Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Мы вместе! (из опыта работы с детьми с ОВЗ)

Дата публикации: 2018-01-22 07:44:54
Статью разместил(а):
Степанова Марианна Станиславовна

Мы вместе!

Из опыта работы учреждения дополнительного образования с детьми с ОВЗ

Автор: Степанова Марианна Станиславовна

 

       В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования имеет особую актуальность, т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор обучающегося видов и форм деятельности, становление его собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей.

       Одна из главных задач деятельности учреждений дополнительного образования – социализация детей в условиях современности. На современном этапе социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет дополнительное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности в будущей самостоятельной жизни.

       Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашей страны. Зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.

       Большой проблемой для детей с ограниченными возможностями здоровья является недостаток общения. Острота проблемы заключается в том, что «особые» дети не имеют возможности постоянного общения среди сверстников в силу закрытого образа жизни. Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве.

       Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Учить всему этому человека следует с раннего возраста, развивая образное восприятие и пространственное мышление. Именно эти вопросы помогает решить программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни.

Реализация программы «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров - дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей. С этой целью на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Поиск» был создан отдел по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

       За время работы по данной программе сделано немало. Благодаря участию в       Государственной программе «Доступная среда», учреждение имеет дополнительное оборудование для того, чтобы дети с ограниченными возможностями могли с максимальным комфортом посещать занятия и все мероприятия, проводимые в Центре. Это новые кабинеты, адаптированные специальным учебным оборудованием для детей-инвалидов; санитарно-гигиеническое помещение, оснащенное кнопкой-вызовом; на входе в учреждение сделан пандус, расширены дверные проёмы и установлены новые двери в учебные кабинеты; установлены поручни по путям эвакуации, имеется звуковое оповещение. Приобретены тренажёры для развития мелкой моторики рук и сенсорного восприятия, игровое, спортивное и техническое оборудование для занятий, современные подъемники, которые позволяют детям подниматься на любой этаж учреждения.

       Сегодня в Центре занимаются и успешно осваивают программы дополнительного образования 20 детей с ограниченными возможностями здоровья и 7 детей-инвалидов.     Программы Центра, направленные на обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов:

       - «Декоративная композиция. Тайны искусства» (адаптированная)- развитие творческой культуры ребенка, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего–то нового через народное творчество и работу с природным материалом

       - «Индивидуальная траектория развития обучающегося с ОВЗ средствами хореографии» (адаптированная)- развитие моторной и зрительно-моторной координации, пространственных представлений, двигательной памяти, формирование личностного поведения ребенка с эмоционально-волевыми нарушениями посредством танца

       - «Декоративно-прикладное творчество. Песочная арт-терапия» (адаптированная) - развитие сенсомоторных навыков: тактильной и зрительной памяти, координации и  мелкой моторики рук через ручной труд и освоение техники рисования песком

       - «Электронная автоматика»

       - «Родная старина»

       - «Робототехника»

       - «Играя, развлекая - развиваемся»

       - «Организация досуга»

       Во время занятий с «особыми» детьми проводится индивидуальная работа (вместе с педагогом выполняется каждый элемент работы, буквально «рука в руке»), используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой (это полезно как ребенку-инвалиду, так и детям, которые работают рядом с ним). Главный принцип работы -  создание «ситуации успеха», что подразумевает оказание положительной поддержки и  эмоциональное реагирование на малейшее достижение ребенка (хвалить можно и больше, чем результат того заслуживает, особенно на первых порах).  Так как дети очень болезненно реагируют на порицание,  то педагоги Центра не используют этот метод воздействия, если невозможно не указать ребенку на его ошибку, обязательно объясняют, почему не получилось в этот раз, что в следующий раз получится обязательно. Важно воспитать у ребенка уверенность, что нет безвыходных ситуаций.

       В психологическом аспекте занятия в Центре (выход в другую среду, возможность сделать самостоятельный выбор деятельности, расширение круга общения) помогают нивелировать воздействие различных видов деприваций (сенсорной - лишение возможности получения информации об окружающем мире, установление оптимального эмоционального контакта с окружающими; когнитивной – познавательной; социальной – лишение возможности обучения в социуме) у детей-инвалидов. Таким образом, развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения, повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».

       Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стараются восполнить дефицит общения, представить широкий спектр педагогических услуг по различным направлениям деятельности, творчески подойти к организации обучения и воспитания, в коррекционно-развивающую работу внести элементы игры, сюрпризные моменты, настраивающие ребёнка на положительные эмоции и контакт. Создание ситуации успеха позволяет ребёнку почувствовать уверенность в себе, в свои возможности и востребованность в обществе. Любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния.

       Большое внимание уделяется использованию в работе оздоровительных технологий, которые включают ряд коррекционных упражнений с использованием тренажёров. Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошли курсовую подготовку по вопросам социализации детей-инвалидов при АНО ВПО «Академия «Международный университет в Москве» и ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия».

       Педагогическая работа с «особыми» детьми становится частью жизнедеятельности коллектива, детей, родителей на основе совместной творческой деятельности, эмоциональных переживаний, Педагог для ребёнка и семьи становится другом, партнёром и помощником. Сотрудничество носит комплексный характер и включает в себя ряд взаимосвязанных тем, объединённых единой идеей: для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка.                     

       Совместные творческие занятия педагогов, детей и родителей оказывают благотворное действие на общее эмоциональное состояние ребёнка, снимают раздражение, агрессию, стресс и нервное возбуждение, позволяют переключить негативные эмоции на ощущение покоя и радости. Любой результат совместного труда оценивается максимально положительно.

       Наблюдается положительная динамика в развитии познавательной деятельности обучающихся, в повышении их социальной активности в жизни коллектива детей и взрослых, роста культурного уровня,  развития толерантности. Есть положительные отзывы родителей о том, что  дети чувствуют себя комфортно в общении, проявляют творческую активность: рисуют, поют, участвуют в конкурсах, моделируют, создают декоративные изделия. Как отмечают родители детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение в Центре стало для них действительно доступной средой.

       Сегодня продолжает существовать социальный и семейный заказ на дополнительные образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей. Задача нашего учреждения — сохранить атмосферу понимания и комфорта, привлечь в неё новых участников. Тогда у детей данной категории правильно, методично будут формироваться элементарное представление о жизни, труде и быте людей, умения и навыки общения в неформальной творческой обстановке, самоутверждение в среде сверстников, сложится уверенность в себе.

.  .  .