Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности

Дата публикации: 2018-01-23 18:26:35
Статью разместил(а):
Рожина Елена Викторовна

               Стимулирование мотивации выпускников детского дома к самореализации и самосовершенствованию личности

Автор: Рожина Елена Викторовна

Социальный педагог

 

«Самое лучшее, чему мы можем

научить наших детей, - это тому,

чтобы обходиться без нас».

Эрнест Легуве, французский писатель.

 

    Выпуск из детского дома – очень ответственное  и сложное время для молодого человека. Это экзамен на его способность адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому укладу жизни, устанавливать контакты с социальным окружением.

    Понятие адаптация обозначает приспособление, в данном случае как приспособление человека к социальным условиям жизни. Социальная адаптация относится к проблемам социального воспитания, как создания условий для целенаправленного развития человека в процессе его социализации.

    Для выпускников детских домов характерно несоответствие их адаптационного личностного потенциала условиям среды, в которую они должны включиться, что затрудняет их социальную адаптацию. После долгих лет, проведённых на полном государственном обеспечении, вчерашние детдомовцы часто оказываются неготовыми к самостоятельной жизни. Они не знают своих прав и не умеют их защищать, неспособны принимать самостоятельные ответственные решения и добиваться поставленных целей. Выпускники встречаются с проблемами социализации:

1. Отсуствие жилья, неспособность сохранить имеющееся жильё.

2. Проблемы в трудоустройстве, связанные с низким уровнем профессионального образования, невостребованностью полученной профессии на рынке труда.

3. Отсутствие активной экономической позиции, ориентировка на государственное обеспечение (получение пособий).

4. Трудности в установлении новых социальных контактов, отчуждение.

5. Трудности включения в трудовой коллектив (конфликты на рабочем месте, несоблюдение правил трудового распорядка, несамостоятельность).

6. Повышенная внушаемость, некритическая доверчивость, подверженность манипулятивным психологическим воздействиям, в результате чего выпускники становятся жертвами обмана, попадают в асоциальные группы, совершают правонарушения.

7. Неудачи в создании собственной семьи, связанные с личностной незрелостью, отсутствием опыта проживания в семье.

8. Склонность к формированию аддиктивных форм поведения.

     Разработка системы мер, направленных на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед ребёнком – сиротой, в плане его социальной адаптации, реабилитации, социализации и всестороннего развития личности, является одной из главных задач детского дома и службы сопровождения.

    Как правило, мотивировать выпускников детского дома к самосовершенствованию, довольно сложно. По причине инертности, инфантильности и огромного количества комплексов, сложившихся в процессе воспитания в детском доме, стереотипа  воспитанника детского дома. Они считают себя ущербными, заранее не рассчитывая на успехи в чём – либо, наоборот избегая трудностей, не прилагая особых усилий для того, чтобы именно самосовершенствоваться и самореализоваться как личность. Поэтому работа в данном направлении всех специалистов и сотрудников детского дома является очень важной и необходимой, требует разработки технологии реализации этой педагогической идеи.

    В целях осуществления деятельности по стимулированию мотивации выпускников, могут быть использованы следующие направления:

1. Оказание содействия выпускникам в обеспечении благоприятных условий для успешной интеграции в обществе.

2. Осуществление помощи выпускникам в создании оптимальной среды (обустройства быта, соответствие санитарным нормам и стандартам безопасности) жизнедеятельности.

3. Содействие в получении образования, с учётом индивидуальных способностей, возможностей выпускника и рынка труда.

4. Оказание помощи выпускникам в трудоустройстве и контроль за их адаптацией в трудовом коллективе.

5. Оказание помощи выпускникам в развитии навыков здорового жизни, охраны и укрепления физического здоровья.

6. Содействие активному участию выпускников в социальной и духовной жизни. Взаимодействие с социальной микросредой.

7. Содействие в создании и сохранении молодой семьи.

8. Профилактика асоциального поведения и работа с правонарушителями. Повышение уровня правовой грамотности выпускников.

9. Работа с будущими выпускниками, с целью организации дальнейшего успешного сопровождения.

В работе могут быть использованы следующие техники:

1. Техника самораскрытия - самопознание, поиск в себе потенциала возможностей и способностей, а также недостатков и пороков. Техника стать до конца откровенным и совершенно понятным.

2. Техника убеждения - методические действия, заставляющие поверить кому – нибудь  или чему - нибудь, заставить сделать что - то, используя некоторые виды воздействия, такие как информирование, разъяснение, доказательство, опровержение.

3. Техника установления логических взаимосвязей – связи между сущностями, как одна сущность относится к другой.

4. Техника разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций - совокупность вопросов , требующих разрешения, умение взять нужное.

5. Техника выделения социального «Я»- техника осознания самого себя как личности в социальной среде, самоутверждение, самораскрытие, самосовершенствование.

6. Техника обучения поиску информации – стремление к получению сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

     Для решения задач формирования мотивации  можно применять методику проведения занятий по темам: «Мужской этикет», «Любовью дорожить умейте», «Курение – вред!», «Право на здоровье» , «Женский этикет», «Учимся быть экономными», «Я и мы».Такие занятия имеют огромное значение в достижении цели, повышают уровень знаний выпускников , развивают их личностные качества, помогают в укреплении здоровья, предостерегают от многих ошибок, объединяют .

Также стимулирование мотивации может происходить под воздействием рекламы: буклеты, информационные стенды, памятки. Реклама неизбежно оказывает влияние на  взгляды, отношение к себе и окружающему миру, показывает выпускникам готовые формы поведения в той или иной ситуации, определяет, что хорошо и что плохо. Всё это способствует стимулированию мотивации к самореализации и самосовершенствованию личности для того, чтобы добиться высокого социального статуса, заработать как можно больше денег и иметь как можно больше материальных ценностей, «иметь возможность», «позволять себе», «быть достойными».

    Таким образом, наиважнейшими являются собственные личностные ресурсы молодых людей, наличие социально поддерживающих контактов, социально необходимых навыков, а также отношение выпускников к себе и к своим возможностям. Чётко спланированная деятельность педагогов по сопровождению выпускников детского дома помогает сформировать:

- положительную самооценку;

-умение делать выбор, принимать решение и нести ответственность за эти решения;

-навыки достойного поведения;

-критическое мышление (анализ информации, отсеивание ненужного).

Всё это в целом поможет ребятам социально адаптироваться в обществе!

.  .  .