Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности построения занятия по современному танцу на примере шоу игрового коллектива "Хок"

Дата публикации: 2018-01-24 10:38:29
Статью разместил(а):
Кючюк Ольга Валерьяновна

Особенности построения занятия современного танца

(на примере занятий в шоу-игровом коллективе «Хок»)

Автор: Иванова Ксения Александровна

педагог дополнительного образования,

 МБОУ ДО «Детско-юношеский центр», Удмуртия, г. Глазов

 

В уроке джаз-модерн танца нет определённой последовательности упражнений, как существует в классическом танце. Изучив базовые техники, мы, педагоги шоу-игрового коллектива «Хок» создали собственную систему преподавания, объединяющую несколько техник. В американской и западноевропейской системе хореографического образования не существует единой методики. Каждый педагог является самостоятельной творческой личностью и имеет право на поиск своих педагогических приёмов и методов.

Существует принцип составления занятия по технике Release (по  методике  А.Гурвича). [1] Этапы такого занятия выстроены по принципу  задействования разных групп мышц:

  1. Разминкас силовыми элементами: включаются длинные группы мышц, подготавливающие тело к нетравмоопасному исполнению более сложных элементов;

  2.Группа упражнений на contraction/release; 

  1. Упражнения верхнего плечевого поясаport de bras на принцип чередования напряжения/растяжения; 
  2. swing– разогрев бедер и активное скручивание тела; 
  3. кросс– перемещение центра тяжести в пространстве, использование уровней; 
  4. подготовка к трюковым элементам: кувырки, стойки; 
  5. танцевальная комбинацияна совмещение всех элементов;
  6. трюковыеэлементы.

Подобная  структура является идеальной, но не жесткой, позволяющей педагогу вносить в предложенную схему свои вариации. 
      Рассмотрим классическое построение занятия, в котором основной акцент сделан на осознании тела танцовщика, необходимые в джаз-модерн постановках:

  1. разминка и стретчинг; 
  2. port de bras - спиральные положения корпуса, потеря веса, работа верха;
  3. plie - понятия bounce/rebounce, drop, отработка принципа contraction/release;
  4. tondu - основные состояния работы со стопой - point, flex, brush, push; 
  5. rond de jambe par terre c элементами перемещения, работа с иными осями; 
  6. swing - разогрев бедер; 
  7. fall - падения, работа с весом, выталкивание; 
  8. grand battement - амплитудные броски ног; 
  9. комбинация кросс на сочетание разных элементов (например, swing, броски ног, работа с весом);
  10. прыжки - от мелких к крупным;
  11. стретчинг (растяжка);
  12. танцевальная комбинация на совмещение элементов. 

Учебный процесс в шоу-игровом коллективе «Хок»  строится согласно индивидуальным особенностям и требованиям (тип коллектива, педагогические цели и задачи, физическая подготовка учеников). Несмотря на разнообразие методик, типы уроков можно классифицировать по следующим признакам: [2]

  1. Четко прослеживаемая структура урока (экзерсис на середине, состоящий из учебных комбинаций, кроссы, комбинации развернутого плана);
  2. Отсутствие отчетливой структурированной модели урока (сочетание различных техник – оздоровительных, танцевальной терапии);
  3. Авторские разработки (проведение занятий в игровой, театрализованной форме)

 Анализируя различные методы, типы построения занятия, мы выделили следующую систему  построения урока: 

  1. Разогрев.
  2. Координация. Изоляция.

III. Партер

  1. Adagio
  2. Кросс. Передвижение в пространстве.
  3. Танцевальная комбинация.
  4. I. Разогрев

Начало работы на уроке начинается с партерной комбинации, где задействованы различные части тела. Работа спины - скручивания позвоночника, медленные прогибы - "Собака мордой вверх", различные перекаты и вытяжения, что подготавливает спину к дальнейшей работе. В комбинацию включены различные глубокие выпады для четырёхглавых мышц бедра, ягодичных мышц, а также подколенных сухожилий. Для качественной проработки мышц и связок задней поверхности ног и развития гибкости позвоночника  используется упражнение из йоги "Собака мордой вниз". Все упражнения усложняются координационными движениями, основными базовыми элементами современного танца.

  1. II. Изоляция и координация

Изоляция – основной прием техники джаз-танца. Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции.

Изоляции, как правило, подвергаются все центры сверху вниз, от головы до ног. Первоначально все движения изучаются в чистом виде, причём возможно исполнение двумя способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный наклон головы, вперёд и максимальный наклон головы назад) или резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае центр, приведённый в движение, должен достигать своего крайне возможного положения.

