Истинные ценности в образовании и воспитании учащихся
Истинные ценности в образовании и воспитании учащихся
(Из опыта работы изучения литературного наследия Сибири во внеурочной деятельности в 1-4 классах по авторской апробированной программе для молодых педагогов начальной школы)
Автор: Филиппова Валентина Витальевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нелюбинская средняя общеобразовательная школа», Томская область
Изучение литературы родного края – это одно из важных направлений преподавания в школах Томской области, главная цель которого изучить и возродить традиции литературного краеведения в Сибири, вызвать интерес к своей «малой» Родине, пробудить чувство любви и уважения к истории и культуре родной земли. Составление программы «Люби и знай свой город и край » вызвано стремлением помочь детям лучше узнать сибирский фольклор, писателей-земляков, их литературно-художественное богатство. Работу по изучению литературы родного края важно начинать с начальной школы. Данная авторская программа предлагается для внеурочной деятельности. Она может быть дополнением к урокам литературного чтения или самостоятельным курсом кружка. Практика доказала, что программа полезна, интересна и востребована. Занятия с большим желанием посещают учащиеся всего класса. С учетом возраста детей были определены критерии отбора произведений: доступность, эстетическая и художественная ценность произведений, отражение в них наиболее ярких картин истории родного края, жизни и культуры народов Сибири. Материал для изучения литературного наследия Сибири распределён по темам :
1класс- «Сказка за сказкой»
2класс- «Сказки народов Сибири»
3класс- «Томские сказания»
4класс- «Современные писатели -земляки о нашей «малой» Родине
В наш прагматический век, когда многие родители предпочли колыбельной и сказке компьютер, учителю все труднее и труднее преодолеть с младенчества привитое обыденное сознание, обеднённое компьютерными играми и примитивными зарубежными мультфильмами. Во многих семьях до минимума сведена потребность в чтении вообще, а тем более чтении вдумчивом, приносящем эстетическое наслаждение. Поэтому программа для 1класса, посвященная сказке, наряду с уроками чтения призвана дать нашим воспитанникам представление о том, каким бесценным наследием одарили нас наши предки. Богатство народного опыта, народной мудрости справедливо сравнивают с неисчерпаемым чудесным источником. Тысячи лет сказка накапливала в себе национальный духовный опыт, отстаивала всё лучшее в нем и через чудодейственную силу своего воздействия на душу человеческую взращивала её, неназойливо воспитывала, умудряла, врачевала, укрепляла… Занятия кружка по сказке помогут словеснику вернуть обязательную с детства веру в чудесное, в торжество справедливости и добра, привести детей в светлый мир народной сказки, которая выводит своих героев на распутье, учит выбирать жизненную дорогу и идти по ней достойно. Но следует убеждать детей, что сокровенный смысл сказки, как и всё добро в нашей жизни, приходит через труд: потрудившемуся, любознательному, думающему откроет она свою душу и сделает богаче. В сказках воплотились основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческий идеал. Сказки – это старый завет совестливой и доброжелательной русской культуры.
Соприкасаясь с миром сказки, сначала слушая её и рисуя, дети, научившись читать, постепенно стремятся и самостоятельно познакомиться с новыми сказками, осмыслить их художественные особенности, вступить в диалог с автором, поделиться о прочитанном с одноклассниками. В результате такой работы у обучающихся развиваются память, воображение, речь, накапливается словарный запас. Одновременно воспитывается уважение к культурному наследию Родины, прививается любовь и потребность к чтению. Программа предусматривает не только знакомство с русскими народными и литературными сказками, но и со сказками писателей родного края. Больше времени уделяется изучению сказок А.М.Волкова (1книга), Г.Е..Николаевой и Т.Е.Мейко для детей младшего возраста. Учащиеся выполняют рисунки к понравившимся эпизодам.
Работа по изучению литературного наследия Сибири внеурочной деятельности во 2классе нацелена на знакомство и изучение сказок народов Сибири, которые являются наиболее распространённым жанром фольклора. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом. Но сказка играла и большую воспитательную роль. Она являлась своего рода школой жизни в формировании знаний об окружающей природе и жизненных навыков, выработанных на основе наблюдений и опыта. Сказки рисовали яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомили с их представлениями и обычаями. С раннего детства, как только ребёнок начинал понимать речь, он впитывал эти знания. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы. Молодые охотники и оленеводы старались подражать героям, которые прославлялись в сказках. Имелись и специальные детские сказки, в которых раскрывались качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они ломались.
