Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся по иностранному языку

Дата публикации: 2017-09-05 18:53:02
Статью разместил(а):
Незарегистрированный пользователь

Проектная работа

слушателей в рамках образовательной программы

«Совершенствование процесса обучения иностранному языку в условиях введения ФГОС»

по теме: «Особенности формирования универсальных учебных действий учащихся по иностранному языку в условиях реализации ФГОС

Автор проекта: Ахметова Э.Ф.

Научный руководитель: Наталья Германовна Сигал

 

Оглавление 

1.           Введение

2.           Актуальность

3.           Цель и задачи проекта

4.           Целевая группа проекта

5.           Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

6.           Жизненный цикл  и этапы реализации проекта

7.           Ожидаемые результаты реализации проекта

8.           Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

9.           Теоретическое обоснование проекта

10.      Заключение

11.      Список использованных документов и источников информации

12.       Приложения

 

Введение

«Великая цель образования –

 это не знания, а действия». 

Герберт Спенсер 

Согласно требованиям ФГОС второго поколения важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается  на младшей ступени обучения. Поэтому первоочередной задачей каждого учителя, работающего в школе, является организация условий для формирования универсальных учебных действий с учетом предметного содержания учебной дисциплины «Иностранный язык».

Актуальность проекта.

В условиях введения новых образовательных стандартов задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», развитие способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Стандарт требует от нас развивать личность, формировать универсальные учебные действия (УУД) и предметные знания. Универсальные учебные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, выделение важного, формирование обобщенных знаний, самостоятельного усвоения новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Цель проекта.

- изучение эффективных приемов и методов формирования УУД на уроках иностранного языка и их внедрение в практическую деятельность 

 Задачи проекта.

- раскрыть особенности формирования УУД на  уроках иностранного языка на базе теоретических положений,

- создать положительную атмосферу для активного, свободного творческого развития личности и повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка,

- разработать технологические карты уроков в 5 и 6 классах по английскому языку на основе УМК «Английский в фокусе»

- разработать задания по формированию УУД

Целевая группа проекта – учащиеся 5и 6 классов.

Проектное решение.

В результате проектной работы мы выявили эффективные пути формирования УУД, которые дают возможность  учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, а также представили методические разработки уроков английского языка для учащихся 5, 6 классов, представленные в виде технологических карт и разработали задания по формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта – 2016 -2017 учебный год.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

 Раскрыты особенности формирования УУД на базе теоретических положений,

 Использование приемов и методов УУД создает  положительную атмосферу для активного, свободного творческого развития личности и повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка,

Разработаны технологические карты уроков в 5 и 6 классах по английскому языку на основе УМК «Английский в фокусе», а также подобраны задания по всем видам УУД.

 

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

- развитие познавательных потребностей школьников

- наличие высокой степени самостоятельности, поисковой деятельности, активного коммуникативного воздействия

- развитие критического мышления и творческих способностей, памяти, индивидуальной и коллективной ответственности

-  создание благоприятной психологической атмосферы для выявления творческого потенциала учащихся


                   Теоретическое обоснование проекта

Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик (темп деятельности, работоспособность, характеристика параметров внимания).

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

           4) коммуникативный.

Формирование личностных УУД на уроке английского языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Личностными результатами иностранного языка являются: общее представление о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использование средств изучаемого иностранного языка.

Формированию личностных УУД на уроке иностранного языка может способствовать применение следующих образовательных технологий.

Во-первых, это технология проектной деятельности. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своей страны, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Во-вторых, важную роль в формировании личностных УУД, бесспорно, играет использование на уроке информационно - коммуникационные технологий (ИКТ). При освоении личностных действий ведётся формирование:

•      критического отношения к информации и избирательности её восприятия;

•      уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

•      основ правовой культуры в области использования информации.

- самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное)

- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Формирование регулятивных УУД на уроке английского языка.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

•      целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

•      планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

•      прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

•      контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

•      коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

•      оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

•      волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют следующие действия контроля учащихся: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, орфографические, грамматические и т.д.). И для решения этой задачи можно совместно с детьми составить правила проверки текста, определяющие алгоритм действий.

В процессе работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. В современном образовании многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки, что позволяет самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу.

Помимо этого, выделяется собственно технология оценивания. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.

Данная технология направлена, прежде всего, на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

Технология проектной деятельности также может служить средством формирования и развития регулятивных УУД. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов:

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера;

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом;

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

ИКТ также вносят свой вклад в формирование регулятивных УУД. При этом обеспечивается:

•      оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

•      использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия.

- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. 

- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта..

- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Формирование познавательных УУД.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

•      общеучебные,

•      логические,

•      действия постановки и решения проблем.

 

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

•      анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

•      синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

•      выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

•      подведение под понятия, выведение следствий;

•      установление причинно-следственных связей,

•      построение логической цепи рассуждений,

•      доказательство;

•      выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения. Предметом ориентировки и целью выполнения различных заданий по английскому языку становится не конкретный результат, а установление логических отношений между всеми данными, что обеспечивает успешное усвоение общего способа выполнения упражнений. В процессе чтения, слушания, письма при выполнении упражнений у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебных упражнений, производить анализ и преобразование информации (используя при выполнении самых разных упражнений по английскому языку простейшие предметные, знаковые, графические модели (буквы или звуки), таблицы, тексты, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием упражнений).

Проектная деятельность является важным инструментом формирования познавательных УУД, т.к. в подходе к работе над проектами в качестве обязательного этапа, предваряющего работу над изделиями, мероприятиями, исследованиями и решением проблем, проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия:

– предполагать, какая информация нужна;

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

•      поиск информации;

•      фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

•      структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени;

•      создание презентаций;

•      построение простейших моделей объектов и процессов.

 

Формирование коммуникативных УУД 

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий: 

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах).

В процессе изучения английского языка осуществляется знакомство с иностранным языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения или мнения с использованием клише (устойчивые выражения) и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения упражнений, доказательства правильности и неправильности высказываний, обосновывают этапы построения диалога или монолога. Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых или больших группах.

Технология проектной деятельности также способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений:

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:

  • обмен презентациями;
  • выступление с аудиовизуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, Дневник.ру).
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия:
  • -постановкавопросовинициативноесотрудничествовпоискеисборе информации:
    - разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация
  • -управлениеповедениемпартнераконтроль,коррекция,оценкадействий партнера
  • умениесдостаточнойполнотойиточностьювыражатьсвоимыслив соответствиисзадачамииусловиямикоммуникации:
  • - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами изучаемого языка.

 

 Заключение 

Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях системно-деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует применение на уроке английского языка различных инновационных образовательных технологий, таких как: системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проектная методика, игровые технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии и другие.

 

        Список использованных документов и источников информации:               
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе - Ростов Н/Д., 2003. 

2. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 2 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.
3. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 3 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.
4. Азарова С.И. Английский язык: Книга для учителя к учебнику англ.яз. Милли/Millie для 4 кл. общеобраз. учрежд. – Обнинск: Титул, 2007.

5. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. Планируемые результаты начального общего образования. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение,2009.

6. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.,под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / - М.: Просвещение, 2008. 
7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК,  1996.

8. Краюхин В.ФГОС для старшей школы: сравниваем варианты.//Первое сентября.-2011.-№9.-С.3. 
9. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации

10. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39.

11. Примерные программы начального и основного общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение,2009.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010. 
13. Федеральный закон об образовании № 273 от 12.12.12.

.  .  .