Классный час "Что такое труд?"
Классный час "Что такое труд?"
Автор: Кудряшова Альбина Маратовна
МАОУ "Гимназия №5", г. Стерлитамак, Р. Башкортостан
Цель: Способствовать восприятию, осмыслению и систематизации основных понятий и терминов о труде.
Способствовать формированию навыков самостоятельного выполнения полного трудового процесса (от постановки цели до результата).
Содействовать развитию умений брать инициативу и активность в свои руки в процессе трудовой деятельности, нести за нее ответственность. Включение учащихся в посильную трудовую деятельность через практические занятия (навыки самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд).
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, плакат «Виды профессий».
Структура классного часа:
1. Вступительное слово 3-4 мин.
2. Подготовительный момент. Актуализация знаний труде 10 мин.
3. Что такое труд? В чем его польза? 10 мин.
4. Практическая работа. 5-8 мин.
5. Страничка юридической грамотности 7-10 мин.
6. Заключение 5 мин
Ход занятия
Как хочешь ты трудиться,
Но приобрести не льстись
Ни благородности, на славы,
Коль нет в твоих трудах
Ни пользы, ни забавы.
И. Крылов
1. Вступительное слово. Здравствуйте! Сегодня поговорим о самом главном в жизни человека- о труде. Труд — это деятельность, направленная на развитие человека и преобразование ресурсов природы в материальные, интеллектуальные и духовные блага. Такая деятельность может осуществляться либо по принуждению, либо по внутреннему побуждению, либо по тому и другому.
2. Подготовительный момент. Актуализация знаний труде. Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе. Скажите, какие вы знаете пословицы и поговорки с применением слова труд?
Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
Терпенье и труд все перетрут;
Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
Маленькое дело лучше большого безделья;
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело мастера боится.
Всякий человек у дела познаётся.
Кто рано встает, тому Бог подает.
В труде рождаются герои.
Кончил дело - гуляй смело.
Делу - время, потехе — час.
3. Что такое труд? В чем его польза?
Как вы считаете что такое труд? (возможные ответы –работа, деятельность, активность и др.)
По определению А.Маршалла, труд — это всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого непосредственно от самой проделанной работы.
История развития человека и общества свидетельствует о решающей роли труда в этом процессе.
В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.
Какие виды труда можете выполнить вы, и в чем их польза для окружающих?
Выслушать мнения учащихся.
Теперь рассмотрим некоторые данные из Центра занятости:
Ситуация на рынке труда г. Стерлитамака и Стерлитамакского района на 1 января 2017 г. Численность безработных граждан, зарегистрированных в ГКУ ЦЗН г. Стерлитамака, на 1 января 2017 года составила 1535 человек, что составляет 0,90% от экономически активного населения г. Стерлитамака и Стерлитамакского района.
1. Возраст: 16–24 лет — 10,0% (154 чел.), 25 — 29 лет — 12,2% (187 чел.), 30 и старше — 77,8% (1194 чел.).
2. Пол: мужской — 30,9% (474 чел.), женский — 69,1% (1061 чел.).
3. Образование: высшее — 36,6% (562 чел.), среднее профессиональное — 48,2% (740 чел.), не имеют основного общего образования — 0,3% (5 чел.).
4. Причина увольнения: ликвидация организации либо сокращение численности или штата работников — 19,0% (291 чел.); собственное желание — 57,5% (882 чел.).
Трудовое воспитание детей начинается еще в раннем возрасте, в семье, когда у малыша формируются элементарные представления о труде, как форме деятельности. Труд всегда был одним из основных средств, участвующих в становлении личности.
- А что же такое труд?
- Где взять точное определение слова труд (спросить у взрослых, прочитать в словаре, найти в интернете).
Теперь открываем тетради и записываем несколько определений слова труд:
Труд- это…
- Работа, занятие.
- Результат деятельности, работы, произведение.
- Целенаправленная деятельность человека по созданию с помощью орудий
труда материальных и духовных ценностей.
- Усилие, направленное на достижение чего-либо..
4. Практическая работа.
А теперь поработаем по карточкам, здесь изображен тот или иной предмет вам нужно будет отгадать к каким видам труда (умственный или физический) они соответствуют! Работать будем по группам, время — 5 минут. Далее 1 человек из команды выходит к доске, показывает карточку и говорит о профессии или видах труда.
