Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.03.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ mater   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам традиционной культуры народа коми - Утка олӧмпас

Дата публикации: 2017-12-21 14:28:58
Статью разместил(а):
Мелешева Наталия Витальевна

Проект учебно-прикладного творчества

"Изделия декоративно-прикладного искусства по мотивам традиционной культуры народа коми "Утка олӧмпас"

Автор: Мелешева Наталия Витальевна

преподаватель ГПОУ РК Колледж Культуры, г.Сыктывкар

 

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы тесно связаны с духовной культурой. Оно формирует среду, в которой протекает жизнь людей, сопровождая важные их события.  

Социокультурные традиции – одно из важнейших условий формирования современного общества. Выход из сложившейся ситуации мы видим в их сохранение и развитие, которые смогут объединить общество для решения культурно-нравственных задач, и будут способствовать просветительской деятельности среди населения Республики Коми в сфере культуры и искусства.

Актуальность рассматривается во взаимосвязи различных видов декоративно-прикладного искусства в единой композиции. Проект способствует воспитанию уважения, интереса к декоративно-прикладному искусству.

Цель учебно-творческого проекта – способствование сохранению и перспективе развития традиционного декоративно-прикладного искусства в РК.

Создание художественных изделий по мотивам традиционной культуры народа коми с утилитарной и художественной функцией с практическим употреблением в повседневной жизни является средством для решения данной цели.

Народное декоративно-прикладное искусство коми в прошлом было разнообразным: резьба по дереву, обработка металлов, ювелирное дело, узорное вязание, ткачество, разнообразные виды плетения из бересты, корня, соломы и прочее. Практически всю бытовую обстановку коми народ даже в начале XX в. создавали своими руками. Некоторые образцы декоративно-прикладного искусства коми народа сохранились до наших дней в национальном музее Республики Коми, Российском этнографическом музее.

В традиционном искусстве концентрируются мировоззренческие образы народа. Изучение данных образов позволяет глубже понять самобытную культуру коми народа.

Наиболее распространенными в декоративно-прикладном искусстве коми народа были изображение уток.

Образы утки, лебедя, гагары широко представлены в космогонических мифах финно-угорских народов, где они выступают в роли творцов мироздания.

Образ утки нашел свое выражение не только в мифологических текстах, но и в предметах материальной культуры коми народа, в уникальных образцах декоративно-прикладного искусства.  Почти в каждом доме можно было встретить деревянную солонку в форме утки. Такими резными солонками в семье очень дорожили, т.к. они обычно переходили из поколения в поколение.

Учебно-творческий проект «Утка олӧмпас» представлен композицией из резных, расписных и плетеной утиц объеденных бранным полотенцем и поясом, где образ утки представляет собой образ путеводительницы, полотенце, пояс – образ дороги, пути.

Образ Утки мы представляем, как образ путеводительницы человека в его жизни.

При выполнении проекта в материале были проведены следующие технологические этапы:

Технология изготовления резной утки начинается с эскизных вариантов на основе изучения аналогов. После завершения эскизирования и моделирования приступаем к выбору древесины. (Из местной древесины замечательно подойдёт берёза, черёмуха, рябина). Работа над утицей начинается с обработки дерева под брусок на который наносится рисунок, по которому топориком или большой стамеской скалываются лишние куски дерева. Затем идёт грубая обработка внешних и внутренних форм утицы. Рубить и резать обязательно надо по волокнам дерева, иначе не избежать сколов. Углубление делают полукруглыми стамесками, клюкарзами и ложечными резаками. После идет чистовая обработка. Завершающий этап работы-морение и вощение изделия. Многое  зависит от правильно  выбранного оттенка и цвета морилки, чтобы выявить красивую фактуру дерева, из которого сделана утица. Вощение придаёт благородный матовый оттенок и защищает изделие от внешних неблагоприятных явлений.

Технологический процесс росписи утицы разделяется на несколько этапов: 1 этап эскизирование, 2 этап -подготовка изделие к росписи который заключается в шпаклевание, грунтование (олифой с добавлением небольшого количества художественной масляной краски), далее идет 3 этап -покрытие фоном,  4 этап - роспись изделия верхневычегодской росписью, 5 этап – сушка и лакирование.

Технология изготовления плетенного изделия из лозы «Утица» начинается с подготовка материала (сбор, варка, очистка и замачивание прутьев ивы),  2 этап - плетение дна изделия из крестовины и прутьев, 3 этап -  плетение боковых стенок послойным плетением, далее выполняется кромка «загибкой в 4 прута», завершающая края утицы, затем идет 4 этап - плетение хвоста и головы утицы. И в завершение (обрезка лишних концов прутьев) и сушка готовой утицы.

Технология изготовления бранного полотенца и пояса (ткачество) заключается в процессе тканья на ткацком станке (полотенца) и на бердечке (пояса), где продольные нити называются основой, поперечные нити называются утком. Основной принцип работы на берде заключается в формировании зева, в образовавшийся зев прокладывается челнок с уточной нитью. Такое переплетение называется «полотняным». Орнамент образуется при помощи специальной доски «бральницы». Он разделяет нити основы и образует зев, в который пропускается цветной уток, создающий узор.

Композиционное завершение проекта в виде экспозиции, где  утицы, полотенце с поясом компонуются на подиуме в единую композицию.

Таким образом выполнив все технологические этапы изготовления изделий по видам, собрав в единую композицию, авторы решают поставленные задачи.

При поиске композиционного и технологического решения проекта использовались материалы и работы студентов колледжа культуры специальность ДПИ и НП, в которых наиболее наглядно представлено ДПИ, так именно здесь происходит профессиональное становление мастера, который несет в себе национальное сокровище народа – это его традиции.

Таким образом творческий проект «Утка олӧмпас» соединил в себе творческие и исследовательские задачи. В данном проекте идет попытка соединения основных четырех видов ремесла в единую композицию, которая несет в себе несколько функций: первая – это эстетическая, вторая – утилитарная и третья – обучающая и т.д.

Результатом проекта является развитие интереса и популяризация изделий ДПИ в современном-социокультурном пространстве и формирования мировоззрения молодого поколения, основанного на народной культуре РК. А так же применение технологии изготовления изделий ДПИ на основе традиционной культуры народа коми в школах и кружках на занятиях  ИЗО и ДПИ.

Закрепление и сохранение традиций народного творчества региона, при помощи развития профессиональных умений и навыков студентов, с осмыслением проблем сохранения и развития культуры народа – все это способствует интеграции культуры и образования, формированию способности к активной деятельности и созданию ценного конечного прикладного продукта.

Если молодое поколение будет знать и сумеет сохранить народные промыслы и ремесла именно своего этноса, возрастет уважение к своей традиционной культуре и любовь к своему народу. Таким образом, возможно, не только сохранить, но и развивать культуру родного края. А это значит, что декоративно-прикладное искусство и народные промыслы продолжают жить и совершенствоваться. Национальное искусство имеет глубокие корни и ни когда не потеряет связи с жизнью. Традиционные ремесла и промыслы останутся современными во все времена.

.  .  .