Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Дата публикации: 2018-01-17 10:54:14
Статью разместил(а):
Сошина Екатерина Сергеевна

Особенности формирования здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Автор: Сошина Екатерина Сергеевна

МБОУ "Лицей № 8", г. Воронеж

 

В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребёнка становится всё более очевидным. Учебные перегрузки, которые испытывают обучающиеся, способны нанести серьёзный вред их здоровью, поэтому внимание медиков и педагогов привлечено к здоровью школьников. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связаны со школой. Именно в школьные годы дети утрачивают здоровье под воздействием условий проведения учебно-воспитательного процесса, а сама система образования является здоровьеразрушающей и здоровьезатратной. Это означает, что современная школа должна взять на себя долю ответственности не только за образование детей, но и за их здоровье.

В ходе модернизации современного образования в реализации программы «Наша новая школа» Президентом РФ определена важность работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако ещё более важен переход от одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. Это, в свою очередь, предполагает создание таких образовательных программ, которые адекватно возрасту учащихся вызывают заинтересованное отношение к учёбе. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни.

Несмотря на достаточную изученность данной проблемы, следует отметить, что ряд вопросов остаётся открытым, что подчёркивает необходимость её более основательного изучения. Неразработанность вопроса поиска наиболее оптимальных форм и методов организации деятельности по оздоровлению учащихся в условиях школы обусловлена следующими противоречиями. С одной стороны, между высоким уровнем заболеваемости населения и необходимостью сохранения и развития здоровья учащихся; с другой стороны, между отсутствием системы работы в школе и необходимостью разработки программ по здоровьесбережению.

Последние десятилетия состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу родителей, учителей, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Исследователи отмечают, что объективным показателем неблагополучия является ухудшение здоровья сегодняшних школьников по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребёнком общего среднего образования. Негативные тенденции роста заболеваемости детей в процессе обучения повышают актуальность проблем охраны здоровья учащихся. В целом число детей с хронической патологией за время обучения в школе возрастает более чем в полтора раза. Здоровье школьников тесно связано с состоянием школьной среды, личностью учителя и педагогическими технологиями.

Количество случаев нарушения здоровья возрастает в периоды наиболее существенных изменений условий обучения: при поступлении в школу (адаптация в 1 классе), переходе к предметному обучению (адаптация в 5 классе) и на третью ступень школы (адаптация в 10 классе). Исследования показали, что заболеваниям в эти периоды нередко предшествует выраженная эмоционально-стрессовая реакция, возникающая в связи с необходимостью приспосабливаться к новым микросоциальным условиям. Нарушения здоровья учащихся часто имеют дезадаптационный генезис. Поэтому мероприятия, направленные на уменьшение выраженности психоэмоционального стресса и на повышение функциональных ресурсов организма в процессе школьного обучения, являются важным компонентом   системы   активного   формирования здоровья учащихся.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, создание адаптивной образовательной здоровьесберегающей среды в учреждениях, повышение квалификации и обучение педагогов на сегодняшний момент – одна из важнейших управленческих задач, стоящих перед организаторами образования.

Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Признаки индивидуального здоровья: специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов; показатели роста и развития; текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности; наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни. Этот стиль определяется социально экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Понятие здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья: благоприятное социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; оптимальный двигательный режим (культура движений);  закаливание организма; рациональное питание; личная гигиена; отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ); положительные эмоции.

Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. В то же время здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Степень успешности этой деятельности - то есть устранения вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышения устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяется направлением усилий по сохранению и укреплению здоровья. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Наряду с такими факторами, как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития и другие им подобные, неблагоприятное и существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов - «внутришкольные», имеющие непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий.   С   негативным влиянием  именно  этих факторов,  к  которым  относятся интенсификация и  нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик   обучения    возрастным   возможностям школьников и т.п., специалисты связывают до 40 % детско-подростковой патологии.   Следует    учесть, что   утомительность   урока   является не следствием какой-либо одной причины (сложности материла или психологической напряженности), а определённым сочетанием, совокупностью различных факторов.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие в основном определяются средой, в которой он проводит достаточно большое время. Для ребёнка от 6 до 17 лет такой средой является школа, так как с пребыванием в учреждениях образования связано более 70 % времени бодрствования ребёнка школьного возраста. Приведём развёрнутый перечень внутришкольных факторов, небезразличных для здоровья обучающихся.

