Жемчужина Выборгского района - Шуваловский парк
Жемчужина Выборгского района Санкт-Петербурга - Шуваловский парк
Автор: Логинова Людмила Аркадьевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 558 Санкт-Петербурга
Формы и методы проведения внеклассного мероприятия:
*индивидуальные публичные выступления
*создание презентаций
*элементы концертной деятельности
Технологии:
*личностно-ориентированные
*технология сотрудничества
Цели и задачи:
-обучающая: обобщить материал о памятниках архитектуры , о природе и интересных людях Выборгского района;
-развивающие:: развить в детях коллективный поиск; развитие личностных и метапредметных умений; умение получать информацию из разных источников;
умение организовывать взаимосвязь своих знаний и практических действий; умение сотрудничать, работать в группе; умение использовать новые технологии информации и коммуникации;
-воспитательная: ориентация детей в социуме; формирование духовно-нравственной личности; осознание собственной гражданской позиции; любви к своей «малой родине».
Ход мероприятия:
Вступление: Слайды 1-15 презентации ( с музыкальным сопровождением)
Слайды 16- 23
Учитель:
- Здравствуйте! Сегодняшняя наша встреча посвящена нашей «малой родине»- Выборгскому району. Для каждого из нас он стал особенным местом в нашем городе. Большинство из вас здесь родились, здесь вы взрослеете и умнеете, здесь учитесь жить.
Согласитесь, что вы больше сможете рассказать о своих заграничных путешествиях, чем о том месте, где вы живете. Это потому, что мало знаете интересного и о родном городе, и о родном районе, А ведь именно с познания начинается любовь...
Пушкин — в нашем городе?! Да! Дуэль с Дантесом в нашем районе?! Да! Племянница Пушкина похоронена на нашем Шуваловском кладбище?! Да! Блок написал «Незнакомку» в Озерках?! Да! Мандельштам Бывал в здании станции «Шувалово»?! Да! Римский - Корсаков венчался в церкви нашего Шуваловского парка?! Да! Наша церковь не закрывалась во время блокады города?! Да!
И все становится близким: и такой далекий ХIХ - й век, и загадочный Серебряный век, и блокадные годы... Потому что это не где-то в далях дальних происходило, а вот тут, рядом...
Основная часть
Слайды 24-25
1. «С чего начинается Родина?...»
2. «Мы размышляем»:
(Видеозапись размышлений ученицы о том, что такое родина.)
Слайды 26, 27 (вывод): «Родина — это РОДное...»
Слайд 28- эпиграф к теме (читает учитель):
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства
Не оттого, что тяжек быт
Или трудны мытарства.
А погибают оттого-
И тем больней, чем горше,
Что люди царства своего не уважают больше...
(Б. Окуджава)
· Но для того, чтобы уважать или не уважать, это нужно ПОЗНАТЬ. И мы с вами познавали то, что окружает нас, познавали нашу «малую родину». Мы совершали экскурсии па нашему району, знакомились с литературой по истории нашего родного Выборгского района, готовили сообщения, проводили тематические фотоконкурсы и конкурсы рисунков. Сегодня мы подводим итоги нашей работы.
Слайд 30 :»Жемчужины Выборгского района»:
Шуваловский парк
Суздальские озера
Спасо-Парголовская церковь
Интересные люди рядом с нами:
1. Шуваловский парк
Слайды 31-42 демонстрируют знания ребят о Шуваловском парке: его истории, современной жизни, звучат стихи о парке.
Говорят дети:
- Первые поселения в этих местах относятся к 1500 году. В районе Нижнего
Суздальского озера у речки Старожиловка было местечко под названием Кабилуя. Там находилось поселение шведского помещика.
- После Северной войны Петр Первый подарил эти земли своей дочери Елизавете. А Елизавета Петровна в 1746 году подарила часть этих земель своему фавориту Петру Ивановичу Шувалову. Отсюда и название парка- Шуваловский. Он занимает 142 гектара!
- Но таким, каким мы видим его сейчас, он был не всегда. В 1820-х годах по воле Варвары Петровны Шуваловой проводят перепланировку парка, которая и сохранилась до наших дней.
- После смерти своего второго мужа французского графа Адольфа Полье, которого Варвара Петровна очень любила, она решила построить в парке храм, где могла бы молиться, а также склеп для упокоения праха супруга.
