Декоративно-прикладное искусство, как средство эстетического воспитания ребенка
Декоративно-прикладное искусство, как средство эстетического воспитания ребенка
Автор: Козина Елена Витальевна
XXI век – век компьютеров, вычислительной техники и новых технологий. Мы все меньше читаем книги, слушаем классическую музыку, замечаем красоту окружающей нас природы. Современные технологии входят в жизнь не только взрослого, но и подрастающего поколения.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.
Эстетическое воспитание - одно из средств всестороннего развития личности. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Значительное внимание вопросу эстетического воспитания уделяли и уделяют многие ученые: Б.Т.Лихачев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Т.Г.Козакова, Б.М.Теплов, Л.П.Тарасова, В.С.Воронов, М.А.Некрасова и другие. Учеными выявлено, что, приобщая дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно заложить прочную основу для формирования эстетического вкуса и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству.
Декоративно-прикладное искусство – вид искусства, произведения которого, выполняя определенную утилитарно-практическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности.
В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей.
Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.
Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности.
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Необходимость данной программы существует, так как у детей детского дома нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д...
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Актуальность эстетического воспитания детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях.
Цель: формирование и развитие эстетического восприятия через декоративно-прикладное искусство.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Познакомить детей с народными промыслами.
2. Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
2. Воспитывать эстетические и этические чувства.
3. Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Развивающие:
1. Развивать художественно-творческие способности детей.
2. Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.
3. Развивать чувство цвета, композиционные умения.
4. Активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
5. Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие.