Методические рекомендации по проведению классного часа "Тайна имени"
Методические рекомендации
по проведению классного часа
"Тайна имени"
для студентов первого курса по специальностям:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Автор: Короткова Марина Александровна
«Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства», Малиновский филиал
Красноярский край
Говорят, когда человек рождается, на небе загорается звезда, которая определяет его судьбу. Влияет на характер и судьбу человека и созвездие, под которым он родился. И, конечно же, большое значение имеет имя, которое дают родители ребенку при рождении.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
Материал классного часа позволит познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени.
План проведения классного часа на тему «Тайна имени»
Тема: Тайна имени
Цели: 1) Познакомить обучающихся с историей появления имён, значением и происхождением своего имени.
2) Воспитывать интерес к происхождению и расшифровки своего имени, имён друзей и близких.
3) Развивать любознательность и самостоятельность.
Время и место проведения: 1 час. Аудитория.
Участники: студенты.
Оформление и оборудование:
1) Доклады студентов.
2) Карточки с вопросами к викторине.
3) Плакат с отрывком из стихотворения А.С. Пушкина «Что в имени тебе моем…»
4) Презентация
План:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. История появления имен.
2.1. Русские имена.
2.2. Тувинские имена.
3. Что в имени тебе моем?
4. Викторина «Имена».
5. Заключительное слово классного руководителя.
Введение
Имя – личное название человека, даваемое при рождении.
«Из людей не бывает никто безымянным» – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской «Одиссеи» – созданном десять тысяч лет назад.
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.
Подготовительный этап.
Подготовка к классному часу начинается за 1 - 2 недели. Выбираются ведущие, они получают задание подобрать материал об истории появления русских и тувинских имен. Вся группа получает задание: найти значение своих имен. Выбирается студент, который будет оформлять презентацию, найденный материал все студенты передают ему.
Классный руководитель курирует работу над презентацией. Редактирует материал вместе с ведущими. Готовит вопросы для викторины «Имена».
Ход классного часа
1. Вступительное слово классного руководителя.
«Из людей не бывает никто безымянным» – эти строки из древнейшего дошедшего до нас поэтического произведения – гомеровской «Одиссеи» – созданном десять тысяч лет назад.
Сейчас нам трудно представить, что может быть человек без личного имени. А когда-то, в бесконечно далеком прошлом не существовало разделения на имена собственные и нарицательные. Различие появилось постепенно, на протяжении, может быть, тысячелетий, незаметно для говорящих.
Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого (конечно, привести примеры можно только несравнимо более поздние, – Беляй, Губа, Шея, Несмеяна, Чернава), что-либо из окружающей среды (Дуб, Бык, Щука, Топор), отношения родителей (Ждан, Неждана, Забава, Милава и др.). Эти имена первичные, какие могут возникать каждый раз из нарицательных слов. Однако с течением времени к ним возвращались, повторяли в честь предков, и они переходили в разряд собственных имен. Таковы ныне имена большинства народов, первичные же продолжают встречаться лишь у малых народностей в отдаленных уголках планеты.
Сегодня мы поговорим о ваших именах, познакомимся с толкованием имён, узнаем, как появились имена. А эпиграфом нашему разговору станут строки из стихотворения Арсения Тарковского «Имена».
«И можно кожу заново сорвать,
Но имя к нам так крепко припечатано,
Что силы нет переименовать.
Хоть каждое затёрто и захватано»
2. История появления имен
2.1. Русские имена
Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за малый рост. Имя могло отражать черту характера или поведения (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз), профессию (Шуба, Ложка, Пушка). Давались имена связанные с животным и растительным миром: Волк, Кот, Трава.
С тех пор прошло много времени, и сейчас имена у людей более современные.
1 студент: Рождение ребенка всегда считалось на Руси великим чудом, радостным событием в жизни не только родителей, но и всего рода. Издревле в честь новорожденных у многих народов устраивались праздники, высказывались разные благопожелания. Новорожденному мальчику желали: «Будь, как отец, крепок, силен, трудолюбив, гож, пахать, сеять, топор в руках держать и лошадью управлять». Девочке: «Будь, как мать, приветливой, скромной, ретивой на работу, мастерицей прясть, ткать и узоры вышивать».
