Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Методика скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков 12-14 лет

Дата публикации: 2018-02-07 18:14:53
Статью разместил(а):
Зятикова Наталья Васильевна

Методика скоростно-силовой подготовки лыжников-гонщиков 12-14 лет

Автор: Зятикова Наталья Васильевна

МАУ ДО « ДЮСШ» п.Трудармейский

                                                                                        

Глава 1. Методы развития  скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков 12-14 лет

 Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется длительная и очень напряженная тренировочная работа, по-видимому, превосходящая по уровню необходимую подготовку в любом другом виде спорта. Подготовку к высшим достижениям здесь следует рассматривать как длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение – на зрелый возраст». Физическая и функциональная подготовка лыжника-гонщика осуществляется различными средствами. В процессе физической подготовки особое внимание уделяется развитию скоростно-силовых качеств. Развитие скоростно-силовых качеств осуществля­ется в процессе общей и специальной физической под­готовки.

Для развития скоростно-силовых качеств, тренер должен знать, что представляют собой эти качества, методику их развития, возрастные особенности развития учащихся и  методы контроля за развитие скоростно-силовых качеств.

 

1.1 Скоростно-силовые качества и их виды.

Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». 

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека.

Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость).

Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональ­ными возможностями нервно-мышечного аппарата.

Скоростно-силовые способности, как подсказывает уже само название, являются своего рода соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежат функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота действий.Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом чем значительнее внешнее отягощение, преодолеваемое спортсменом тем большую роль играет силовой компонент, а при мень­шем отягощении возрастает зна­чимость скоростного компонента.

Практически при выполнении скоростно-силовых действий специфическая трудность состоит именно в том, чтобы совместить на достаточно высоком уровне проявление силовых и скоростных двигательных возможностей.

В.П. Филин понимает под термином скоростно-силовые способности такую как способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайший промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движения. Степень проявления скоростно-силовых качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена  к высокой концентрации нервно-мышечных усилий, мобилизации функциональных возможностей организма.

Согласно современной теории физического воспитания принято считать: воспитание скоростно-силовых качеств можно эффективно осуществлять с помощью скоростно-силовых и собственно силовых упражнений.

К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые вы­полняются со значительной скоростью, не достигающей предель­ной величины.

Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максималь­ных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.).

Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Старто­вая сила – это  характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность  мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. Силовая выносливость – это  способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Таким образом, скоростно-силовые способности являются составной частью силовых способностей:

-          Собственно-силовые способности;

-          Скоростно-силовые способности;

-          Силовая выносливость.

Эти способности отличаются друг от друга по типу мышечных сокращений и режиму мышечных сокращений, характеризующих те или иные способности.

1.2. Учет возрастных особенностей в развитии скоростно-силовых качеств лыжника-гонщика 

Для достижения высоких результатов в лыжных гонках требуется длительная и очень напряженная тренировочная работа, по-видимому, превосходящая по уровню необходимую подготовку в любом другом виде спорта. Подготовку к высшим результатам следует рассматривать как длительный процесс, начало которого приходится на детство, а завершение на зрелый возраст.

Возраст молодежи, занимающейся лыжными гонками с целью физического совершенствования или достижения спортивного мастерства в спортивных школах, лыжных секциях и любительских клубах – от 9-10 до 22-24 лет. Он совпадает с периодом жизни, в котором наблюдаются самые интенсивные изменения организма. Познать существующие закономерности развития организма и эффективно реализовать их в конкретную тренировочную программу – настоящее искусство. Для того, чтобы полнее раскрыть закономерности развития организма попробуем остановиться на раскрытии взаимодействия наследственных факторов и влияние внешней среды на растущий организм, дать общую характеристику количественных качественных изменений в организме, ведущих к биологической зрелости, выделить наиболее благоприятный возраст для развития функциональных возможностей лыжника-гонщика.

Развитие организма протекает неравномерно: период ускоренного развития чередуется с периодом замедления и относительной стабилизации. При широкой вариативности индивидуального биологического развития так называемые «периоды покоя» и ускоренного развития  являются генетически закономерными. Наряду с этим различные органы и системы формируются неодновременно. У лыжников гонщиков чаще всего наиболее выразительно проявляется несоответствие между темпами развития сердечно-сосудистой системы и приростом основных морфологических весоростовых показателей.

Возрастной период замедления развития организма в целом, а также стремительного прироста морфологических показателей при отставании темпов развития сердечно-сосудистой системы сопровождается зачастую стабилизацией, а иногда и снижением, в отдельных случаях значительным, спортивного результата, что носит, как правило, временный характер и не должно служить основанием для отчисления из спортивных школ, лыжных секций и клубов за не перспективность. Таким образом, обучение и совершенствование техники способов передвижения на лыжах и развития физических качеств средствами лыжного спорта надо проводить с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей учащихся каждой возрастной группы.

Подростковый возраст (12-14 лет) характеризуется значительным увеличением веса и роста учащихся (у девочек это происходит на 1,5-2 года раньше, чем у мальчиков). Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным обра­зом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см. Наблюдаются существенные различия в сроках полового со­зревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а, следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков – с  1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек – с  1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

У подростков в пубертационный период наблюдается замедление или даже стабилизация уровня развития физических качеств – выносливости  к работе умеренной интенсивности, силовой выносливости мышц ног и туловища. В это время, чтобы предотвратить снижение уровня развития физических качеств, важно обеспечить систематические самостоятельные занятия на лыжах, помимо уроков лыжной подготовки. В этом возрасте наблюдается некоторое улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, но быстрое развитие половых желез сопровождается нарушениями в координации отдельных функций организма. Заметные изменения претерпевает и психика подростков, наблюдаются нарушения в координации движений (особенно сложных). Вместе с тем наблюдается развитие внимания, волевых качеств и появляется умение анализировать движения и целостные действия.

Учитывая все эти изменения при занятиях лыжной подготовкой, следует строго дифференцировать нагрузку на развитие физических качеств в зависимости от индивидуальных особенностей, что позволяет учащимся справляться с довольно высокими физическими нагрузками. Следует помнить, что в этом возрасте особенно заметна неравномерность физического развития подростков. Здесь важно учитывать не паспортный, а биологический возраст учащихся. Кроме того, при занятиях на лыжах учащиеся склонны в этом возрасте переоценивать свои возможности и силы и готовы выполнить даже непосильную для себя работу (пытаются спускаться со сложных и опасных склонов). Важной задачей в этом возрасте является закаливание организма подростков, так как они в переходный период бывают подвержены простудным заболеваниям. Регулярные занятия лыжной подготовкой предоставляют большие возможности для решения этой задачи.

Закономерности развития организма позволяют понять существование отдельных периодов в жизни человека, когда наблюдается ускоренный прирост конкретного функционального показателя, того или иного физического качества. В связи с этим молодежь, занимающаяся спортом, на отдельных этапах жизни испытывает двойную нагрузку на организм:

-          исполнение функций роста и развития;

-          обеспечение адаптации к тренировочным нагрузкам.

Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблице 1.

Таблица 1. Темпы прироста различных физических способностей у детей  среднего школьного возраста (%).

 

Физические способности

 

 

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

 

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способнос­ти; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносли­вость.  

Среди подростков встречаются акселераты, у которых раньше начинается период полового созревания, и связанный с ним бурный рост организма. Нередко они показывают высокие результаты в спорте, особенно по сравнению с теми, у кого половое созревание несколько задерживается. Это нельзя принимать за проявление способностей к избранной спортивной деятельности, и часто тренерами  допускаются непоправимые ошибки. Умеренная тренировка на выносливость весьма благоприятно влияет на развитие сердечно-сосудистой системы, приводя к адаптационным изменениям, которые невозможно осуществить в более  взрослом возрасте.

Начиная с 14 лет, благоприятные возможности предоставляются и для развития силовых и скоростно-силовых возможностей. Однако следует считаться с тем, что чрезмерно интенсивная подготовка в данный период требует больших затрат энергии, что может нанести вред  развивающимся органам. Тем не менее, период за 1-1,5 года до начала появления вторичных половых признаков, во время протекания этого процесса и после его окончания (обычно до 15 лет)  - один из основных этапов формирования организма лыжника с углубленным освоением техники, с умеренной тренировкой на скорый эффект. Поэтому самым благоприятным  для начала заниматься лыжным спортом в ДЮСШ следует считать возраст 11-12 лет. Целенаправленная работа по развитию скоростно-силовых качеств начинается с 13-14 лет. В этот период объем средств скоростно-силовой подготовки составляет примерно 50-60% от общего объема средств в летне-осеннем этапе и з5-40% в зимнем этапе подготовки.

В 13-14 лет, помимо общей физической подготовки и совершенствовании в технике, начинается работа по развитию скоростно-силовых качеств, специфических для лыжного спорта. Быстрота и сила у лыжника развиваются преимущественно комплексно.

 На специальных тренировках особое внимание следует обращать на воспитание выносливости с помощью специальных упражнений и силы с помощью упражнений избранного вида (по 25%).

 

1.3. Методы развития скоростно-силовых способностей юных лыжников-гонщиков.

Для совершенствования технического мастерства имеет проблема подержания скоростно-силовых качеств в соревновательном периоде подготовки. В ходе, например, круглогодичной подготовки наступает такой момент, когда у квалифицированных спортсменов, достигших высокого уровня скоростно-силовой подготовленности, прекращается дальнейшее развитие «взрывной силы». В связи с этим возникает необходимость сохранить ее в течение всего соревновательного периода, то есть удержать достигнутый в подготовительном периоде уровень развития скоростно-силовых качеств.

Скоростно-силовая подготовка на различных этапах годичного цикла дифференцирована: в подготовительном периоде направлена на достижение качественно нового уровня скоростно-силовой подготовленности, в соревновательном – на удержании уровня скоростно-силовых качеств. Для подготовительного периода характерно создание основной базы скоростно-силовой подготовленности, в соревновательном - необходимо  поддержание, а возможно и дальнейшее повышение ее уровня путем использования специальных комплексов скоростно-силовых упражнений.