Школьные факторы риска – это тот комплекс проблем, причиной которых является неадекватная организация учебного процесса и неадекватная система требований самого образовательного учреждения или системы образования в целом, а значит – снижение их негативного влияния (или полное устранение) находятся в рамках здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения и системы образования.

Одним из способов снижения школьных факторов риска является внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.  Под здоровьесберегающей технологией понимается система, создающая максимально благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в образовательном учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

К основным показателям здоровьесберегающей среды образовательного учреждения можно отнести:

1.      гуманистическая направленность эмоционально-поведенческого пространства;

2.      учет индивидуально-возрастных особенностей обучаемых;

3.      всемерное развитие творческой личности;

4.      организация лечебно-профилактических и информационно-просветительских мероприятий;

5.      содействие самореализации самоутверждению субъектов образовательного процесса;

6.      соблюдение санитарно-гигиенических норм;

7.      коррекция нарушений соматического здоровья, включающая использование комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от образовательного процесса;

8.      оздоровительная система физического воспитания;

9.      разработка и реализация дополнительных образовательных программ по формированию культуры здоровья, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек.

Современная школа с её повышенными физическими и психическими нагрузками зачастую оказывает на ослабленный организм детей особенно резкое отрицательное воздействие, вызывая дезадаптацию, хроническое переутомление, провоцируя рост заболеваний.

Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

Одним из источников стресса в школьной жизни является жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона — ребенок. ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Физиологам хорошо известен негативный эффект ситуации ограничения времени в процессе любой деятельности. Ограничение времени неизбежно приводит к снижению качества учебной работы, неудачам, заставляя ребенка ощущать свою несостоятельность, испытывать недовольство взрослых и т.п. При этом ограничение времени может быть связано как с увеличением объема и интенсивности учебных нагрузок, так и с технологией и методикой обучения. Решение этой проблемы требует не только изменения положения ребенка в школе и, возможно, законодательной защиты его прав и здоровья, но и серьезного изменения профессиональной подготовки педагогов.

Вторым по значимости фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, которое также может привести к нарушению здоровья детей, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Фактически все то, что касается скоростных характеристик деятельности, и есть отражение несоответствия методики возрастным и функциональным возможностям ребенка.

Еще один фактор, приводящий к резкому ухудшению здоровья, это интенсификация учебного процесса. Интенсификация идет различными путями: первый (открытый) — увеличение числа учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов). Существенное увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у этих детей достоверно чаще отмечаются большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость организма и т.п. нарушения. Второй (скрытый) вариант интенсификации учебного процесса — реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объема учебного материала. Резкое сокращение количества часов неизбежно должно было привести к увеличению домашних заданий и интенсификации учебного процесса, утомлению и переутомлению.

Исходя из вышеперечисленных школьных факторов риска, мы можем выделить следующие принципы здоровьесбережения в образовательном учреждении:

      не навреди;

      принцип поддержания интереса к двигательной и познавательной активности;

      действенный приоритет здоровья;

      принцип непрерывности и преемственности;

      принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися;

      принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;

      комплексный, междисциплинарный подход к организации обучения;

      медико-психологическая компетентность учителя;

      принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий;

      приоритет позитивного подкрепления над негативным;

      приоритет активных методов обучения;

      приоритет сочетания охранительной и тренирующей стратегий здоровьесбережения в школе;

      принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье;

      принцип отсроченного результата;

      принцип контроля над результатами здоровьесберегающей деятельности.

 

Анализ здоровьесберегающей среды МБОУ Лицей №8:

С 2011 года лицей является инновационной площадкой по апробации комплекта учебных программ, разработанных Научным Институтом образования и развития личности (г. Москва), приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 447 от 23.05.2011г. С 2005 по 2010 год лицей являлся региональной экспериментальной площадкой по реализации программы здоровьесбережения.

В 2011 г. МБОУ Лицей № 8 занял второе место в областном конкурсе здоровьесберегающих программ и стал обладателем титула «Школа – территория здорового образа жизни». В течение последних 5 лет педагогический коллектив начальной школы МБОУ Лицея № 8 работал над методической темой «Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе применения здоровьесберегающих технологий». Это позволило накопить большой опыт и материал по здоровьесбережению и психолого-педагогическому мониторингу развития обучающихся. Педагогами лицея разработана система динамических пауз для профилактики нарушений осанки, зрения, психосоматических заболеваний.

Совместно со   специалистами медицинских учреждений района и города Воронежа (МУЗ ГДПБ № 4, МЦР «Здоровый ребенок») систематически проводится диагностика   состояния здоровья обучающихся лицея.  С первых дней обучения в МБОУ Лицее № 8   организовано   психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, включающее:

      организацию оптимального режима обучения (расписание учебных занятий);

      мониторинг утомляемости учащихся (с целью коррекции режима обучения);

      мониторинг процессов адаптации учащихся к школьному обучению психологом, учителем начальных классов, классными руководителями; 

      оказание индивидуальной помощи учащимся и родителям со стороны психолога, социального педагога при наличии проблем в обучении и развитии психоэмоциональной сферы, через реализацию программ «Родительский университет» и «Преемственность». 

В школе имеется полностью оборудованный зал ОФК. Занятия оздоровительной физкультурой благотворно влияют на основные показатели физического развития учащихся: рост, вес, жизненную емкость легких, является прекрасным средством профилактики и исправления нарушений осанки, плоскостопия. Для учащихся начальных классов разработаны «Дневники здоровья», которые используются в рамках работы педагогического коллектива лицея по реализации программы развития МБОУ Лицея № 8 на 2011-2016 годы «Модернизация образовательного пространства в соответствии с современными требованиями. Школа – территория здорового образа жизни».

Реализация программы ведется в нескольких направлениях:

1.      Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

2.      Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности.

3.      Организация физкультурно-оздоровительной работы.

4.      Просветительско-воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями.

5.      Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся.

На реализацию программы ориентированы медицинские работники, педагогический состав школы, административный персонал учебного заведения.

Медицинское обслуживание обучающихся, обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение предоставляет лицензированный медицинский кабинет для работы медицинских работников, которые наряду с администрацией и педагогическими работниками несут ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и качество питания обучающихся.

Ежедневно осуществляется бракераж пищи; своевременно оформляется необходимая документация; контролируется прохождение медосмотра работниками; контролируется соблюдение требований СанПиН, технологии приготовления пищи.

Санитарно-профилактическая работа проводится в соответствии с годовым планом. Беседы читаются медицинскими работниками школы во время проведения профилактических прививок, карантинных мероприятий, месячников, на родительских собраниях, консилиумах, совещаниях при директоре.  В начале учебного года распространяется памятка по профилактике гриппа и ОРЗ. Регулярно обновляется «Уголок здоровья».

Медицинский осмотр учащихся проводится ежегодно, начале учебного года в ОУ, согласно плану прохождения медицинских осмотров. Медицинский работник осуществляет распределение учащихся на медицинские группы для занятий физической культуры по состоянию здоровья, доводит информацию до сведения учителей физической культуры и классных руководителей. Классные руководители осуществляют мониторинг состояния здоровья.

Важными перспективными направлениями развития школы как образовательного учреждения должны стать не только отработка отдельных направлений деятельности, но и целенаправленное комплексное формирование успешной, всесторонне развитой личности, воспитание ценностных ориентаций и отношения, обеспечивающего ответственное поведение и овладение культурой моделирования собственного образа жизни, выработку экологически грамотной социально значимой позиции. Важен системный подход, системная комплексная работа школы, которая включает в себя следующие блоки и направления деятельности.

Главное правило, которого придерживаются все педагогические работники школы: «Сделай так, чтобы ребёнку стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно». Реализовать это правило во многом помогает система планирования работы по организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

.  .  .