Публикации педагогических материалов:
текстовые статьи и презентации
  • lu_res@mail.ru
  • Следующее обновление сборников с № ISBN 05.05.2024г.

Регистрационный номер СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 69099 от 14.03.2017г.  Смотреть

Идентификатор Издательства в Российской книжной палате: 9908210  Смотреть

     
kn publ express   kn publ isbn
     
     
kn publ ob   kn publ master
     

Технологии развития творческого потенциала учащихся

Дата публикации: 2017-12-02 12:45:46
Статью разместил(а):
Балина Ирина Вениаминовна

Технологии развития творческого потенциала учащихся 

Автор: Балина Ирина Вениаминовна

педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

 

Введение

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития.

Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство.

В последние годы система дополнительного образования оказалась в  новых  условиях: существенное сокращение финансирования и материально-технического обеспечения социальной сферы, сильно изменившиеся потребности населения в получении дополнительных образовательных услуг, задачи, стоящие перед развивающимся обществом, возникающие в связи с этим новые педагогические идеи и технологии, необходимость поддержки высокого рейтинга среди других образовательных учреждений [1].

1.     Технологии развития творческого потенциала

Способности - это индивидуально-психологические особенности   личности,   являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие   различия   в   динамике   овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками [2]. 

Способности (в житейском смысле) - это особенности личности, в результате которых одно дело у человека получается лучше другого ("У него способности к музыке, а не к математике"). Научный взгляд рассматривает способности, как индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Синоним - дар, выдающиеся способности. Другое, более общее значение слова способность - осознанная возможность осуществить некоторое интеллектуальное или физическое действие.

Особые, выдающиеся способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения [2].

Выделяют следующие виды способностей:

1.  учебные и творческие;

2.  умственные и специальные;

3.  математические;

4.  конструктивно-технические;

5.  музыкальные;

6.   литературные;

7.   художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности [2].

Необходимым условием организации образования как творческой деятельности, направленной на развитие творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в учреждениях.

Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы:

·           принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!);

·           принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей;

·           принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы;

·           принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире;

·           принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» (П.П. Блонский). Ориентировочной основой различных видов познавательной практико-преобразующей деятельности для школьника являются приобретаемые им знания. Личность формируется не только как знающая, но и как созидающая;

·           принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к достижению цели, контролировать и корректировать ход деятельности;

·           креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее учебных и внеучебных задач.

Известно, что психологическими механизмами любой деятельности, требующей творческого подхода, являются:

·           ассоциации, то есть активизация прежних знаний, усвоенных в прошлом опыте;

·           анаксиоматизация, то есть отбрасывание каких-либо несущественных признаков для достижения решения. Поэтому способами организации учебно-познавательной деятельности, стимулирующими развитие творческого потенциала личности через реализацию ассоциации и анаксиоматизации выступают следующие эвристики: прием завышения оценки удачного способа решения задачи, брейнсторминг («мозговой штурм»), проблемно-диалоговое, индивидуализированное обучение, прием «остранения» (выявление странного, необычного в ранее общепринятом и понятном).

В педагогике под творчеством понимают решение проблемы в условиях, когда алгоритмы решения субъекту не известны. Творчество не возможно без вдохновения, эмоционального подъема, которые стимулируют этот процесс. Творчество раздвигает границы возможностей человеческого развития, способствует все более богатому и глубокому проявлению индивидуальности.

Развитию творческих способностей содействуют эвристические методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанных с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и самоуправления личности в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более высоким уровнем развития).

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. Методика использования данного метода такова:

1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, психологически совместимых);

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, формулировка задачи;

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;

5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.

6 этап – окончательный выбор идей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей требует соблюдения следующих педагогических принципов: сотворчества, доверия творческим силам и способностям учащихся; оптимальное сочетание интуитивного и логического.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или для систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы – дополнительный стимул для формирования новой стратегии и тактики решения творческой задачи. Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко используют их в своей практической деятельности. Приведем в качестве примера варианты эвристических вопросов.

1. Для осмысления предложенной задачи, надо поставить перед собой вопросы: что известно? Что дано? В чем состоит условие?

