Исследовательский проект "Мой друг баян!"
Исследовательский проект
«Мой друг баян!»
Автор: Скирдина Елена Михайловна
преподаватель по классу баяна МАУ ДО ОДШИ
Содержание:
Введение
1.Почему, где и когда баян появился.
1.1. Что это за инструмент?
1.2.Становление баянной школы.
1.3.Преимущества баяна и современные разновидности инструмента.
2.Мой друг баян!
2.1. Моё отношение к инструменту.
2.2. Коллективное творчество.
2.3. Опрос на тему: «Считают ли мои ровесники баян самым популярным народным музыкальным инструментом и почему?»
2.4.Пропаганда баянной музыки среди сверстников.
3.Заключение.
Литература и интернет-ресурсы.
Приложение
Введение.
Все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр, свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с баяном – по широте, разнообразию возможностей, и по тому, как универсально он используется. Нет другого музыкального инструмента, который имел бы столь большую народную любовь, он и горе и в радости, он трепет русской души. Незаменим баян и в ансамбле с голосом, с другими инструментами. И эта область музыки богата шедеврами. Участник оркестра и любимый инструмент для домашнего музицирования, баян, больше других инструментов привлекает тех, кто хочет учиться музыке. Скоро баяну исполнится 150 лет и, в связи с этим у меня возникли вопросы:
Гипотеза I. А что если баян устарел, вышел из моды, стал не нужным? Т.к. в современном мире существует много электромузыкальных клавишных инструментов, компьютерных музыкальных программ, которые превосходят баян по некоторым качествам?
Гипотеза II. Может быть, нет на свете лучше инструмента, чем баян – это инструмент, который невозможно ничем заменить? Он уникален?
Цель моего исследования: выяснить, почему баян в народе считают популярным инструментом.
Задачи:
• Узнать, что было до баяна. Почему, где и когда он появился?
• Что это за инструмент.
• Узнать о современных разновидностях инструмента.
• Выявить преимущества баяна.
• Разобраться в своём отношении к баяну.
• Провести опрос среди друзей , учащихся школы искусств и выяснить : «Считают ли мои ровесники баян самым популярным народным музыкальным инструментом и почему?».
• Создать музыкальный альбом учащихся класса баяна Омутинской ДШИ «Юный музыкант», с целью пропаганды баянной музыки.
Я подумал, как и где мне найти нужную информацию?
1. Посмотреть в энциклопедиях, справочниках.
2. Поискать информацию в Интернете.
3. Спросить у преподавателя по баяну.
4. Попросить родителей разобраться в научных статьях, т.к. мне не всё понятно.
Почему, где и когда появился баян?
Баян назван в честь древнерусского певца-сказителя Бояна .
Белобородов Николай Иванович (1828-1912) Создатель первой русской хроматической гармоники в Туле в 1870 г. В XIX веке инструмент введен в обиход под названием БАЯН.
Гвоздев Павел Александрович (1905-1969) Первый советский баянист, выступивший с сольным концертом 22 мая 1935.
За рубежом первую ручную гармонику с полным хроматическим звукорядом сконструировал баварский мастер Мирвальд из города Зилетуе (Германия) в 1891 году.
Что это за инструмент?
Баян состоит из трёх частей — правого и левого полу корпусов с кнопочной клавиатурой, между которыми находится меховая камера. На правом корпусе крепятся плечевые ремни, на левом - ремень для левой руки. Звук в баяне возникает за счёт колебания язычков в проемах голосовой планки под воздействием воздушной струи из меховой камеры или в меховую камеру.
Баяны имеют трёх- или пятирядную правую клавиатуру. В пятирядной клавиатуре первые два ряда (от меха) являются вспомогательными, они дублируют ноты, располагающиеся в трёх других рядах. Диапазон концертного баяна — от ноты Ми большой октавы до Ля-диез четвёртой октавы (5 октав и 6 полутонов ).
Становление баянной школы.
Становление баяна как высокопрофессионального инструмента началось в 40-60х годах 20 века. Баян из простого, популярного в художественной самодеятельности инструмента, постепенно превратился в инструмент, обладающий всеми техническими и звуковыми возможностями, необходимыми для реализации самых сложных музыкально-художественных задач в исполнительстве. Огромную роль в становлении баяна, как сольного инструмента сыграли такие выдающиеся композиторы, как Н. Чайкин, Ю. Шишаков, В. Золотарев, А. Журбин, В. Зубицкий, Б.Тихонов…
В 1936 году была открыта первая кафедра народных инструментов в Киевской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. А в 60-е годы открывается кафедра баяна и аккордеона в Ленинградской, ныне - Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. В учебных заведениях появились высококвалифицированные педагоги на всех ступенях обучения, для исполнителей-баянистов, открылись широкие возможности для творчества. Начали свою концертную деятельность такие выдающиеся исполнители, как В. Галкин, Ю. Вострелов , Ф. Липс, В. Бесфамильнов и другие.
