Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Конфликт. Причина - детская агрессия

Дата публикации: 2018-02-20 20:47:49
Статью разместил(а):
Босенко Зоя Михайловна

Конфликт. Причина - детская агрессия

Автор: Босенко Зоя Михайловна
МБОУ "СОШ № 10", ст. Новопокровская, Краснодарский край

 

Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадёжные, доказать свою правоту, обиды…

     Конфликт (лат. – столкновение) – столкновение противоположнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
     Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами или группами.
     Наблюдения показывают, что 80 % конфликтов играют помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придаёт им значения.

     В росте агрессивности детей всё чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад в наше будущее значителен. Но как вы думаете: запрет боевиков и криминальных фильмов сделает наших детей добрыми и чуткими? Психологи говорят – нет, этого недостаточно. У агрессии сложная природа. Чтобы воспрепятствовать возникновению агрессивности, надо понимать её природу и нейтрализовать истоки.
    

 Думаю, что предложенные материалы помогут находить выходы из сложившихся конфликтных ситуаций в классе.

     СИТУАЦИЯ: На перемене мальчика толкнули играющие одноклассники. Он рассердился и толкнул обидчика. В результате завязалась драка, которая прекратилась благодаря учителю, проходившему рядом. Когда классный руководитель стал разбирать происшедший инцидент, мальчик понял, что его задели случайно, и драки можно было избежать. Мальчику стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся.

     У какого учителя не было таких ситуаций? А каков же выход из них?
     Можно разобрать все ситуации, случившиеся на неделе в классе, школе. Подробно рассказать, что такое агрессивное поведение спровоцировал мимолётный гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию.

(Предлагаю фрагмент одного из занятий по данной теме).

Учитель: Что такое гнев?
Дети: Гнев – это чувство, которое выводит тебя из равновесия, переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные действия.
Учитель: Значит агрессивное поведение – это взаимодействие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред другому. Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную – когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную – когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую – когда дерутся, толкаются, дёргают за волосы.
К косвенной агрессии относят частичное игнорирование – непринятие в игры, разговоры, спектакли; полное игнорирование – бойкот.

Ученики рассказывают о случаях, происшедших с ними, о том, как они пытались выйти из данной ситуации, и о том, становились ли они ещё раз жертвами агрессии в подобных ситуациях.

Просмотр мультфильма «Гадкий утёнок» (встреча утёнка на птичьем дворе) с обсуждением.
    
После всех занятий совместно с детьми можно составить правила класса:
                                «Давайте жить дружно!»
1. Мы поддерживаем добрые взаимоотношения между собой.
2. Не поддерживаем агрессора, когда говорят: «Давай подразним вместе!» - или: «Давай спрячем вещи!» Каждый из нас отвечает: «НЕТ!»
3. Не отвечаем агрессией на агрессию.
4. Обсуждаем случаи проявления агрессии.
5. Игра должна быть честной.
6. Мы называем друг друга по имени.
7. Мы уважаем друг друга.


     Игра также предоставляет возможности для перестройки эмоционального опыта маленького человечка: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти, гнева и т.д. В игре возможны инсценирование эмоций, чувств, реализация способностей ребёнка «быть самим собой».

Игра «Глаза в глаза»
Цель. Развивать в детях чувство симпатии.
     Соседи по парте берут друг друга за руки, смотрят друг другу в глаза и пробуют молча передать разные эмоциональные состояния, предлагаемые педагогом.

Игра «Разговор с руками»
Цель. Научить детей контролировать свои действия.
     Ребёнок обводит на листе бумаги свои ладошки. Потом ему предлагается оживить ладошки: нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. Затем предлагается провести беседу с руками – спросить:
 - Кто вы, как вас зовут?
- Что вы любите делать?
- Что у вас плохо получается? Почему?
- Кто вас обижает?
- Как я могу вам помочь?

Игра «Репетиция оркестра»
Цель. Давать возможность выхода эмоциям, снимать напряжение.
     Включается задорная музыка. Дети встают и начинают дирижировать воображаемым оркестром разными способами: ладонями, руками, ногами и т.д.