2. Для осуществления поиска решения задачи: как найти связь между данными задачи и неизвестным? Известна ли вам похожая задача? Можно ли ею воспользоваться? Можно ли воспользоваться методом ее решения? Можно ли сформулировать задачу иначе? Можно ли найти более доступную задачу? Более общую? Более частную? Аналогичную? Что полезное можно извлечь из данных? Все ли данные уже использованы?

3. При осуществлении плана решения контролируйте каждый свой шаг: правильно ли вы поступили? Обосновывайте, что ваши шаги правильные.

4. Контроль и самоконтроль полученного решения: нельзя ли проверить результат? Как проверить ход решения? Как и где можно использовать полученный результат? Можно ли решить задачу, обратную данной?

Достоинства метода эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.

Метод аналогий – важный эвристический метод решения творческих задач. Процесс применения аналогии является как бы промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д. Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты дает такой прием, какгиперболизация (значительное увеличение чего-либо).

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять поэтапно.

Эффективным направлением учебно-творческой деятельности учащихся являются деловые и ролевые игры.

Деловая игра – это система ролевых функций и установок для моделирования и исследования возможных взаимоотношений, характерных для определенной профессиональной деятельности. Достоинством деловых игр является включенность учащихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В деловых играх формируется особый мир отношений, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это – отношения конструктивного сотрудничества, созидания и взаиморазвития личности каждого участника. Деловая игра способствует тому, что учащийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для соучеников и преподавателя.

Моделирование и проигрывание различных ситуаций и ролей, отражающих сложность жизни, вариативность решения возникших проблем позволяет играющим осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации, способствует развитию рефлексивных способностей, формируют умение решать возникающие задачи с учетом своей индивидуальности. Технология деловой и ролевой игр – это конкретная «технология» проблемного обучения.

Алгоритм проведения деловой или ролевой игр может быть следующим: подготовка к игре ответственных за ее проведение, выделение ведущей идеи игры, построение имитационной модели; «ввод в игру» (распределение ролей, создание доброжелательной атмосферы, постановка задач, знакомство с правилами и ролями); процесс игры (разрешение проблемы, проверка решения, оценка полученных результатов); подведение итогов игры (создание целостного представления о путях решения рассматриваемой проблемы, реализация творческих подходов и проявление мастерства).

Важным направлением в развитии творческого потенциала учащихся является обучение умениям решать задачи, через которые формируется способность анализировать, оценивать действия и поступки, осуществлять рефлексию собственной деятельности, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

Одним из обязательных условий развития творческого потенциала учащихся является достаточно высокая степень проблемности предлагаемых им задач. Проблемность задач и уровень познавательной самостоятельности важно увеличивать так, чтобы не вызвать эффект непосильности как субъективной характеристики. При высокой проблемности учебно-познавательной задачи большое внимание должно уделяться различным эвристикам: подсказке, дополнительным вопросам и др. В этой связи целесообразным выступает разработка учащимися задач, в процессе которой они упражняются в умениях ориентироваться в обстановке, выбирать из многих вариантов самый рациональный, проигрывать его в своем воображении, моделировать ход решения, предусматривать последствия принятого решения. Учащийся учится правильно осуществлять диагностику создавшейся ситуации, которая включает в себя: анализ задачи или ситуации, выяснение причин возникновения, условий и характера развития, постановку целей и поиск путей решения задачи, определение целесообразных путей выхода из создавшейся ситуации.

Процесс решения учебных задач, кроме интеллектуальной и практической готовности, включает в себя эмоциональный компонент. Связь эмоций и мышления в процессе решения творческих задач исследована О.К. Тихомировым. Им введено понятие «эмоциональное решение задачи», которое означает состояние человека до того, как он сформулирует словесно принцип и ход решения задачи. Это один из важнейших факторов, оказывающих влияние на развитие творческой направленности учащихся. Положительные эмоции, чувство удовлетворения, вера в себя – это те стимулы, благодаря которым возникает желание творить.

Чтобы создать положительный эмоциональный настрой, правомерно использование примеров из художественной и научной литературы, шутки, загадки, головоломки, аналогии, интересных фактов, игр, опоры на опыт выдающихся личностей.