Большое место в фольклоре народов Сибири занимают сказки о животных и птицах. Сказки эти обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему у кукши на голове завитые перья?». Ответ всегда давался в художественной, поэтической форме. До сих пор большинство сказок сохраняют этимологическую концовку. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя. Основная мысль сказок народов Сибири проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны. Люди, которые сложили эти сказки, хорошо знали свою родину и умели любить и беречь её. Этой главной цели и способствует составленный курс по изучению литературного наследия.
В связи с разнообразием важных познавательных вопросов, затронутых в сказках, материал распределён по определённым темам: о явлениях природы, о животном мире, о жизни и деятельности коренных народов Сибири. Для совместного сотрудничества с учащимися поощряется дополнительный самостоятельный поиск сведений о сказках земли Сибирской и её народах. Ребёнок уже в начальной школе должен понять, что Сибирь – огромный, уникальный, красивый, населённый разными народами край. Большую помощь оказывает мультипликационный сериал «Гора самоцветов», где в игровой форме предложены дополнительная информация о народностях и поучительные сказки. Учащиеся ведут тетради и альбомы, работают постоянно с картой Сибири.
В третьем классе учащиеся знакомятся с сибирскими легендами и сказаниями. Свод их насчитывает сотни тысяч строк. Он открывает нам мир чудес, героических деяний, всепобеждающей любви, природной красоты и мудрости. Показывает, кого и за какие поступки народ считал достойным почитания, а кого порицал и высмеивал. Это вымышленный и в то же время реальный мир. Его отличает простодушие, свойственное жителям тайги, гор и степей, особая ритмика и душевный настрой. История Томска уходит за горизонт четырёх столетий. В эпосе томских татар, шорцев и других народов Сибири существует довольно заметный пласт легенд и сказаний, в которых любовь, соперничество, погоня, борьба с чужеземцами не просто сюжет движут, но являются ещё и поводом, позволяющим объяснить происхождение тех или иных местных названий. Каждой горе, реке, долине, лесному массиву в них не только имя дано, но и образное сравнение. Но золотые россыпи легенд и сказаний даже самым опытным собирателям далеко не всегда даются.
Там, где меняется уклад жизни коренного населения, его численность, национальный состав поколений, творцов и носителей устного народного творчества, что-то возникают вновь, а что-то исчезает или видоизменяется. Вот и томские сказания дошли до нас далеко не в первоначальном виде. Поэтому подобраны наиболее доступные и интересные переработанные легенды известных томских писателей Т.Мейко, С.Заплавного и педагога Н.В.Татаурова. Топонимические тексты о родном крае развивают любознательность, воспитывают уважение к истории и культуре Сибири. Используются презентации легенд не только о Томске, но и о происхождении названия своей деревни, пруда, улиц. Продолжается ведение тетрадей и альбомов.
В 4классе предлагается знакомство с творчеством современных томских поэтов и писателей. Проводятся встречи, экскурсии, литературно-музыкальные композиции. Для изучения уместны рассказы Р. В. Кошурниковой, стихи Б. Н. Климычева, М.В.Андреева, И. В. Кисилёвой и других известных томских поэтов и писателей. Большое внимание важно уделить произведениям и самобытных авторов о родной деревне и сибирской природе.
Интересно и познавательно прошли коллективные мероприятия в начальной школе к юбилеям: «Сказки-побаски бабки Василисы» (Г.Е.Николаевой), «Сказочный мир Татьяны Мейко» и «Букет тихих слов» (И.В.Кисилёвой).
Несомненно, очень важно, чтобы в среднем звене изучение литературного наследия Сибири продолжалось. Доказательством являются уже многие годы внедрённая печатная авторская программа в 5-6классах «Томские сказочники» и победы исследовательских работ учащихся по творчеству писателей. В настоящее время в 5 классе ведётся кружок «Чудесный мир природы» с постановкой экологических сказок.
Открытые занятия для педагогов округа и района по внеурочной деятельности в младших классах всегда получают положительные отзывы и предложения издания методического пособия. Значит, данное направление работы с учащимися необходимо и актуально. Ведь только тогда мы сможем воспитать вдумчивых и благодарных читателей, знающих свою историю и культуру.
Литература:
1. Аникин В. П. « К мудрости ступенька». О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. Очерки. -М.: «Детская литература», 1988.
2. Багуева З.Н; Поздеева С.И., канд. пед. наук, ТГУ. Об изучении курса «Литературное наследие Сибири» в начальных классах - Интернет-ресурс.
3. Ермаков В. И. Человек сильнее всех. Эвенкийские сказки. - Красноярское книжное издательство, 1986.
4. Заплавный С.А. «Томские сказания» - Томск,2007
5. Крупина Н. Л. «Древнее и вечно юное». Журнал «Литература в школе», №2, 2000.
6. Пустовалова В.В., Тужикова Т.А. Работа со школьниками по литературному краеведению: методические рекомендации. -Томск, 2001.