     Читая сказки детям, мы учим их понимать смысл написанного. Выделять положительных и отрицательных героев. С помощью сказок дети узнают, что добро всегда побеждает зло.
     Поэтому наш школьный психолог посоветовала использовать для работы сказкотерапию. Это психологический классный час. Его можно планировать вместо классного часа или во время группы продлённого дня. Эта форма работы:
- способствует сплочению коллектива;
- закладывает нравственные ориентиры;
- позволяет работать на ценностном уровне;
- стимулирует способность к размышлению;
- развивает ребёнка относительно себя самого;
- проводит профилактику;
- работает на перспективу;
- позволяет работать с большим количеством людей одновременно;
- помогает снять остроту проблемы, а порой полностью решить её за одну встречу с психологом;
- не требует длительной подготовки;
- имеет доступную форму подачи информации;
- даёт возможность работать с разной возрастной категорией.
     Такую форму работы, как воспитательный час со сказкой, можно использовать родителям дома в общении со своими детьми.

Классный час для школьников с проявлениями агрессивности. «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история».

     Проведение описанного ниже мероприятия даст возможность обратиться к детям с неконтролируемыми агрессивными реакциями и показать им приемлемые способы разрядки накопившейся отрицательной энергии.

     Вводный комментарий.
     Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное сказочное путешествие. А попасть в сказку поможет нам вот этот замечательный попугай. (Учитель надувает пальчиковую куклу-попугая). Приготовьте, ребята, левую ладошку, попугай прилетит к каждому из вас и поцелует в ладошку. Так он сообщает нам, что всех очень любит, независимо от цвета кожи, цвета волос и глаз, он любит каждого из вас независимо от оценок, стоящих в ваших тетрадях и дневниках, он любит вас просто за то, что вы есть.
     Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем удивительную историю.
 
     «Жил-был на свете мальчик. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Но очень уж любил этот мальчик смеяться над другими, а иногда при случае и стукнуть мог. Больше всех доставалось тому, кто был послабее и за себя постоять не мог.
     Увидит мальчик полненькую девочку и орёт на всю улицу:
- Жиромясокомбинат! Жиромясокомбинат!
     И хохочет во всё горло. А бывало, что ещё и швырнёт снежком или камешком. А девчонка бедная готова сквозь асфальт провалиться.
     Увидит мальчик кого-нибудь из ребят в очках, кричит:
- Очкарик! Очкарик! У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!
     И заливается смехом.
     Однажды его соседка по парте случайно получила двойку. Уж как мальчик радовался, как ликовал! Кривил в усмешке губы и шептал презрительно соседке:
- Двоечница!
     А та взглянула на него строго своими огромными серыми глазами и спокойно ответила:
- На месте всех кого обидишь, однажды сам себя увидишь!
     Мальчик, конечно, не поверил, но смеяться ему почему-то расхотелось.
     Однажды с ним произошла совершенно необыкновенная история. Как-то пришёл он из школы домой, бросил в угол портфель, включил музыку и развалился в своём любимом кресле. Вдруг чувствует, что с телом его что-то неладное творится. Будто и не тело вовсе, а тесто сдобное дрожжевое вместо него поднимается, расплывается во все стороны до невероятных размеров, аж в кресле сидеть тесно стало. Подбежал мальчик к зеркалу, глянул, а оттуда на него толстяк смотрит. Таких толстых ему ещё видеть не приходилось. А когда понял мальчик, что в зеркале его отражение, что это он сам так жиром заплыл, от обиды и страха слёзы на глазах выступили. Взял он с полки книгу «Полезные советы», решил почитать, может там написано про такой случай, который с ним приключился. А прочитать- то не может, с глазами что-то неладное творится, буквы сливаются, слова не различить. Пришлось бабушкины очки надеть. Но ничего в книге о чудесах, которые с ним приключились, мальчик не нашёл. Погоревал-погоревал – да делать нечего. Надо за уроки приниматься. Открыл дневник, а там… От такого количества двоек даже бабушкины очки на лоб полезли:
- Откуда столько двоек? Ведь меня сегодня не спрашивали. Ладно, уж толстым стал, очки носить приходится, но столько двоек – это слишком!
     И мальчик горько зарыдал. Теперь он вспомнил слова соседки по парте «На месте тех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь!» Мальчик искренне раскаивался в своих неблагородных поступках, мысленно просил прощения у тех, кого он когда-то обидел. А слёзы всё текли и текли.
     Вдруг раздался звон колокольчиков, и сквозь балконную дверь выплыло розовое облако, которое затем превратилось в прекрасную фею. Мальчик так удивился, что перестал плакать. Странно, но фея почему-то напоминала соседку по парте. Может быть оттого, что у неё были огромные серые глаза. Но ещё больше мальчик удивился, когда фея заговорила маминым голосом:
- Знаю, мой мальчик, от чего ты печален. Знаю обо всём, что с тобой приключилось! Чему же научила тебя эта история?
- Я больше никогда не буду обижать других, смеяться над ними. Потому что это гадко и подло.
- Неужели, мой мальчик, чтобы понять это, тебе обязательно нужно было побывать на месте обиженных тобой ребят? Ну что ж, лучше поздно понять, чем никогда. Я подарю тебе на память волшебную ромашку. Если вдруг вздумаешь кого-нибудь ещё обидеть, посмотри в серединку цветка и увидишь как в зеркале всю историю, которая сегодня с тобой приключилась.
     Фея дотронулась до мальчика волшебной палочкой и розовым облачком выпорхнула через балконную дверь.
     Очнулся мальчик. Подушка вся в слезах мокрая, рядом книга «Полезные советы» и бабушкины очки лежат. Подбежал к зеркалу. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Книгу раскрыл, всё прекрасно без очков прочесть может, в дневнике двоек как не бывало. «Приснилось», - подумал он. Глядь, а на подоконнике стоит горшок с волшебной ромашкой.
     С тех пор мальчик никого не обижает, а другим, кто этим занимается, говорит:
- На месте всех кого обидишь, однажды сам себя увидишь!»