Под стать этим пожеланиям должно быть и имя.
2 студент: Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя, данное человеку, не простая случайность, которой малыш обязан родителям, оно срастается с человеком на всю жизнь, обладает определенной таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить. Поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд. У разных народов он имел свои особенности, но благопожелания были важны для всех.
Естественно, верили и надеялись, что благопожелания исполнятся, и новый член рода будет со временем достойным представителем.
3 студент: С появлением христианства на Руси имянаречение стало привилегией церкви, то есть новорожденные получали имя по святцам при крещении малыша. Чаще всего крещение происходило на восьмой день, но иногда в сороковой день. Имя нарекали чаще всего случайно, по названию святого, которого память случалась в день крещения.
При крещении на новорожденного надевали крест медный, серебряный или золотой, который на нем оставался всю жизнь.
Духовное рождение считалось значительнее телесного, и оттого день рождения оставался незаметным, я день ангела, или именины, праздновался каждым, кому позволяло состояние.
4 студент: Наши предки были суеверны. Им казалось, что назвать ребенка хорошим именем, а тем более красивым (например, Клара – ясная, светлая) – значит привлечь к нему внимание злых духов, которые испортят ему жизнь. А если назвать малыша Гнилозубым или Хромым, то всякая нечисть оставит его в покое. Поэтому родители старались запутать демонов: назвать ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим. Долго держался обычай: в семьях, где дети часто умирали, прятали их от чертей, затем инсценировали находку, делая вид, будто это совсем не тот, а чужой ребенок. Поэтому нередки были имена Ненаш и Найден.
2.2. Тувинские имена.
Современная тувинская антропонимия включает преимущественно тюркские, а также русские, монгольские и тибетские, пришедшие вместе с ламаизмом (начиная с XVI в., но главным образом в XVIII - начале XX в.), имена.
1 студент: В сравнительно недавнем прошлом имя (ат) лишь в очень редких случаях давалось ребенку сразу после рождения, чаще же по прошествии нескольких недель, месяцев или даже лет. В XIX в. мальчик нередко очень поздно получал «мужское» имя - в возрасте десяти и даже более лет. До этого его называли просто «мальчик», «маленький мальчик», «сын» и т.п.
Подобные же обычаи можно найти в преданиях и эпических сказаниях тувинцев, где приводятся многочисленные примеры наречения имени только тогда, когда юноша получает коня и укрощает его, становится мужчиной. Так, один из героев эпоса Хан-Буддай получает имя лишь тогда, когда начинает ездить на охоту и укрощает коня. Другой герой тувинского эпического сказания, Меге Сагаан-Тоолай, получает имя перед поездкой за невестой.
2 студент: Еще совсем недавно, если имя ребенку давалось даже вскоре после его рождения, считалось, что ему уже исполнился год, т.е. его возраст исчислялся не по фактически прожитому времени, а включая утробное развитие.
Многие тувинские имена представляют собой апеллятивы тувинского языка. Так, у современных тувинцев распространены имена, связанные с внешним видом ребенка, его характером и темпераментом, например: Биче-оол «маленький мальчик», Узун-оол «длинный мальчик», Кара-кыс «черная девочка», Кысыг-бай «похожий на девочку» и т.п. Нередко у тувинцев имя отражает желание родителей видеть в ребенке ту или иную добродетель, например: Маадыр «герой», Мерген «мудрый» и т.п. Встречаются имена, данные по названию некоторых предметов, окружающих ребенка, например Деспижек «корытце». Девочкам нередко дают имена, являющиеся названиями красивых растений, птиц, например: Чодураа «черемуха», Сайлыкмаа «синичка»; распространено женскоя имя Чечек «цветок».
Иногда мужские имена даются по названию местности, где ребенок родился, например: Хемчик-оол (Хемчик - название реки, впадающей в Енисей), Алаш-оол (Алаш - название реки, впадающей в р. Хемчик).