Преимущества баяна, современные разновидности инструмента.
Во второй половине 20 века баян встал в один ряд с таким инструментами, как фортепиано, скрипка. Произошла эволюция инструмента от более простого (с готовыми аккордами) к выборному. Выборная система многотембрового баяна «Юпитер» расширила полифонические возможности баяна. Баянисты стали смелее играть органные и клавирные классические сочинения. Постоянно увеличиваются его тембровые и регистровые возможности. Например, баян может с легкостью подражать органу, духовым, а также струнно-смычковым инструментам. На примере одного из самых известных классических произведений Антонио Вивальди - Четвёртого скрипичного концерта «Зима» из цикла «Времена года», слышно насколько похожи тремоло баяна и тремоло скрипки. А объем звучания впечатляет и заставляет думать, что звучит целый оркестр.
Нельзя не отметить потрясающей универсальности баяна, которой нашел себя не только в классике и народных обработках, но и в жанрах современной музыки, таких как мюзет, джаз.
Баян не только сольный, но и оркестровый инструмент. Появились оркестровые баяны, такие как – пикколо, альт, бас, тенор. Многотембровые баяны заменили деревянные и медные группы инструментов в оркестре. В настоящее время в нашей стране работают прекрасные ансамбли и оркестры. Среди них Оркестр Колледжа искусств Тюменского государственного института культуры "Баян-Каприччио" Руководитель: Заслуженный работник культуры РФ Хоменко Валерия Михайловна.
Моё отношение к инструменту.
В понятиях дружба, друг содержится доверие, забота, взаимные привязанности и общие интересы в игре и работе. Друг всегда выручит, поможет и поймет. Я занимаюсь на баяне третий год, и мне нравится, что мое изучение инструмента приносит мне новые знания и радость. Я люблю звучание баяна, как добрый друг он меня «понимает», с его помощью можно рассказать о своих чувствах, переживаниях. Особенности звучания баяна позволяют передать мое настроение и создать настроение у слушателя. Мне нравится, когда талантливый исполнитель – баянист передает художественный замысел композитора или «состояние души русского человека».
Занимаясь по классу баяна, я нашел новых друзей. Выступления на сцене делают меня и ребят собраннее, организованнее, воспитывают силу духа.
Третий год вместе с ребятами нашего класса баяна я играю в Инструментальном Ансамбле «Удальцы». Нам нравится дарить, разную по стилям, музыку слушателям.
Опрос: «Считают ли мои ровесники баян самым популярным народным музыкальным инструментом и почему?».
Вопросы:
• Любите ли вы слушать музыку, исполняемую на баяне?
• Назовите известных вам баянистов.
• Чем отличается гармонь от баяна?
• Что означает для вас понятие « Мой друг, баян»?
• Считаете ли вы баян современным и самым популярным музыкальным инструментом и почему?
• На первый вопрос: «Любите ли вы слушать музыку, исполняемую на баяне?». 8 человек ответили «да»; 4 человека ответили – «не всегда»;7 человек – «часто»;1 человек – «нет».
• На второй вопрос: «Назовите известных баянистов». 9 человек назвали дуэт « Баян Mix», 6 человек назвали Юрия Шишкина, 3 человека – Бориса Тихонова, Григория Ульянова, 2 человека назвали Евгения Дербенко.
• На третий вопрос: «Чем отличается гармонь от баяна?». 9 человек ответили – «формой», 6 человек – «звучанием», 4 человек – «размером» , 1 человек – затрудняюсь ответить.
• На четвёртый вопрос «Что означает для вас понятие « Мой друг, баян»? 10 человек ответили, потому, что « я с ним «общаюсь» почти
каждый день и мне нравится, что мое изучение инструмента приносит мне новые знания и радость»; 2 человека, потому, что «он передает мое настроение и создает настроение у других»; 5 человек – потому, что «баянная музыка передает трепетное состояние души «русского человека»; 2 человека (интересное наблюдение!) – «люблю звучание баяна»; 1 человек - затрудняюсь с ответом.
• На пятый вопрос «Считаете ли вы баян современным и самым популярным музыкальным инструментом?» все участники опроса единогласно ответили «да», потому, что оно «у него красивый звук», «он не занимает много места в квартире (комнате)», «много народной и написанной композиторами красивой музыки для баяна «, «все его знают и любят».
Подводя итоги опроса, я понял, что ребята имеют элементарные сведения о баяне и убедился, что мои ровесники считают баян самым популярным народным музыкальным инструментом и также как я, считают баян своим добрым другом.
Пропаганда баянной музыки среди сверстников.