Для разви­тия скоростно-силовых качеств используются: общеразвивающие упражнения, трудовые процессы, передвижение по пересеченной местности, другие виды спорта скоростно-силовой направленности, упражнения на тренажерах. 

Общеразвивающие упражнения. Существует много общеразвивающих упражнений, используемых в подготовке лыжников-гонщиков.

В тренировках по общей физической подготовке предлагаются упражнения, оказывающие воздействие на все группы мышц. Рациональнее после основной части занятий (обычно тренировки на выносливость) вместе с упражнениями на гибкость и растягивание использовать комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной группы мышц, чтобы достигнуть значительного воздействия на нее. Если выявлено отставание каких-нибудь мышечных групп, то тренировки, направленные на их развитие, следует проводить чаше.

Передвижение по пересеченной местности. Ходьба и бег по пересеченной местности, изобилующей крутыми подъемами, предназначены лыжниками старших разрядов в целях силовой подготовки ограничено: проводится небольшое количество тренировок в начале подготовительного периода,   спортсмены   преодолевают   крутые   и   затяжные подъемы в длительных тренировках (походах).

Другие виды спорта скоростно-силовой направленности. В качестве средств скоростно-силовой подготовки можно использовать многие виды спорта, вернее, отдельные их элементы. Так, гребля хорошо способствует развитию силы мышц рук, спины и брюшного пресса и ее можно использовать летом, в основном на вторых тренировках. Почти то же можно сказать и о плавании. При этом необходимо хотя бы в общих чертах освоить технику плавательных упражнений, что расширит запас двигательных навыков лыжника и создаст более благоприятные предпосылки для развития силы. Особую роль в подготовке лыжников играют гим­настические упражнения (со снарядами и без них), в которых движения выполняются с максимальной амплитудой, с полным выпрямлением ног и рук в суставах. Не случайно лыжники любой квалификации широко используют эти упражнения в разминке, зарядке, в паузах и т. д. [

Спортивные игры занимают важное место в подготовке лыжника-гонщика. Непрерывная смена игровых ситуаций, предельные взрывные усилия, максимальные ускоре­ния типичны для спортивных игр и позволяют использовать их как средство скоростно-силовой подготовки общего воздействия. Не следует, однако, превращать занятия спортивными играми в самоцель, следует применять их не более 1-2 ч в тренировке. С ростом квалификации лыжника объем и особенно доля спортивных игр в подготовке лыжника уменьшаются. Их можно использовать главным образом в качестве вторых тренировок, а также в заключительной части занятий, снижая при этом объем циклических упражнений. На занятиях спортивными играми следует принять меры для предотвращения возможных травм.

Для развития скоростно-силовых способностей используются упражнения с преодолением веса собственного тела (прыжки)  и внешними отягощениями (с гантелями, с сопротивлением партнера). В зависимости от величины отягощения применяемые упражнения условно разделяют на упражнения, преимущественно развивающие или скоростной компонент способностей или силовой. В первых упражнениях скорость сокращения мышц близка к максимальной (свыше 90% от максимальной) при отягощении 20-30%  от максимальной величины силы действия. Продолжительность выполнения упражнений колеблется от 5-10 до 30-40 секунд. Во втором типе упражнений величина отягощений составляет 60-80% от максимальной, а скорость сокращения мышц 30-50% от максимальной.  Продолжительность упражнений в зависимости от возраста, пола и подготовленности может составлять от 1-2 до 5-6 минут.

Специальная скоростно-силовая подготовка. Специальная скоростно-силовая подготовка в основном осу­ществляется при выполнении специальных подготовительных упражнений (шаговая имитация, имитация с палками, лыжероллеры, искусственная лыжня) в бесснежное время года и при передвижении на лыжах зимой. 

Комплексы упражнений для развития скоростно-силовых качеств лыжников-гонщиков приведены в  статье Н.Н. Кондратова «Значение скоростно-силовой подготовки в становлении технического мастерства лыжников-гонщиков».         

Возможны и другие комплексы с различным сочетанием данных упражнений, а также включением новых упражнений с аналогичными.

Наиболее распространенными методами развития скоростно-силовых способностей  являются методы повторного выполнения упражнений и круговой тренировки.

Повторный метод заключается в многократном прохождении отрезков с интенсивностью 90-100% от максимальной. Интервалы отдыха должны быть достаточными для восстановления и прохождения следующего отрезка с заданной скоростью. Их продолжительность изменяется от 3 до 30 мин в зависимости от длины отрезка. Данный метод применяется для развития быстроты и скоростной выносливости. Повторный метод широко применяется для развития указанных качеств как в подготовительном, гак и в соревновательном периодах. В бесснежное время года с этой целью используются бег, передвижение на лыжероллерах на отрезках 200-1000 м (пульс 180- 190 уд/мин) для развития скоростной выносливости. В зимнее время при передвижении на лыжах для развития скоростной выносливости применяются отрезки от 400 м и длиннее (у юношей чаще всего 300-600 м). Применение отрезков 1,5 км и более нецелесообразно.