     Вопросы для обсуждения:
1. Что произошло с мальчиком?
2. Почему это случилось именно с ним?
3. Про какие случаи из вашей жизни напоминала вам эта история?
4. Кого обижали хоть раз в жизни?
5. А кто сам обижал других?
6. Чему учит сказка?

     Заключительный комментарий
     Да, сказка учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том, что добро и зло возвращаются. Поступайте с другими всегда так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, дабы не увидеть однажды себя на месте обиженных людей.
     Представьте себе, что каждый из вас король своей страны по имени Душа. В этой стране живут всевозможные слуги-чувства: радость, злость, ненависть, любовь, страх, грусть, гнев и другие. Что произойдёт, если вдруг слуги перестанут слушаться короля? А настоящего короля слуги всегда слушаются. Как же стать настоящим королём своим слугам? Тут на помощь приходят специальные психологические упражнения, с помощью которых можно снять напряжение, избавиться от избытка отрицательной энергии, не причинив при этом вред другим.

     (Психолог проводит психотерапевтическое задание.)
     «Поплавок в океане»
     Если вы почувствовали, что в стрессовой ситуации у вас возникает внутреннее напряжение, если вы опасаетесь потерять контроль над собой, вам поможет такое упражнение.
     Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас нет цели, карты, компаса, руля, вёсел… Вы движетесь туда, куда вас несут ветер и океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность…
     Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли дождя… подушку воды под собой, поддерживающую вас… Прислушайтесь, какие другие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
     На счёт семь медленно открываем глаза. Глубоко вдохните, выдохните. Поделитесь своими впечатлениями, ощущениями.

 

     Встаньте, пожалуйста, в круг. Итак, сегодня путешествуя, вы послушали сказочную историю про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история, учились выполнять психологическое упражнение, помогающее снять напряжение, накопившуюся отрицательную энергию. Давайте зачерпнём из этого удивительного, волшебного круга чудесного опыта, который сегодня получили, путешествуя по сказке. Пусть этот опыт помогает вам в жизни бережнее относиться к окружающим, быть настоящим королём в стране чувств, учиться безвредным способам разрядки напряжения и отрицательной энергии.
     Пришла пора возвращаться. Сейчас волшебный попугай попрощается с вами, и вы вернётесь обратно в класс. Попугай ласково поцелует каждого в левую ладошку, показывая тем самым, как он вас всех любит просто за то, что вы есть.v 

.  .  .