Эмоциональную готовность к решению учебных задач возможно создать при использовании на занятиях: фрагментов конкурсов, соревнований, блиц-турниров. Стимулируют поиск нестандартных решений номинации, которые присваиваются учащимся: самое оригинальное решение, самый лаконичный ответ, самое логичное решение, самое хитроумное решение, виртуальное решение, решение-мечта, самое практичное решение и т.д.

Эмоциональная готовность к творческому решению учебно-познавательных задач начинается с постановки цели предстоящей деятельности.

Весь внешний облик учащегося, экспрессивность его речи, уместная энергичность, спокойный и одновременно настойчивый взгляд в сочетании с четкостью поступков и риторики, их логичностью и проникновенностью – все это и многое другое свидетельствует о динамичности личностного роста учащихся.

Одним из методов включения учащихся в диалоговое взаимодействие является «метод трансформации когнитивного содержания в эмоциональное» состояние познающего субъекта. Учащимся предлагается (после прочитанной лекции, практического занятия, урока) ответить на вопросы типа: какие чувства вы испытали во время лекции (урока)? Как менялись ваши чувства по ходу занятия? Какое положение лекции (урока) вызывает у вас наибольшее приятие (неприятие)? Как вы это почувствовали?

Уважение, приятие эмоциональных состояний учащихся, их поддержка демонстрируют признание за каждым из них права испытывать именно эти чувства, их эмоциональные реакции принимаются как адекватные данной ситуации, данному содержанию. Интерес к эмоциям, чувствам, эмоциональным состояниям учащихся на занятиях формируют у них представление о сущности учебно-познавательной деятельности как средства развития личности. А сущность развития проявляется в смене эмоций, чувств, знаний, умений, мотивов.

Самоанализ эмоциональных состояний описывается как рефлексивная практика личности, а рефлексивные способности – как системообразующий компонент личностного роста.

Успешное развитие творческого потенциала учащихся невозможно без обогащения их рефлексивного опыта. Поэтому овладение рефлексивными технологиями в учебно-познавательной деятельности учащихся должно занимать важное место.

Являясь механизмом снятия проблемы, конфликта, рефлексия может быть рассмотрена как культуросозидающая способность личности.

Поскольку рефлексия собственных действий является незаменимым компонентом творческой деятельности и условием ее эффективного осуществления, то развитие рефлексивных способностей учащихся также составляет задачу каждого занятия. Интеллектуальная рефлексия включает осознание и оценку своих действий, составляющих сущность его интеллектуальной деятельности: объем знаний, характер их систематизации, способы применения в различных областях.

Показателями развития рефлексивных способностей являются следующие показатели: 1) уяснение для себя содержания материала, представленного в виде текста (схемы, рисунка); 2) владение приемами отработки изучаемого содержания (пересказ своими словами, понимание логики изложения, выделение ключевых понятий усвоенного материала); 3) владение приемами систематизации (составление обзоров, резюме, аннотаций, схем, таблиц, карточек, папок); 4) умение осуществлять логическую квалификацию текста (вычленять факты, теоретические постулаты, объяснительные принципы, выдвигаемые следствия); 5) умение составить систему проверочных заданий для определения уровня усвоения.

Учащиеся по-разному усваивают учебную и научную информацию и способы оперирования ею: одни – правильно и достаточно быстро овладевают теоретическими положениями и умело применяют их на практике; другие – понимают, но не умеют применить в конкретной ситуации; третьи – с трудом усваивают учебный материал и не всегда понимают его. Эти различия важно учитывать при организации занятий.

Знания могут быть предъявлены на нескольких уровнях: І – ученический (учащийся воспроизводит усвоенный материал с опорой на конспект или учебник); ІІ – типовой (учащийся воспроизводит содержание без подсказки, но по заданному образцу); ІІІ – эвристический (учащийся может не только воспроизводить материал, но и дополнить его, применить знание в новых ситуациях); ІV – творческий (учащийся владеет приемами проверки глубины, гибкости своих знаний, отчетливо рефлексирует каждое из интеллектуальных действий, способен применить знания в незнакомых ситуациях, самостоятельно сформулировать проблемы).