Второй этап обучения: соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап – соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец,  последний этап – соединение движений нескольких центров, т.е.  координация. Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров — следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра, не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны. Координация присутствует во всех разделах занятия, где необходимо соединить движения двух или более центров в одной комбинации.

Первый этап обучения — координация изолированных центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении. Затем эта координация усложняется движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков. И, наконец, последний этап координация нескольких центров во время передвижения. Процесс изучения координации строится от простого к сложному. На первом этапе обучения желательно использовать в музыкальном сопровождении чётные ритмы 2/4, 4/ 4, 6/ 8 и т. д. Затем можно переходить к полиритмии более сложного уровня нечётные уровни 5/ 4, 7/ 8, 9/ 8. Упражнения на полиритмию тесно связаны с координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать не только движения двух и более центров, но и различные ритмические рисунки и размеры.

Основные упражнения:

1) Голова

            - наклоны вперед – назад.

            - наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу)

- повороты в правую и левую стороны.

            - свинговое раскачивание.

2) Плечевой пояс

- подъем и опускание одновременно двух плеч. С остановкой в центре и без остановки. Оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое вниз).

- параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр, назад, центр).

- twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое назад. С акцентом вперед и назад.

 3) Грудная клетка

            - движения из стороны в сторону.

 4) Бедра

            - слитное движение бедрами вперед – назад, из стороны в сторону.

            - полукруги справа – налево через переднюю дугу. То же через заднюю дугу.

5) Руки. Изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем.

            - положение flex (флекс) – сокращенная ладонь.

            - круги в параллельных направлениях двух предплечий

- круги кистью в параллельных направлениях.

6) Ноги

            - изолированные движения ареалов ног: положение flex – сокращенная стопа, point – натянутая стопа, круги стопой.

            - свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед – назад

            - круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.

Учебная комбинация на основные приемы  координации и изоляции  охватывает базисные понятия  Contraction и release, заложенные в технике Марты Грэхем. Contraction - сжатие, сокращение, т. е. относительное уменьшение объема тела. Противоположное понятие - release, т. е. расширение, когда тело расширяется в пространстве.

  1. Партер. Современный танец использует сценическое пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движение исполнителя на полу – существенная часть хореографии. На занятии этот раздел несёт очень важные функции:

- в партере может происходить разогрев;

- в партере могут быть упражнения на изоляцию;

- в  партере могут исполняться упражнения – stretch характера;

- в партере очень эффективны упражнения для развития подвижности позвоночника.

- переход из одной позиции в другую, создание цепочек на смену уровня, дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в пространстве.

  1. Adagio. Вадим Никитин рассматривает задачи adagio в уроке, как три основные цели комбинаций на adagio:

1) отработка устойчивости и развитие высоты подъёма ноги;

2) отработка вращения в позах;

3) отработка пространственного расположения.

В такой последовательности рассматриваются и комбинации:

- комбинация с использованием наклонов, спиралей торса, contraction и release с одновременным подъёмом «рабочей» ноги на 90° и выше.

- комбинации с использованием tour lent и других видов партерных туров, fouette en tournant и pirouettes.

- комбинация с использованием различных ракурсов, изменением уровня, перемещением по пространству класса.

  1. Передвижение (Cross) шаги, прыжки, вращения — это заключительная часть занятия, цель которой, развитие танцевальности, ощущение стиля, координацию. Cross – наиболее импровизационная часть урока, каждый педагог задаёт те шаги, вращения и прыжки, какие считает необходимыми. Эта часть урока сродни allegro урока классического танца, однако необходимо отметить, что современный танец очень осторожно относится к прыжкам, особенно «большим». Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью заимствована из классического танца. Поэтому мы в основном, используем комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени прыжков. Cross обычно исполняется по диагоналям класса или по кругу. В зависимости от задач урока, Cross может быть в различных манерах и стилях современного танца, например, с использованием шагов фольклорного характера, т. е. афротанца, используются шаги и вращения латиноамериканского танца, возможны кроссовые комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн, т. е. с использованием падений, перекатов на полу и т. д. Но при всех видах комбинаций мы стремимся выдерживать один стиль и манеру движения.
  2. Танцевальная комбинация. Последним разделом занятия джаз-модерн танца является танцевальная комбинация. Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 занятий, шлифуется и отрабатывается. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог создает развернутые танцевальные комбинации. Основное отличие комбинации от постановочного номера в том, что в ней нет никакой идеи, кроме технического совершенствования. Комбинация может исполняться под любую «квадратную» музыку и не требует специально подобранного музыкального материала.

Использованная литература:

  1. Диалектика балета [Электронный ресурс] А. А. Черепнин
  2. Энциклопедия театра. [Электронный ресурс]

.  .  .