3 студент: Еще в начале XX в. в семьях, где часто умирали дети, ребенок нередко получал какое-нибудь «скверное» имя, т.е. имя с уничижительным значением, чтобы «оттолкнуть злого духа», например: Багай-оол «плохой мальчик», Мыйяк-оол «навоз-мальчик». Наряду с «плохим» именем ребенок нередко имел и «настоящее», но его не произносили вслух до тех пор, пока ребенок не подрастет и ему уже не будут так страшны «злые духи», как в раннем детстве. Теперь этот обычай почти исчез, но среди имен лиц старшего поколения еще встречаются такие имена и возникшие на их основе фамилии.
Среди имен, попавших к тувинцам под влиянием буддизма, - имена буддийских божеств и названия священных книг, например Долгар, Долчан, Шогжал, Дажы-Сегбе, Чадамба, а также апеллятивы со значением буддийских добродетелей и благопожеланий, например: Сотпа «терпеливость», Чимит «бессмертный» и др.
4 студент: В современном тувинском языке имеется ряд основ, от которых путем добавления имяобразующих показателей можно строить мужские или женские имена. Таким показателем для мужских имен служит слово оол «мальчик». Но, вероятно, образование имен этим путем - явление стравнительно позднее в тувинском языке и в прошлом охватывало только детские имена, т.е. имена, употреблявшиеся до получения «мужского» имени. Частые компоненты женских имен - слова кыс «девочка», уруг «ребенок», «дочь»; аффикс -маа (Чечекмаа). Считается, что аффикс -маа восходит к тибетскому слову «мать». В тувинском языке есть лексемы, от которых возможны только мужские имена, например даш «камень». Таким образом, в тувинской антропонимии существует определенная дифференциация мужских и женских имен, основывающаяся на семантических и отчасти формальных признаках.
5 студент: Фамилий и отчеств у тувинцев до недавнего времени не было. Имя отца именуемого знали родные и знакомые. При знакомстве обычно называлось только имя. Но в повседневно-бытовом общении имя отца человека, о котором шла речь, нередко называли посторонние люди, в особенности если ситуация требовала различения двух человек с одинаковыми именами. Часто, называя незнакомого кому-либо человека, указывалось место, откуда он родом, например: Эйли-Хем чуртуг Биче-оол «Биче-оол из Эйлинг-Хема».
6 студент: В советскую эпоху тувинцы употребляют отчества и имеют фамилии. У тувинцев вплоть до последнего времени сохранялись родоплеменные названия, большая часть которых восходила к древним и средневековым этнонимам, например: Салчак, Тюлюш, Монгуш, Хертек и др. При паспортизации, проводившейся после вступления Тувы в состав СССР (1944 г.), возникли значительные трудности, так как попытка взять в качестве фамилии родоплеменное название привела бы к тому, что все жители поселка (деревни) имели бы одну фамилию. Поэтому было рекомендовано использовать имя в качестве фамилии, а родоплеменное название как имя. Большинство фамилий и имен тувинцев образовано именно таким образом. Поэтому теперь можно часто встретить тувинцев с личным именем, в функции которого выступает родоплеменное название, например Соян, Салчак, Маады, и фамилией, образованной из личного имени, например: Салчак Касыгбай (родоплеменное название Салчак стало именем, а личное имя Касыгбай - фамилией).
Так как фамилия родителей переходит к детям, то теперь нередко женщины носят фамилии, образованные от мужских имен, например: Светлана Биче-оол (биче-оол «маленький мальчик»). При образовании отчеств заимствуются из русского языка соответствующие аффиксы: Биче-ооловна, Биче-оолович.
В последние годы тувинцы для наречения детей наряду с традиционными именами все чаще пользуются именами, заимствованными из русского языка, в чем следует усматривать одно из проявлений влияния русской культуры и процесса сближения наций.
3. Что в имени тебе моем?
Что же означают наши имена (каждый из студентов высказывается о значении своего имени)?!
