является  интегрированным.  В  нём  объединены  образовательные  области:  естествознание,   обществоведение,   география,  астрономия,  ОБЖ.  Особая  значимость курса  в  формировании  у  школьников  целостной  картины  мира,  окружающей  его  природы  и  социальной  среды и его  месте  в  этой  среде. Назначение проверочных работ по данному предмету – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

УМК «Перспективная начальная школа» по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетрадь для самостоятельной работы, электронные пособия, тренажеры, проверочные работы, интернет-журнал, методическое пособие для учителя.

Одними из средств подготовки учащихся являются электронные и печатные пособия «Подготовка к ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру». Данные интерактивные тренажеры по подготовке к ВПР имеют следующую структуру: несколько вариантов, несколько заданий в каждом. Каждый вариант по структуре и характеру заданий, а также по количеству и их нумерации полностью совпадают с демонстрационным вариантом ВПР. Есть возможность проверить себя моментально.

В прошлом году мои ученики выполняли ВПР и показали достаточно хорошие результаты, сегодня я вам постараюсь показать, как системная работа по УМК с 1по 4 класс помогла их достичь.

Рассмотрим каждое задание отдельно, процент его выполнения учащимися и пути формирования тех или иных умений.

С определением материала соответствующих предметов справилось 97 % учащихся. Это задание проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми учащиеся встречаются в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные признаки. Данное  задание не вызывает у детей затруднений, т.к. имеется жизненный опыт. Одним из примеров формирования данных умений мы можем видеть на уроке окружающего мира в 1 классе по теме «Как помочь птицам зимой». В учебнике имеется иллюстрированная информация о видах корма и кормушек, которые можно изготовить самостоятельно. В электронном учебнике есть видеоматериал по изготовлению кормушек для птиц. Учителем организуется совместное  с родителями создание  кормушек, сбор осеннего  гербария и семян  для  подкормки  птиц.   

С заданием по работе с таблицей по погоде справилось 95 %. Во втором задании проверяется умение понимать информацию, представленную разными способами.  Задания для формирования этих умений формируются практических на каждых предметах.  По окружающему миру в тетради 2 класса № 1 необходимо изучить таблицу, отметить знаком прочитанные тексты и указать страницы. Подобная работа ведется по литературному чтению. В математике в 4 классе по теме «Работ с данными» на основе информации представленной в таблице необходимо построить диаграммы в соответствии с заданием. В тетради для внеурочной деятельности «Здравствуй, мир» 1 класс необходимо в таблице отмечать даты, когда при проведении опыта с семенами будут происходить указанные события.

Задание «Материки» выполнило 74%, 100% и 79%. Третье задание проверяет сформированность логических универсальных действий. Необходимо отметить названия материков, соотнести названия и изображения, определить места обитания растений и животных. Сложность выполнения заключается в том, что в одном задании сразу три пункта. Успешность выполнения этого задания может обеспечить интернет журнал «Место для шага вперед», раздел «Интерактивные карты животных и растений».

С правилами сохранения здоровья справилось 79 % учащихся. Данное задание направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.  В тетради для проверочной работы по окружающему  миру 2 класса необходимо отметить знаком правила безопасного поведения на дороге, соединить стрелками названия службы с соответствующим номером телефона, если нужна помощь. В 4 классе при изучении раздела «Человеческий организм» учащимся необходимо рассказать  о правилах питания и оценить выполняют ли они их.

С заданием «Определение частей тела» справилось 71 %. Это задание проверяет овладение начальными сведениями о строении тела человека. Изучение человека начинается во 2 классе окружающего мира и постепенно знания о строении человека расширяются.

Процент выполнения задания «Эксперимент» получился невысоким – 58%, 35% и 16%. Шестое задание связано с элементарными способами  изучения природы. Первая часть проверяет умение вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать выводы на основе проведенного опыт. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Задание для учащихся является одним из сложных, т.к. имеется  объемный текст и необходимо сделать выводы.  В тетради по внеурочной деятельности «Здравствуй, мир!» и в учебниках по окружающему миру имеются описания опытов, с помощью которых учащиеся учатся самостоятельно наблюдать, формулировать и делать выводы. Одной из форм работы по формированию данных умений является заседание членов клуба. Умение работать с учебными текстами ведется по всем предметам при изучении новой темы. Работа с хрестоматиями по окружающему миру выстроены таким образом: перед чтением задается вопрос, ответ на который можно найти, прочитав текст, имеется система вопросов после прочтения текста.

Задание «Определение правил по знакам» выполнило 79% и 87% учащихся. Седьмое задание проверяет способность на основе приведенных знаково-символических изображений сформулировать правило поведения. Умение читать знаково-символические изображения начинаются с 1 класса при работе с учебником, тетрадями «Пишу и проверяю себя», когда дети не только читают значение знаков, но и сами придумывают знаки для обозначения той или иной ошибки. На уроках  ученики  сами  составляют  правила  поведения, придумывают предупреждающие знаки  в  лесу,  на  реке,  в  поле и т.д. 

Задание «Выбор и описание профессий по указанным предметам» выполнило 61% учащихся. В данном задании учащиеся должны продемонстрировать уровень сформированности представлений о профессиях, понимание социальной значимости труда. Учебник «Окружающий мир» построен таким образом, что учащимся предлагается прочитать письма от экологов, ученых, проводятся заседания клуба с представителями разных профессий (агрономом, врачом).

С заданием «Отношение к традициям народов/охране природы» справилось 63%.  Девятое задание выявляет  отношение к традициям народов/охране природы. В данном задании проверяются личностные универсальные действия, не просто знания по окружающему миру, а именно нравственная позиция некая возможность оценить правильность/неправильность этических поступков. Подобная работа ведется в тетради 4 класс, задания типа: «Рассмотри фотографии с памятниками и напиши….»

С последним заданием «Знание региона» справилось 71% и 38%. В задании проверяются знания о родном крае, знания о своей стране. В тетради для проверочных работ, в тетради по внеурочной деятельности, в учебнике и тетрадях для самостоятельной работы.

Таким образом, работа по успешному выполнению заданий ВПР по окружающему миру проводится не только в рамках отдельного предмета, а системно с помощью электронных и печатных ресурсов УМК «Перспективная начальная школа».