Конечно же, труд дает человеку все необходимое для жизни: пищу, одежду, предметы быта, жилище.
Труд различается по содержанию и сложности. Далеко не каждый человек может работать врачом, программистом, почтальоном. Труд грузчика, к примеру, считается, простым. А вот инженер имеет дело с техникой, приборами, что требует обширных знаний, поэтому такой труд называется сложным.
А теперь, проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей:
На первой карточке у вас таблица с профессиями, на второй- характеристики-антонимы. Задание: подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и запишите в таблицу.
Профессия |
Характристика труда |
шахтер |
|
учитель |
|
художник |
|
Домохозяйка |
|
программист |
|
дворник |
|
космонавт |
|
продавец |
|
полицейский |
|
повар |
|
Постоянный- временный, простой- сложный, умственный- физический,
оплачиваемый- безвозмездный, добровольный- принудительный, ручной-
автоматизированный, творческий- традиционный, коллективный
индивидуальный.
Проверка (коллективная).
Как оценивается труд.
- Ребята, а как оценивается труд работника?
Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество.
Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.
5. Страничка юридической грамотности.
Трудовые отношения, права и обязанности работника регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации. Гарантией нормального трудоустройства является трудовой договор, в котором фиксируются все
условия работы, в том числе реальный размер заработной платы. И все дополнительные обещания работодателей также необходимо подтверждать документально.
По общему правилу начать работать молодые люди могут по достижении 16 лет. Если несовершеннолетний получил основное общее образование (либо в случаях, предусмотренных законодательством, оставил школу), он может начать трудовую деятельность с 15 лет.
С 14 лет молодые люди могут с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства заключить трудовой договор на выполнение в свободное от учебы время легкой работы, если такая работа не причинит вреда их здоровью и не будет мешать учебе в школе.
С несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, трудовой договор с согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства может быть заключен, только если такие несовершеннолетние участвуют в создании художественного произведения (например, снимаются в кино, выступают в цирке или играют в театре).
В своих правах и обязанностях несовершеннолетние работники приравниваются к совершеннолетним. Они также должны добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, выполнять установленные нормы труда, соблюдать требования по охране труда, бережно относиться к имуществу работодателя. Однако в области охраны труда, рабочего времени, времени отдыха и т.д. несовершеннолетние работники пользуются преимуществом по сравнению с совершеннолетними.
Условия труда несовершеннолетних.
В частности, для несовершеннолетних работников рабочая неделя сокращена:
• на 16 часов в неделю — для работников в возрасте до 16 лет;
• на 4 часа в неделю — для работников в возрасте от 16 до 18 лет.
Продолжительность ежедневный работы (смены) не может превышать:
для работников в возрасте от 15 до 16 лет — 5 часов, в возрасте от 16 до 18 лет — 7 часов;
для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу и работу, в возрасте от 14 до 16 лет — 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет — 3,5 часа.
Трудовой кодекс Российской Федерации
от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (принят Госдумой РФ 21.12.2001 г.) (действующая редакция)
(Извлечения )
Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет.
Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночном кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).
Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет.
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.
Статья 268. Запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет.
Запрещается направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).
Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора.
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам моложе 18 лет предоставляется продолжительностью 41 календарный день. Отпуск за первый год работы в организации может быть предоставлен несовершеннолетнему работнику по истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в любое удобное для них время.
Действующее трудовое законодательство предоставляет молодым людям возможность сочетать работу с обучением, обязывает работодателя создавать для этого необходимые условия.
Статья 270. Нормы выработки для работников в возрасте до восемнадцати лет.Для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени.
Для работников в возрасте до восемнадцати лет, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными правовыми актами, могут утверждаться пониженные нормы выработки.
6. Заключение.
Труд общественно-полезный – это не что иное, как работа на благо школьного коллектива, самообслуживание дома и в школе, домашний бытовой труд, навыки которого нужны и в школе во время дежурств по классу, уход за насаждениями во дворе дома или школы. Сюда же можно отнести любую шефскую работу: над младшими классами, над детдомовцами, над инвалидами или над ветеранами войны.