Интенсивность прохождения отрезков при развитии скоростной выносливости околопредельная или выше соревновательной на 2-3%. Количество повторений в одном занятии зависит от возраста, тренированности спортсмена, задач и этапа подготовки и т. п. При подготовке к определенным соревнованиях; сумма отрезков может достигать две трети дистанций для гонок на 10-15 км и около половины при дистанции» 30 км. Длина отрезков и интервалы отдыха в одном занятии, как правило, остаются постоянными.

Повторный метод тренировки с использованием соответствующих средств (основных и специальных) способствует развитию быстроты и скоростной выносливости спортсмена. Метод заключается в повторном выполнении упражнений с максимальной интенсивностью и со скоростью, составляющей  105% от соревновательной. Между прохождениями отрезков предусматривается отдых, продолжительность которого определяется по показателям восстановления пульса (не более 120 уд/мин.).

При проведении повторных тренировок можно рекомендовать серийное прохождение отрезков, что позволяет увеличить общий объем нагрузки в одном занятии, например повторное прохождение 300-метровых отрезков с интенсивностью 80-90% от максимальной сериями по четыре повторения. Отдых между повторениями в каждой серии постепенно сокращается: 6-4-2 мин. Отдых между сериями: 8-12 мин.

При развитии скорости в передвижении на лыжах длина отрезков у юношей до 200-250 м и зависит от рельефа, условий скольжения и уровня тренированности (количество повторений в одном занятии – до  начала снижения скорости). Учитывая условия проведения тренировок в зимнее время, отдых между повторениями проводится в виде медленного передвижения, что позволяет предоставить спортсмену отдых (частота пульса снижается примерно до 120 уд/мин), в то же время поддержать возбудимость центральной нервной системы и начать новый отрезок с полной скоростью на фоне высокого. Такой сокращенный отдых, особенно при развитии специальной выносливости, предъявляет высокие требования к спортсмену, но значительно повышает эффективность тренировки.

При использовании повторного метода в тренировочном процессе лыжников рекомендуется учитывать следующие положения:

-                      длина отрезков и число повторений их должны быть такими, чтобы спортсмен мог проходить их со скоростью, превышающей соревновательную;

-                      время прохождения всех отрезков и отдыха хронометрируется, при заметном снижении скорости тренировка прекращается;

-                      время выполнения упражнений в сумме должно составлять 1/3- 2/3 времени выполнения соревновательного упражнения;

-                      время отдыха должно быть достаточным для того, чтобы спортсмен отдохнул и повторно выполнял упражнения с планируемой скоростью;

-                      в начале использования повторного метода длина отрезка должна быть небольшой, а по мере роста тренированности спортсменов – увеличиваться;

-                      чтобы объем работы был большой, можно перейти несколько отрезков неоднократно (например, четыре серии из 3*500 м), увеличив продолжительность отдыха между сериями.

Повторный метод используется преимущественно в развивающих и поддерживающих мезоциклах подготовки лыжников, а также при подведении спортсмена к пику спортивной формы.

Метод круговой тренировки обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Этот метод позволяет значительно повысит объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей дыхания, кровообращения и энергообмена.

Упражнения для круговой тренировки подбираются с таким расчетом, чтобы большая часть их содействовала развитию слабых мышц.

Круговые тренировки с целью повышения и поддержания  силовых и скоростно-силовых возможностей юных лыжников следует проводить в процессе круглогодичной подготовки не реже 1-2 раз в неделю.

Из упражнений с использованием тренажеров следует выбирать такие упражнения, которые способствуют преимущественному развитию силы, силовой выносливости, необходимой для выполнения специфических движений лыжника-гонщика, и пропорциональному развитию мышц.

Метод круговой тренировки требует беспрерывного выполнения упражнений на снарядах, со снарядами или без снарядов.

Применение метода круговой тренировки имеет следующие преимущества:

1.           Позволяет избежать монотонности занятий. Быстрая смена различных упражнений дает возможность получить физическую нагрузку на все мышечные группы и избежать при этом местного утомления.

2.           В занятия включаются простые и доступные упражнения, не требующие сложного оборудования мест тренировок.

3.           Создаются условия для самостоятельной работы.

4.           Этот метод позволяет регулярно проверять свои физические возможности.

В зависимости от задач занятия круговые тренировки можно планировать как с большой нагрузкой (в высоком темпе и с большим числом повторений) так и с малой.

Интервальный метод заключается в многократном непрерывном чередовании кратковременных нагрузок с повышенной и сниженной интенсивностью. Длительность повышенной нагрузки до 1 мин, интервал снижения интенсивности – до  1,5 мин, интенсивность повышенной нагрузки – 60-80% от максимальной.