Примерное толкование имен:
Алексей – Оберегающий, защитник.
Алексей – индивидуальность с ярко выраженными творческими способностями и благодаря этому он может добиться значительных достижений в живописи, литературе, театре, в точных науках.
Ай-Демир – «железная луна», «ай» – луна, «демир» – железо.
Шораан – 1) отвесная скалистая гора, покрытая кустарником; 2) скопление тумана на вершинах гор.
Июнна – родившая в июне.
Ольга – святая.
Татьяна – устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная.
Аяна – внешний облик (вид).
Байлак – богатый, обильный; богатство, обилие; блага, ресурсы.
Долаан (Долаана) – боярышник.
Денис – «Принадлежащий Дионису». Это имя происходит от древнегреческого имени Дионисиос. В мифологии Древней Греции Дионис - бог природы и вина.
Ай-Хаан – «ай» - луна; «хаан» - царь, король.
Аржаана – лечебный источник.
Херелмаа – «херел» - луч; «маа» - девочка.
Саян – 1) тюркское имя «белый, светлый»; 2) от названия горных цепей в Восточной Азии; 3) еврейское имя «помощник».
Аймаа – будоражить, взбудораживать, тревожить; пугать.
Ангыр-Чечек – «ангыр» - редкая птица; «чечек» - цветок.
Дозураш – блестящий.
Буяна (Буян) – 1) милость, доброта, сердечность; 2) добро, благо.
Филипп – «любящий коней».
Шончалай – хлебенка (растение, трава).
Байслан – «бай» - могущественный; «Аслан» - лев.
Альберт – благородный, яркий, блистательный.
Идегел – 1) надежда; 2) вера; 3) доверие.
4. Викторина «Имена»
1. Назовите имя девушки, которая боялась очень жаркой погоды? (Снегурочка).
2. Назовите имя и фамилию поэта, определившего цвет носа у Мороза? (Николай Некрасов).
3. Имя самого высокого милиционера Москвы? (Степан).
4. Как еще можно назвать бегемота? (Гиппопотам).
5. Как называл своего друга англичанин, проживший на необитаемом острове 28 лет 2 месяца и 19 дней? (Пятница).
6. Имя Маугли в голливудском варианте. (Тарзан).
7. Как звали мальчика, который однажды вечером, сидя на лавочке, “качал ногой”, когда ему и его друзьям “делать было нечего”? (Николай).
8. Как зовут ребенка, у которого папа осел, а мама кобыла? (Мулл).
9. Как звали капитана, дети которого отправились на его поиски по всему свету? (Грант).
10. Имя и фамилия артиста, герой которого «поскользнулся, упал, потерял сознание, очнулся – гипс» (Юрий Никулин).
11. Как звали соперника Буратино по сердечным делам? (Пьеро).
12. Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин).
13. Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-Марья, Иван-чай и т. д.).
14. Как звали богатыря из города Мурома, из села Карочарово? (Илья Муромец).
15. Кто сыграл в фильмах роли Сергея Есенина и А.С.Пушкина? (Сергей Безруков).
16. Как звали трёх медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка).
17. Кто убежал с бала, потеряв туфельку (Золушка).
18. Как звали Капитанскую дочку? (Мария).
19. Кто изображён на картине В.М.Васнецова «Три богатыря» (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
20. Как зовут примадонну Российской эстрады (Алла Пугачёва).
А что за события обозначают эти даты:
25 января (Татьянин день, День студентов).
14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).
Конкурс «Вспомни песню о именах»
5. Заключительное слово классного руководителя
Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.
Я думаю, что каждый из вас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Чтобы всегда на земле были люди, которые нас любят, помнят, которым мы дороги.
Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми. Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной.
Много есть на свете слов – хороших и плохих, но для каждого человека есть только одно слово, которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания, слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Библиография:
1. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 928 с. – (библиотека словарей).
2. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах, т. 1 - 2, Госмитиздат, М. 1959.
3. Тувинско-русский словарь.