- Для этого она приглашает архитектора А.П.Брюллова, брата известного Карла Брюллова, котрый и создает удивительную по красоте церковь в неоготическом стиле во имя Святых апостолов Петра и Павла.
- Когда строят храм или церковь, им всегда дают название. Посмотрите внимательно: в городе нет похожих на нее!
- Церковь была построена и освящена в 1846 году, а в 1872 году в ней венчался знаменитый композитор Николай Римский- Корсаков.
- К сожалению, в 1935 году церковь была закрыта и превращена в клуб. А примерно 30 лет назад, в 1990 году началась ее реставрация и стали проходить богослужения.
- Вот такая необычная история у церкви в Шуваловском парке! Побывайте в ней! Она стоит на холме, а под ней находится грот, который тоже реставрируется.
- В 19112- 1915 годах в парке был построен дворец Дашковых, но революция круто поменяла жизнь в России, и хозяева так и не успели пожить в нем. А после Великой Отечественной войны, в 1947 году,в этом дворце расположился Научно- исследовательский институт, который действует в настоящее время.
- В юго- восточной части парка находится насыпной холм высотой в 61 метр, получивший название «Парнас». Этот холм был создан руками крепостных графа Шувалова в середине 18- го века. Название его связано с древнегреческой мифологией, где гора Парнас считалась местом обитания бога Аполлона и муз.
- С вершины холма, на котором была устроена специальная площадка со скамейками, был виден даже Финский залив. А в ясную погоду — купол Исаакиевского собора.
- У южного склона Парнаса в 18-м веке были вырыты два пруда. За свои очертания они получили названия «Шапка Наполеона» и «Рубашка Наполеона». Присмотритесь к ним внимательнее, и вы увидите, что они действительно похожи на шляпу императора и такую рубашку, какие носили в 18- веке французы.
- Есть в Шуваловском парке удивительное место- каменная скамья, на которой, по воспоминаниям современников, любили отдыхать и любоваться красотой нашей Выборгской стороны поэт Александр Блок и Николай Андреевич Римский- Корсаков.
- Эта скамья намертво вросла в землю на самой верхушке холма, и вид с нее, особенно в хорошую погоду — бесподобный! Возможно,именно здесь, на холме, под шум сосен рождались новые стихи и новая музыка...Не скамья, а настоящая творческая мастерская!
o Вот так она выглядела в начале 20-го века. (фото) слайд 43
o А вот так она выглядит в начале 21- го века...(фото) слайд 44
o И мы очень хотим, чтобы она снова радовала людей, чтобы можно было отдохнуть на ней, и, может, тоже почувствовать то вдохновение, которое испытывали те, кто, конечно, не мог пройти мимо нее: Блок, Римский- Корсаков, Чайковский, художник Шишкин... Мы написали письмо депутату нашего района с просьбой посодействовать восстановлению этой скамьи. собрали много подписей школьников, родителей и жителей нашего района. Мы очень надеемся, что скамья будет восстановлена слайд 45
Ученик читает стихотворение священника Спасо-Парголовской церкви Анатолия Трохина «Шуваловский парк» :
В старинном этом уголке,
Кусочке мирозданья,
Твоя рука в моей руке,
Как в первое свиданье.
Идем за сентябрем вослед,
Дорожки выбираем.
Погожий день, хозяев нет.
И мы тайком гуляем.
Понятен липам наш язык,
И хочется молиться.
Еще чуть- чуть, и Божий лик
На волнах отразится.
слайд 46 анонсирует тему следующей встречи
Это внеклассное мероприятие по краеведению можно использовать во внеурочной деятельности с целью осуществления практического применения знаний по истории своей «малой родины» в реальной жизни и воспитания учащихся достойными петербуржцами.
Коллективное творческое дело ориентировано на развитие у детей интереса к истории своего района, а также на воспитание у них бережного отношения к окружающему миру.
Дайте детям возможность проявить свои исследовательские и творческие возможности, поддерживайте и направляйте их желание осуществлять коллективный поиск, работать в группах, развивать навыки и умения по созданию презентаций. Нашим шестиклассникам помогали в создании презентации старшеклассники (9 класс)..
Каждую страницу устного журнала мы проводим в классах как внеклассное мероприятие, затем мы объединяем их в открытое внеклассное мероприятие для учащихся нашей и других параллелей.