Важно на протяжении всей тренировки сохранить заданный режим работы (1 мин нагрузки + 1,5 мин относительного отдыха). Лыжники, которые не в состоянии сохранять длительное время предложенный режим, могут выполнять задания сериями, строго сохраняя интенсивность и длительность работы и отдыха. После 8-10 мин отдыха в виде спокойного передвижения повторяется новая серия интервальной нагрузки. Такой вариант позволяет выполнить большой объем работы. Общее количество повторений зависит от задач, уровня тренированности, этапа подготовки, календаря соревнований и может достигать у квалифицированных лыжников-гонщиков 35-40 Раз. Этот метод применяется для развития скоростной выносливости. Его можно рекомендовать и для тренировки юношей но под строгим контролем и в ограниченном объеме.

При развитии скоростной выносливости интервальным методом можно контролировать интенсивность работы и отдыха и влияние нагрузки на организм лыжника по частоте сердечных сокращений. Подсчет пульса производится в момент окончания отрезка с повышенной интенсивностью и перед началом следующей работы (в конце интервала отдыха). Сразу после окончания работы пульс должен быть в пределах 160-180 уд/мин (не более), в конце отдыха 120-140 уд/мин, а при серийной работе, в конце паузы между сериями 90-100 уд/мин В тренировке лыжников-гонщиков, помимо указанного, могут быть использованы и другие варианты интервального метода Основное отличие интервального метода от любых других – строго  ограниченный по продолжительности интервал отдыха, который устанавливается тренером в зависимости от задач тренировки, подготовленности лыжника, этапа и периода подготовки.

Интервальный метод целесообразно включать в тренировку лыжников-гонщиков после предварительной работы на развитие специальной выносливости переменным и повторным методами для достижения максимальной функциональной подготовленности. Этот метод ввиду строго ограниченного интервала отдыха оказывает жесткое воздействие (большая психическая напряженность) на организм лыжника, поэтому его необходимо чередовать с другими видами тренировочной работы.

Контрольный метод заключается в проведении заранее запланированных испытаний по одному или целому комплексу
упражнений с целью определения уровня подготовленности
лыжника. Контрольные испытания проводятся регулярно в течение всего годичного цикла тренировки, главным образом в конце месячных циклов или этапов подготовки. Летом и осенью такие испытания проводятся по комплексу упражнений ОФП и СФП.        

Можно рекомендовать следующие упражнения для оценки уровня тренированности юных лыжников-гонщиков в бесснежное время года: Бег 100 и 800 м.

1.       Подтягивание па перек­ладине или отжимание в упоре лежа.

2.       Прыжок в длину с места или тройной.

3.       Приседание на одной ноге («пистолет»).

4.       Имитация попеременного двухшажного хода 50 м в подъем крутизной 5-6° (оценивается и техника, и скорость преодоле­ния отрезка).

5.       Соревнования на лыжероллерах на дистанции 3-5 км. Кроме того, можно рекомендовать участие в 2-3 соревнованиях по кроссу.

В зимний период контрольные тренировки проводятся в условиях, максимально приближенных к основным соревнованиям. Если есть возможность, желательно провести их на трассе предстоящих соревнований. В подавляющем большинстве случаев контрольные тренировки проводятся на дистанциях, несколько больших или меньших основной соревновательной. 

Целесообразно в местах постоянных тренировок проложить 1-2 контрольных круга по пересеченной местности длиной 800-1500 м и использовать их для текущего контроля за ростом уровня подготовленности лыжников. С учетом изменения условий скольжения (по длине выката на постоянном участке склона и углу срыва) это позволит с достаточно высокой точностью оценить динамику изменения подготовленности лыжников. Иногда для контроля за развитием тренированности систематически проводят на указанных кругах стандартную повторную тренировку с установленными интервалами отдыха или с учетом времени отдыха н результатов прохождения кругов (отрезков).

Таким образом, методика развития скоростно-силовых способностей лыжника-гонщика включает в себя средства и методы,  с помощью которых и происходит развитие этих качеств.

Развитие происходит с помощью целенаправленных упражнений и двух основных методов:

-          метод повторного выполнения;

-          метод круговой тренировки.

-          Метод интервальной тренировки.

Каждый метод имеет свои специфические особенности в развитии скоростно-силовых способностей.

Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей – это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений.  Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между скоростными и силовыми характеристиками  движений устраняются на основе сбалансирования  их таким образом, чтобы достигалась возможно большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия.

В процессе воспитания скоростно-силовых способностей отдают предпочтение упражнениям, выполняемым с той наибольшей скоростью, какая возможна в условиях заданного отягощения и при которой можно сохранять правильную технику (так называемая контролируемая скорость); внешние же отягощения лимитируют в пределах, не превышающих в большинстве случаев 30-40% от индивидуального максимального. Исключения составляют случаи, когда в целевых действиях необходимо преодолевать более значительное отягощение.

Действенность скоростно-силовых упражнений  в какой-то мере пропорциональна частоте включения  их в недельные и более протяженные циклы занятий при условии, однако, что в процессе воспроизведения их удается как минимум поддерживать, а лучше – увеличивать достигнутый уровень скорости движений (при заданном отягощении). Исходя из этого, и нормируют суммарный объем скоростно-силовых особенностей упражнений, в частности число повторений их в отдельном занятии. Динамика скорости движений служит вместе с тем и одним их основных критериев в регулировании интервалов отдыха между повторениями: как только движения начинают замедляться, целесообразно увеличить интервал отдыха, если это поможет восстановить необходимую скорость, либо прекратить повторения.

Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в ней отягощений позволяет выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик  движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных и других циклах), но понемногу»  (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия).

Практически на большинстве этапов базового физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 2-4 в неделю, различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило, в каждое занятие (хотя бы по несколько повторений), нормируя  связанный с ним объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнения и уровня подготовленности занимающихся. Необходимая предпосылка плодотворного использования скоростно-силовых упражнений предельной интенсивности – освоение  техники аналогичных скоростных упражнений в облегченных условиях (на контролируемых скоростях, без внешних отягощений либо с небольшими добавочными отягощениями) и подготовка опорно-двигательного аппарата к интенсивным нагрузкам. На первых этапах физического воспитания такая подготовка обеспечивается преимущественно с помощью локальных и региональных силовых упражнений без предельных  напряжений, а затем и силовых упражнений общего воздействия.

1.4.         Методы контроля за  развитием скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков

Одна из центральных задач контроля в спорте – контроль за состоянием спортсменов, в частности – его физическим состоянием.

Контроль за уровнем подготовки спортсменов является неотъемлемой часть физического воспитания. Высокие результаты могут быть достигнуты лишь при оптимальном уровне основных физических качеств, в частности скоростно-силовых и высоких функциональных возможностей организма.В соответствии с этим целесообразно выделить три основные формы контроля за состоянием спортсмена:

1.       Этапный контроль, цель которого – определить этапное состояние спортсмена.

2.       Текущий контроль, основная задача которого – определить повседневные (текущие) колебания в состоянии спортсмена.

3.       Оперативный контроль, цель которого – экспресс оценка состояния спортсмена в данный момент.

Во всех случаях контроля для суждения о состоянии спортсмена используются какие-либо измерения или испытания – тесты. Метод тестов предполагает с помощью таких методов исследования, как измерение наблюдение, экспериментирование, подсчет, обозначение, объяснение, интерпретация, выведение, обобщение и др.  четче понять явления и процессы и выявить их эффективностьТестом  называется измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей спортсмена. Процесс испытаний называется тестированием: полученное в итоге измерения числовое значение – результатом тестирования.

Эффективное применение метода тестирования должно удовлетворять специальным требованиям. Надежность теста – степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях. В идеале один и тот же тест должен давать одинаковые результаты.

1.       Информативность теста – степень точности, с которой данный тест измеряет свойство (качество).

2.       Наличие системы оценок. Показанные спортсменами результаты выражаются в различных единицах измерения (время,  расстояние) и поэтому непосредственно не сопоставимы друг с другом; само по себе не указывает, насколько удовлетворительно состояние спортсмена. Поэтому результаты превращаются в оценки (очки, баллы, отметки, разряды).

3.       Стандартность – процедура и условия тестирования должны быть одинаковыми во всех случаях применения теста.

Для оценки уровня скоростно-силовых способностей юных лыжников-гонщиков применяются специальные тесты. [Скоростно – силовая подготовка юных спортсменов/

1.       Бег на 10, 30 метров. Проводится в максимально быстром темпе одновременно для двух участников, по возможности равных по силе, с заданием показать наилучший результат.

2.       Прыжок в длину с места. На выполнение контрольного испытания дается три попытки. Лучший результат заносится в протокол.

3.       Прыжок в высоту с места.

4.       Тройной прыжок.

Для определения скоростно-силовых качеств и выносливости в системе общей физической подготовки лыжников рекомендуется применять круговую тренировку.

На пересеченной местности выбирают тренировочный круг длиной 1-3 км на круге размечают участки, где спортсмены должны выполнять определенные упражнения на развитие и совершенствование физических качеств и техники лыжных ходов. На участках расставляют  и подготавливают 10-12 снарядов. Длительность работы на снарядах 30 сек. За это время подсчитывают максимальное количество повторений: переход от снаряда к снаряду лыжники совершают спокойным шагом для восстановления сил. Скоростная тренировка на круге сочетается с круговой тренировкой. При этом одновременно решают задачи развития функциональной выносливости, скоростно-силовой подготовки и др.

Заключение.

Таким образом, тестирование является важным этапом контроля,  за развитием общей физической подготовки и в частности скоростно-силовых качеств. С помощью теста осуществляется измерение за уровнем развития  скоростно-силовых качеств. Чтобы контроль осуществлялся объективно и качественно, методы тестирования должны удовлетворять следующим требованиям:

-          надежность теста;

-          информативность теста;

-          наличие системы оценок;

-          стандартность процедуры теста.

 

Глава II. Задачи, методы и организация исследования.

2.1. Задачи исследования.

1.              На основе анализа научно-методической литературы   выявить динамику возрастных изменений развития скоростно-силовых качеств у  юных лыжников-гонщиков 12-14 лет

2.              Определить периоды наиболее интенсивного и замедленного прироста скоростно-силовых показателей у юных лыжников-гонщиков 12-14 лет.