Стихотворение В.Дорошенко « Мой друг, баян»
Мой друг баян, запой, как раньше
Меха пошире разверни.
Давно живёт знакомство наше…
А за разлуку извини.
Но я опять к тебе вернулся,
Тебя на руки нежно взял,
Кнопочек пальцами коснулся
И ты запел, и заиграл.
С разливом звуки полетели,
Всю, заполняя пустоту…
Мажор, минор в аккордах пели,
Душа тонула в красоту.
Баян дружище закадычный,
Ты без короны лекарь, царь…
Только с тобой мир не обычный
И для души во тьме фонарь.
Ты к настроенью путь осветишь,
От скуки слёзной уведёшь,
Хандру душевную излечишь
И силы новые вольёшь.
Моей судьбы, баян светило,
Лишиться духа не даёт,
С баяном людям жить счастливо,
Особо в час, когда поёт.
Музыкальный альбом учащихся класса баяна Омутинской ДШИ «Юный музыкант», с целью пропаганды баянной музыки. ( Приложение №3)
Заключение
Изучив строение, историю создания и становление баяна, я узнал много о знаменитостях прошлого и настоящего. Я получил новые знания, стал увереннее, ответственнее, сильнее. Мое изучение инструмента приносит мне радость, он передает мои чувства, мое настроение и создает настроение у других. Он помогает мне совершенствоваться. У нас взаимные привязанности и общие интересы.
Люблю звучание баяна, мой баян для меня добрый друг, я рад, что баян не устарел, не вышел из моды, что мои сверстники, как и много лет назад, баян считают народным, популярным инструментом.
Литература:
1.А. Басурманов .Справочник баяниста.—М.,Советский композитор.1986г.
2.Ю.Балучевский, В.Фомин .Краткий музыкальный словарь. – Л., «Музыка».1988г.
Приложение №2
Опрос учащихся для исследовательского проекта: « Мой друг, баян».
1. Любите ли вы слушать музыку, исполняемую на баяне?
a) Да,
b) не всегда,
c) часто,
d) нет.
2. Назовите известных вам баянистов.
__________________________________________________________________
3. Чем отличается гармонь от баяна?
a) Формой,
b) звучанием,
c) размером,
d) затрудняюсь ответить.
4. Что означает для вас понятие « Мой друг, баян»?
a) « Я с ним «общаюсь» почти каждый день и мне нравится, что мое изучение инструмента приносит мне новые знания и радость»,
b) « он передает мое настроение и создает настроение у других»,
c) «баянная музыка передает состояние души русского человека»,
d) «люблю звучание баяна»,
e) «затрудняюсь с ответом».
5. «Считаете ли вы баян современным и самым популярным музыкальным инструментом?»
a) «да», у него красивый звук",
b) «да», он не занимает много места в квартире (комнате)"
c) «да», много народной и написанной композиторами красивой музыки для баяна ",
d) «да», все его знают и любят".
e) « нет».
Приложение № 3
Заставка к слайду № 13
А.Вивальди «Зима», Исполняет Виктор Баринов.
А. Вивальди «Зима», исполняет «Виртуоз»
А. Вивальди «Зима», исполняет Квинтет « Русский тембр»
Приложение №4
Музыкальный альбом « Юный музыкант» Учащихся класса баяна Омутинской ДШИ.
Белов «Владимирский хоровод», Тихонов « Шутка». Исполняет дуэт баянистов в составе: Мартынов Сергей и Скирдина Е.М.
2. Инструментальный ансамбль "Удальцы". Е Дербенко. «Вечерний хоровод». И Руденко «Чижовская кадриль», переложение Е.Скирдиной.
2. Е. Дербенко "Вечерний хоровод". "Русский танец"- исполняет Инструментальный ансамбль "Удальцы".
3. А Тихончук « Полька» Исполняет Стёпин Илья.
4. Б. Самойленко «Упрямая секунда» исполняет Осинцев Андрей
5. Новиков « Смуглянка» , исполняет дуэт баянистов в составе: Мартынов Сергей и Конак Михаил.
6. Чайкин "Лирический танец". Р н п "Тонкая рябина"- исполняет Донченко Никита
7. А.Доренский "Веселое настроение". Исполняет Осинцев Андрей
8. И Шишкин "Ночь светла". Исполняет Стёпин Илья
9. О. Хромушин " Мартышка и очки". Исполняет дуэт баянистов в составе: Пинигин Дмитрий, Игнатов Евгений.
10. Г. Пономаренко "Ивушка". Ю. Щекотов " Омская полечка". Дуэт баянистов в составе: Мартынов Сергей ,Конак Михаил .
11. А.Куклин" Волшебный фаэтон",Е.Дербенко "Шутка". Исполняет Конак Михаил.