Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Жемчужина Выборгского района - Шуваловский парк

Дата публикации: 2018-01-05 22:12:45
Статью разместил(а):
Логинова Людмила Аркадьевна

Жемчужина Выборгского района Санкт-Петербурга - Шуваловский парк

Автор: Логинова Людмила Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 558  Санкт-Петербурга

 

Формы и методы проведения внеклассного мероприятия:

*индивидуальные публичные выступления

*создание презентаций

*элементы концертной деятельности

Технологии:

*личностно-ориентированные

*технология сотрудничества

Цели и задачи:

-обучающая: обобщить материал о памятниках архитектуры , о природе и интересных людях Выборгского района;

-развивающие:: развить в детях коллективный поиск; развитие личностных и метапредметных умений; умение получать информацию из разных источников;

умение организовывать взаимосвязь своих знаний и практических действий; умение сотрудничать, работать в группе; умение использовать новые технологии информации и коммуникации;

-воспитательная: ориентация детей в социуме; формирование духовно-нравственной личности; осознание собственной гражданской позиции; любви к своей «малой родине».

                         Ход мероприятия:

Вступление: Слайды 1-15 презентации ( с музыкальным сопровождением)

Слайды 16- 23

Учитель:

- Здравствуйте! Сегодняшняя наша встреча посвящена нашей «малой родине»- Выборгскому району. Для каждого из нас он стал особенным местом в нашем городе. Большинство из вас здесь родились, здесь вы взрослеете и умнеете, здесь учитесь жить.

Согласитесь, что вы больше сможете рассказать о своих заграничных путешествиях, чем о том месте, где вы живете. Это потому, что мало знаете интересного и о родном городе, и о родном районе, А ведь именно с познания начинается любовь...

Пушкин — в нашем городе?! Да! Дуэль с Дантесом в нашем районе?! Да! Племянница Пушкина похоронена на нашем Шуваловском кладбище?! Да! Блок написал «Незнакомку» в Озерках?! Да! Мандельштам Бывал в здании станции «Шувалово»?! Да! Римский - Корсаков венчался в церкви нашего Шуваловского парка?! Да! Наша церковь не закрывалась во время блокады города?! Да!

И все становится близким: и такой далекий ХIХ - й век, и загадочный Серебряный век, и блокадные годы... Потому что это не где-то в далях дальних происходило, а вот тут, рядом...

 

Основная часть

   Слайды 24-25

1.      «С чего начинается Родина?...»

2.      «Мы размышляем»:

(Видеозапись размышлений ученицы о том, что такое родина.)

Слайды 26, 27 (вывод): «Родина — это РОДное...»

Слайд 28- эпиграф к теме (читает учитель):

Вселенский опыт говорит,

Что погибают царства

Не оттого, что тяжек быт

Или трудны мытарства.

А погибают оттого-

И тем больней, чем горше,

Что люди царства своего не уважают больше...

(Б. Окуджава)

·         Но для того, чтобы уважать или не уважать, это нужно ПОЗНАТЬ. И мы с вами познавали то, что окружает нас, познавали нашу «малую родину». Мы совершали экскурсии па нашему району, знакомились с литературой по истории нашего родного Выборгского района, готовили сообщения, проводили тематические фотоконкурсы и конкурсы рисунков. Сегодня мы подводим итоги нашей работы.

 

Слайд 30 :»Жемчужины Выборгского района»:

Шуваловский парк

Суздальские озера

Спасо-Парголовская церковь

 

Интересные люди рядом с нами:

1. Шуваловский парк

Слайды 31-42 демонстрируют знания ребят о Шуваловском парке: его истории, современной жизни, звучат стихи о парке.

Говорят дети:

- Первые поселения в этих местах относятся к 1500 году. В районе Нижнего

Суздальского озера у речки Старожиловка было местечко под названием Кабилуя. Там находилось поселение шведского помещика.

- После Северной войны Петр Первый подарил эти земли своей дочери Елизавете. А Елизавета Петровна в 1746 году подарила часть этих земель своему фавориту Петру Ивановичу Шувалову. Отсюда и название парка- Шуваловский. Он занимает 142 гектара!

- Но таким, каким мы видим его сейчас, он был не всегда. В 1820-х годах по воле Варвары Петровны Шуваловой проводят перепланировку парка, которая и сохранилась до наших дней.

- После смерти своего второго мужа французского графа Адольфа Полье, которого Варвара Петровна очень любила, она решила построить в парке храм, где могла бы молиться, а также склеп для упокоения праха супруга.

- Для этого она приглашает архитектора А.П.Брюллова, брата известного Карла Брюллова, котрый и создает удивительную по красоте церковь в неоготическом стиле во имя Святых апостолов Петра и Павла.

- Когда строят храм или церковь, им всегда дают название. Посмотрите внимательно: в городе нет похожих на нее!

- Церковь была построена и освящена в 1846 году, а в 1872 году в ней венчался знаменитый композитор Николай Римский- Корсаков.

- К сожалению, в 1935 году церковь была закрыта и превращена в клуб. А примерно 30 лет назад, в 1990 году началась ее реставрация и стали проходить богослужения.

- Вот такая необычная история у церкви в Шуваловском парке! Побывайте в ней! Она стоит на холме, а под ней находится грот, который тоже реставрируется.

- В 19112- 1915 годах в парке был построен дворец Дашковых, но революция круто поменяла жизнь в России, и хозяева так и не успели пожить в нем. А после Великой Отечественной войны, в 1947 году,в этом дворце расположился Научно- исследовательский институт, который действует в настоящее время.

- В юго- восточной части парка находится насыпной холм высотой в 61 метр, получивший название «Парнас». Этот холм был создан руками крепостных графа Шувалова в середине 18- го века. Название его связано с древнегреческой мифологией, где гора Парнас считалась местом обитания бога Аполлона и муз.

- С вершины холма, на котором была устроена специальная площадка со скамейками, был виден даже Финский залив. А в ясную погоду — купол Исаакиевского собора.

- У южного склона Парнаса в 18-м веке были вырыты два пруда. За свои очертания они получили названия «Шапка Наполеона» и «Рубашка Наполеона». Присмотритесь к ним внимательнее, и вы увидите, что они действительно похожи на шляпу императора и такую рубашку, какие носили в 18- веке французы.

- Есть в Шуваловском парке удивительное место- каменная скамья, на которой, по воспоминаниям современников, любили отдыхать и любоваться красотой нашей Выборгской стороны поэт Александр Блок и Николай Андреевич Римский- Корсаков.

- Эта скамья намертво вросла в землю на самой верхушке холма, и вид с нее, особенно в хорошую погоду — бесподобный! Возможно,именно здесь, на холме, под шум сосен рождались новые стихи и новая музыка...Не скамья, а настоящая творческая мастерская!

o        Вот так она выглядела в начале 20-го века. (фото) слайд 43

o        А вот так она выглядит в начале 21- го века...(фото) слайд 44

o        И мы очень хотим, чтобы она снова радовала людей, чтобы можно было отдохнуть на ней, и, может, тоже почувствовать то вдохновение, которое испытывали те, кто, конечно, не мог пройти мимо нее: Блок, Римский- Корсаков, Чайковский, художник Шишкин... Мы написали письмо депутату нашего района с просьбой посодействовать восстановлению этой скамьи. собрали много подписей школьников, родителей и жителей нашего района. Мы очень надеемся, что скамья будет восстановлена слайд 45

Ученик читает стихотворение священника Спасо-Парголовской церкви Анатолия Трохина «Шуваловский парк» :

В старинном этом уголке,

Кусочке мирозданья,

Твоя рука в моей руке,

Как в первое свиданье.

Идем за сентябрем вослед,

Дорожки выбираем.

Погожий день, хозяев нет.

И мы тайком гуляем.

Понятен липам наш язык,

И хочется молиться.

Еще чуть- чуть, и Божий лик

На волнах отразится.

слайд 46 анонсирует тему следующей встречи

Это внеклассное мероприятие по краеведению можно использовать во внеурочной деятельности с целью осуществления практического применения знаний по истории своей «малой родины» в реальной жизни и воспитания учащихся достойными петербуржцами.

Коллективное творческое дело ориентировано на развитие у детей интереса к истории своего района, а также на воспитание у них бережного отношения к окружающему миру.

Дайте детям возможность проявить свои исследовательские и творческие возможности, поддерживайте и направляйте их желание осуществлять коллективный поиск, работать в группах, развивать навыки и умения по созданию презентаций. Нашим шестиклассникам помогали в создании презентации старшеклассники (9 класс)..

Каждую страницу устного журнала мы проводим в классах как внеклассное мероприятие, затем мы объединяем их в открытое внеклассное мероприятие для учащихся нашей и других параллелей.

.  .  .