Общей и личностно значимой для всех учащихся сферой деятельности является обогащение их эмоционального опыта, расширение коммуникативного репертуара, эмоциональной культуры как поведенческой раскованности, грациозности. Дж. Локк подчеркивал: «Грация – это полное соответствие внешнего поведения, манер, привычек, поступков естественным свойствам души, внутренним качествам характера. Грация является проявлением свободы и естественности в поведении человека, сделавшего нормы и правила поведения своей внутренней культурой».

Учебные занятия могут рассматриваться как «гимнастический зал» для обогащения опыта поведения учащихся, адекватного выражения их индивидуальности.

Эмоциональные состояния рассматривают как механизм развития творческого потенциала личности.

Развитие эмоциональных способностей осуществляется в субъект-субъектном взаимодействии. Внешними признаками осознания и проявления индивидуальности личности является ее способность назвать свои эмоциональные состояния, осознать их как правомерные в данной ситуации, поддерживать как адекватные ей. Коммуникативное творчество всегда проявляется как адресованное другому. Поэтому субъект-субъектные отношения на занятиях важно направлять как на выявление собственных эмоциональных состояний, так и на поддержку индивидуальности другого. Логика управления развитием творческой направленности учащихся выстраивается от безоценочного принятия эмоциональных состояний учащихся к поддержке их эмоциональных реакций, а затем – к помогающим отношениям.

Безоценочное принятие эмоционального состояния переживаемых чувств учащихся подчеркивает их реальную возможность различными способами прийти к решению поставленной задачи. Позиция преподавателя в данной ситуации заключается в представлении учащимся образцов разнообразных средств самовыражения.

Так, на занятиях по педагогике, работая над темой «Умственное воспитание», учащиеся могут быть включены в рефлексию своих эмоциональных состояний при помощи вопросов – заданий типа: расскажите, что вы чувствовали во время занятия? По его ходу? Что нового узнали? Чему научились? Что услышали впервые? Оцените по пятибалльной шкале степень своей активности на занятии.

Учащиеся называют самые разные, подчас прямо противоположные чувства («удовлетворение», «интерес, что дальше будет», «раздражение», «удивление», «обычное состояние перед изучением нового» и т.п.). Педагог принимает эмоциональные состояния каждого, не комментируя их, не оценивая как правильные и неправильные. Принимая эмоциональные состояния, реакции учащихся на осваиваемую информацию или методы работы с нею, педагог тем самым создает психологическую обстановку признания за каждым из них права испытывать именно те чувства, которые они сами называют, что стимулирует осознание собственных эмоций.

Существенным моментом осознания учащимися своих эмоциональных реакций и состояний является их поддержка, то есть не только принятие в безоценочной манере, но и признание их соответствующими данной ситуации.

Рефлексия собственных эмоциональных состояний должна стать компонентом каждого практического занятия. Сам факт трансформации усваиваемой информации в эмоциональное переживание познающей личности приобретает смыслообразующий статус в учебно-познавательной деятельности. На таких занятиях им открывался принципиально новый опыт познания, в котором особую значимость имеет проявление собственных чувств, собственной индивидуальности.

Традиционно внимание педагогов сосредоточено на интеллектуальном развитии учащихся. Но именно эмоциональное развитие личности раскрепощает ее интеллектуальные возможности, стимулирует развитие творческих способностей. Систематическое обращение к собственным эмоциональным переживаниям и их подтверждение дает человеку ощущение своей «правильности», собственной адекватности.

Обогащение рефлексивной практики учащихся обеспечивается введением в содержание занятий различных рефлексивных технологий: «Рефлексивный круг», «Ключевое слово» и др.

Рефлексивная игра «Ключевое слово» требует назвать одно слово, которое в наибольшей мере ассоциирует у них с изучаемой темой.

Среди эмоциональных характеристик интеллекта творческой личности, наряду со способностью распознавать собственные эмоции, владеть ими, выделяют способность распознавать эмоции других людей. Развитию такой способности содействует установка занятий на формирование умений понимать и принимать другого человека, обеспечить ему приятие и поддержку.

Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия и требования с последующим преобразованием структурных компонентов в процессе решения – таков психолого-педагогический подход к составлению заданий, которые представляют известную трудность для учащихся и требуют от них творческого подхода. Творческое мышление наиболее активно развивается в задачах нетрадиционных и значимых для практической деятельности.

