Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы «Школа проектирования»

Дата публикации: 2017-12-19 18:11:03
Статью разместил(а):
Лоснякова Ольга Владимировна

Опыт реализации дополнительной общеобразовательной программы

«Школа проектирования»,

реализуемой в сетевой форме

Автор: Лоснякова Ольга Владимировна

заместитель директора по УВР

МБОУ ДО «Саянский районный Центр детского творчества»

Красноярский край 

            Развитие общественной инициативы и гражданской компетентности у подростков через вовлечение их в проектно-организованные социальные практики стало основной целью программы. Образовательная программа «Школа проектирования» направлена на достижение метапредметных и личностных результатов ФГОС ОО.  В ходе реализации программы у обучающихся формируются ключевые компетентности, которые призваны обеспечить успешную жизнедеятельность их в социуме: проектная, коммуникативная, креативная, компетентность самоорганизации и соорганизации, культура презентации.

         Основным координатором программы является управленческо-педагогическая команда Центра детского творчества в сотрудничестве с общеобразовательными учреждениями района.

         Организационно-управленческая модель программы выстроена на основе распределения этапов между партнерами для формирования результатов. Этап освоения знаний необходимых для достижения результата обеспечила команда Центра детского творчества. Этап формирования и применения результата – команда общеобразовательных учреждений. Этап оценки – обеспечил Центр совместно со школами.

         Взаимодействие управленческо-педагогической команды на подготовительном этапе было выстроено в формате переговорной площадки. Результатом этой работы стала утвержденная образовательная программа, договора о сетевой форме реализации программы, затем в организациях-партнерах были изданы локальные нормативные акты: об утверждении графика реализации ДООП, о назначении педагогов ответственных за реализацию программы, о зачете образовательных результатов обучающихся.

На основании договоров о сетевой форме реализации программы образовательные учреждения, включенные в реализацию программы, обеспечили необходимые ресурсы по программе: специалистов, помещения, оборудование, транспорт, учебно-методическую литературу, электронные образовательные ресурсы и др.

На этапе – реализации программы, за время стартового модуля обучающиеся получили теоретические знания по основам проектной деятельности и разработали актуальные проектные идеи. Для успешного освоения тем программы педагогами составлена рабочая тетрадь с практическими заданиями и теоретическими материалами по социальному проектированию в технологии «Гражданин». Все материалы в тетради структурированы и систематизированы согласно тем программы. При проведении занятий педагоги применяли технологии критического мышления, проектной деятельности, кейс - технологии, способствующие формированию у школьников личностных и метапредметных результатов.  

Между первым и вторым модулем участники оформили свои идеи в проекты и реализовали в своих территориях под руководством педагогов школ. Разработка и реализация краткосрочных социальных проектов для решения социальных проблем муниципалитета была построена на материале социальной ситуации конкретного населенного пункта. Со стороны Центра детского творчества оказывалась консультационная помощь посредством электронной почты, телефона, очных встреч.

Во время второго (итогового) модуля участники программы проанализировали реализованные проекты, приняли участие в конкурсе, и получили общественную оценку внешних экспертов. Конкурс проектов выступал в качестве инструмента событийного мониторинга образовательных результатов по программе.   

На каждом этапе реализации программы проводился мониторинг формирования результатов, который включал в себя: анкетирование, самоанализ и анализ деятельности, подготовку отчетных документов, решение кейсов с ситуационными заданиями.

Уровень формирования ключевых компетентностей: проектной, самоорганизации и соорганизации, коммуникативной, креативной и культуры презентации устанавливался посредством ведения личного рейтинга участников на всех этапах реализации программы по определенным критериям. Вели рейтинг школьные учителя. Командный рейтинг участников составлялся на каждом этапе работы над проектом на основании отчетов в установленные программой сроки. Вели командный рейтинг педагоги дополнительного образования. И, конечно же, на итоговом мероприятии - конкурсе социальных проектов согласно оценочным листам экспертов.

Оценка по предмету сложилась из результатов личного рейтинга, который вел тьютор команды в течение всего этапа работы над проектом в период I модуля и межмодульный период, и оценки учителей обществознания, которые присутствовали на защите проектов во время реализации II модуля программы. Кроме того, портфолио, обучающихся пополнилось победами в различных конкурсах. Обучающиеся успешно освоившие программу получили подтверждающие документы.

За два года  реализации программы были разработаны, полностью или частично реализованы 12 социальных проектов.

         Проект «Городок детства» и «Русский стиль» стали победителями муниципального конкурса молодежных проектов «Территория 2020» и получили финансирование на реализацию проектов. Команда проекта «Весёлая перемена» стала участником всероссийского конкурса «Эффект команды». Девять проектов стали победителями в разных номинациях муниципального этапа краевого конкурса социальных инициатив «Мой край – мое дело».  Приглашены на очный финал конкурса в г.Красноярск 6 школьных команд проектов «Городок детства», «Автобусный павильон не роскошь, а необходимость», «Весёлая перемена», «Школа безопасности», «Остановка» и «Лучик надежды». Из них 4 проекта в числе победителей краевого конкурса. Три проектные команды стали участниками Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Планируемый результат реализации программы «Школа проектирования» превзошел все ожидания: обучающиеся получили знания по организации проектной деятельности и опыт публичной защиты проектов, освоили способы взаимодействия с партнерами и общественностью, креативно подходили к решению социальных проблем. Уровень формирования при этом ключевых компетентностей: проектной, самоорганизации и соорганизации, коммуникативной, креативной и культуры презентации устанавливался посредством ведения личного и командного рейтинга участников, согласно разработанных критериев оценки. Ведение рейтинга позволило выявить не только команды – победители, но и победителей в личном зачете.

Отзывы участников программы, администрации образовательных учреждений и многих других заинтересованных лиц, позволяют сделать вывод, что в Саянском районе положено начало работе по сетевому взаимодействию. Интеграция образовательных учреждений будет, без сомнения, продолжена.

Победа в краевом конкурсе дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых в сетевой форме, позволила апробировать на территории Саянского района совместное планирование деятельности ОУ и УДО, систему зачетов в ОУ достижений обучающихся в УДО, разработку нормативного обеспечения сетевого взаимодействия и инструментов оценки образовательных результатов.

.  .  .