3.              Обобщить методику воспитания и контроля скоростно-силовых способностей юных лыжников-гонщиков 12-14 лет

2.2     Методы исследования.

При организации исследований по интересующей  нас проблеме мы использовали следующие методы:

2.2.1 Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

С целью выявления состояния проблемы был осуществлен поиск литературных данных и анализ научно методической литературы по интересующему вопросу. Было проанализировано около 30 литературных источников

2.2.2 Обобщение опыта существующей практики по данным:

-          анализов дневников и планов тренировки;

-          бесед со спортсменами и тренерами.

На основе просмотра и анализа дневников, планов тренировок, которые ведет тренер, мы смогли определить эффективность тренировочного процесса по воспитанию скоростно-силовых качеств и выявить периоды наибольших их приростов результатов. Из бесед с тренером и  спортсменами  мы узнавали, когда у юных лыжников-гонщиков наблюдаются наибольшие приросты показателей в развитии скоростно-силовых качеств. Для этого используется контрольные тесты:

-          бег 15 метров с низкого старта;

-          бег 30 метров с низкого старта;

-          тройной прыжок

Развитию скоростно-силовых способностей лыжников-гонщиков во время учебно-тренировочного процесса и экспериментальной группе применялась следующая методика: больше времени в учебном процессе уделялось развитию этих качеств.  

                На основании показателей тестирования (бег на 15 м., бег на 30 м.  тройной прыжок) мы построили графики развития скоростно-силовых качеств каждого лыжника в возрасте 12-14 лет.

2.2.3. Математико-статистические методы

Обработка результатов проводилась методом математической статистики – расчет средней арифметической.

2.3. Организация исследования.

При организации исследования мы воспользовались данными, накопленными тренером по лыжным гонкам  ДЮСШ при наблюдении за юными спортсменами.  Для исследования мы взяли группу мальчиков (21 человек).  С целью выявления различия уровня физической подготовленности  лыжников-гонщиков, принимающих участие в эксперименте, проводилось тестирование в начале и в конце учебного года. Использовались следующие тесты-упражнения:

-          бег 15 метров с низкого старта;

-          бег 30 метров с низкого старта;

-          тройной прыжок

Развитию скоростно-силовых качества лыжников-гонщиков  вовремя учебно-тренировочного процесса уделялось большее количество времени.

 Перед тестированием спортсмены предварительно  разминались 20 мин.

На основе результатов тестирования проведены сравнительные характеристики уровня двигательных способностей контрольного и экспериментального классов по среднему результату

                Чтобы определить периоды интенсивного и замедленнного прироста скоростно-силовых качеств  лыжников-гонщиков 12-14 лет бвли использованы контрольные испытания и педагогические наблюдения.

                В оценку физической подготовленности входи­ли тесты, разработанные доктором педагогических наук В. И Ляхом и кандидатом педагогических наук Г. Б Мейксоном и рекомендованные Министерством образования для развития физических качеств учащихся I-XI  классов.

В проведенном нами исследовании были поставлены следующие задачи:

-          уточнить развитие скоростно-силовых качеств с учетом  возрастных особенностей юных лыжников-гонщиков и а также средства их развития;

-           изучить влияние учебно-тренировочного процесса на степень развития скоростно-силовых качеств.

Скоростные возможности оценивались во времени пробегания 15-метрового отрезка с места, 30-метрового отрезка с места, а также скоростно-силовые возможности определялись по результату тройного прыжка с места для  лыжников-гонщиков 12-14 лет.

                В таблице 1. приведена шкала оценки уровня развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков  (см. таблицу 1)

Таблица 1. Шкала оценки уровня развития скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков (Мальчики).

Контрольные упражнения

Возраст

Оценка в баллах

 

3

 

4

 

5

Бег 15 м (с)

12

13

14

2,6

2,5

2,4

2,5

2,4

2,2

2,4

2,3

2,2

Бег 30 и (с)

12

13

14

4,8

4,6

4,4

4,5

4,4

4,2

4,4

4,3

4,1

Тройной прыжок (м)

12

13

14

5,9

6,2

6,8

6,1

6,4

7,1

6,2

6,6

7,3

 

Таблица 2. Шкала  показателей  тестирования скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных лыжников-гонщиков в начале эксперимента

ПП/№

Возраст

Бег на 15 м

 Бег на 30 м

Тройной прыжок

Время

Балл

Время

Балл

Время

Балл

1.

12

2,6

3

4,8

3

6,0

4

2.

12

2,4

5

4,6

4

5,9

3

3.

12

2,5

4

4,5

4

6,1

4

4.

12

2,5

4

4,4

5

6,2

5

5.

12

2,5

4

4,4

5

5,9

3

6.

12

2,4

5

4,5

4

6,0

4

7.

12

2,6

3

4,5

4

6,2

5

8.

13

2,4

4

4,5

3

6,2

3

9.

13

2,5

4

4,4

4

6,2

3

10.

13

2,3

5

4,4

4

6,4

4

11.

13

2,4

4

4,5

3

6,4

4

12.

13

2,4

4

4,3

5

6,6

5

13.

13

2,3

5

4,4

4

6,5

4

14.

13

2,5

3

4,5

4

6,5

4

15.

14

2,2

4

4,2

4

7,1

4

16.

14

2,2

5

4,4

3

6,8

3

17.

14

2,4

3

4,1

5

7,2

5

18.

14

2,2

5

4,2

4

7,1

4

19.

14

2,4

4

4,3

3

7,1

4

20.

14

2,3

4

4,1

5

7,0

4

21.

14

2,3

4

4,2

4

6,9

3

 

Таблица 3. Шкала  показателей  скоростной и скоростно-силовой подготовленности юных лыжников-гонщиков в  конце эксперимента

ПП/№

Возраст

Бег на 15 м

 Бег на 30 м

Тройной прыжок (м)

Время

Балл

Время

Балл

Время

Балл

1.

12

2,4

5

4,5

4

6,3

5

2.

12

2,3

5

4,4

5

6,1

4

3.

12

2,5

4

4,5

4

6,2

5

4.

12

2,3

5

4,3

5

6,2

5

5.

12

2,4

5

4,4

5

6,2

5

6.

12

2,4

5

4,5

4

6,1

4

7.

12

2,5

4

4,4

5

6,2

5

8.

13

2,3

5

4,3

5

6,4

4

9.

13

2,4

4

4,3

4

6,6

5

10.

13

2,3

5

4,4

5

6,5

4

11.

13

2,4

4

4,4

4

6,6

5

12.

13

2,3

5

4,3

5

6,7

5

13.

13

2,2

5

4,2

5

6,7

5

14.

13

2,4

4

4,4

4

6,5

4

15.

14

2,1

5

4,2

4

7,1

4

16.

14

2,1

5

4,1

5

7,1

4

17.

14

2,2

4

4,1

5

7,3

5

18.

14

2,2

5

4,1

5

7,3

5

19.

14

2,3

4

4,2

4

7,4

5

20.

14

2,2

5

4,1

5

7,2

4

21.

14

2,2

5

4,2

4

7,3

5

 

Из таблиц  2 и 3  мы видим результаты тестирования  в начале и в конце эксперимента.

На основе результатов тестирования проведены сравнительные характеристики уровня двигательных способностей. Из  графиков 1,2,3  мы видим динамику роста показателей скоростно-силовых качеств юных лыжников-гонщиков по сравнению с началом эксперимента. Более высокий прирост скоростно-силовых качеств происходит в возрасте 13-14 лет.

По данным сред­ней арифметической каждой возрастной группы, было выявлено, что показатели скоростно-силовых качеств (по результатам в беге на 30 м,  тройном прыжке) с возрастом увеличиваются, однако увеличение происходит неодинаково. Наиболее существенный прирост компонентов  скоростно-силовых качеств происходит к 14 годам. Наши данные согласуются с результатами ранее проведенных ис­следований, где этот возраст характеризуется как этап значительного улучшения нервно-мышечной ко­ординации движений, в результате чего подростки достигают сравнительно высокого уровня развития скоростно-силовых качеств

Анализируя данные тестирования 12- и 13 лыжников-гонщиков мы видим, что в результате естественного развития ребенка и специализированной подготовки темпы роста силы опере­жают темпы повышения скорости.

В группе беговых упражнений наибольший при­рост результатов к 14 годам отмечается в беге на 15 м с места и 30 м с места.

 Исследуя возрастную динамику развития скоростно-силовых качеств юных спортсменов мы видим, что наибольшие приросты результатов приходятся на подростковый период 12-14 лет.

Значительное повышение скорости бега у ребят 12-14 лет обусловлено прежде всего высокой возбудимостью иннервационных механизмов. Высокая подвижность нервных процессов, свойственная детям этого возраста, обусловливает быстроту чередования сокращений и расслаблений мышц, максимальный темп движений.

Для воспитания  быстроты и скоростно-силовых качеств у юных спортсменов тренер может использовать следующие методы:

-          метод динамических усилий;

-          повторный метод выполнения упражнений в максимальном темпе; методы облегченных и затрудненных условий при выполнении упражнений (круговой метод). 

Таким образом, проведенное исследование нагляд­но показало, что информативность различных мето­дик оценки уровня развития скоростно-силовых ка­честв существенно меняется в процессе многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков. При этом комплекс контрольных упражнений должен отражать динамику как уже ста­билизировавшихся, так и имеющих наибольший при­рост  скоростно-силовой подготовленно­сти юных лыжников-гонщиков.

Обобщая полученные данные мы пришли к выводу, что для воспитания скоростно-силовых способностей нужно использовать следующие методики:

-          метод динамических усилий;

-          повторный метод выполнения упражнений в максимальном темпе; методы облегченных и затрудненных условий при выполнении упражнений (круговой метод). 

Для контроля развития скоростно-силовых способностей мы использовали метод педагогического контроля: беговые тесты 15-30 м,  тройной прыжок.

.  .  .