Познавательная деятельность учащихся при решении задач творческого характера включает две стадии: первую, где они обосновывают идею, принцип или пути решения задачи; вторую, где анализируют схему или идею, чтобы убедить в ее правильности. При этом возможно возникновение так называемого познавательно-психологического «барьера», связанного с инертностью знания. У некоторых учащихся, признаваемых педагогами как «сильные», прочные знания имеют статичный характер; в то же время у более слабых их поверхностные (неглубокие) знания могут быть динамичными (подвижными), позволяющими превзойти своих сильных соучеников по оригинальности мысли и творческому подходу к решению выдвинутых задач.

Таким образом, развитие творческого потенциала и нестандартного мышления обучающихся в учебном процессе может эффективно осуществляться, если учебно-познавательная деятельность учащихся осуществляется эвристическими, проблемными, исследовательскими, игровыми методами и приемами. При этом важным представляется дать учащимся возможность проявить себя, показать свою эрудицию, творчески подходить к решению поставленных задач. На занятиях немаловажную роль играет переключение внимания учащихся на собственную личность, на познание самого себя, на определение тех качеств, которые будут помогать или тормозить процесс личностного самосовершенствования. Большинству учащихся следует интенсивно работать над формированием у себя таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, направленность на достижение цели, потребность повышения компетентности.

Полученный опыт учебно-творческой деятельности поможет личности решать жизненные и профессиональные задачи, предвидеть и предупреждать неудачи и ошибки, тем самым обеспечит эффективность любого вида деятельности.

2.     Особенности технологий развития творческого потенциала в Центре «Созвездие»

Калужская область - это земля богатого прошлого, процветающего настоящего и перспективного будущего, родина космонавтики и первой в мире атомной электростанции, это земля машиностроителей, приборостроителей, химиков и учёных, поэтов, писателей и художников, мастеров высоких урожаев, животноводства и механизации сельского хозяйства.

            Калужская область – прекрасное место для творчества, иначе у нее не было бы такой богатой культуры. Не случайно основным направлением деятельности Центра «Созвездие» стало развитие творчества детей и юношества. Миссия Центра: воспитание личности через мотивацию к познанию, творчеству, труду и приобщению к ценностям и традициям культуры родного края. Одной из задач Центра является развитие способностей учащихся.

            Образование должно быть таким, чтобы расширять «возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся»[1]. На сегодняшний день дополнительное образование детей способствует решению ключевых задач социально-экономического развития города и региона.

         Ведущим  учреждением дополнительного образования в  городе Калуги является МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие». Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги впервые открыл свои двери в мае 1975 года как городской Дом пионеров. Сегодня – это крупнейшее многопрофильное образовательное учреждение в системе дополнительного образования детей города, в котором представлены практически все виды творческой деятельности для детей и подростков.

         ЦРТДиЮ «Созвездие» - учреждение с гибкой организационной структурой,  работа которого направлена на обеспечение собственного образовательного процесса, исходя из запросов социального окружения и его статуса. В структуре Центра заложен механизм, который обеспечивает работу структурных подразделений и координирует реализацию их программ в едином образовательном пространстве.  

         Центр «Созвездие» – это многопрофильное образовательное учреждение дополнительного образования, в котором представлены практически все виды творческой деятельности для детей и подростков. Здесь занимается около 3 000 учащихся, реализуются свыше 5 тысяч образовательных услуг для детей, подростков и молодежи от 4 до 18 лет, представлены все направленности дополнительных общеразвивающих программ. 

         Сильной стороной Центра является большое количество учащихся и высокая сохранность контингента учащихся  в детских объединениях (в среднем – 85%). В настоящий момент в Центре реализуются 144 образовательные программы, из которых 89 программ реализуются на базе Центра, остальные – на базе общеобразовательных организаций города. Программное обеспечение Центра представлено в большей степени модифицированными программами художественной и социально-педагогической направленности.

Положительным моментом в программном обеспечении Центра является наличие долгосрочных программ (срок реализации - от 3 до 9 лет). Так, приходя заниматься в музыкальную студию в 5 лет, ребенок проходит несколько ступеней обучения (отделений), и в 14-15 лет, являясь выпускником студии, не просто заканчивает образовательную программу, но профессионально сориентирован в данном направлении. Система непрерывного дополнительного образования, разработанная в Центре, апробирована в течение многих лет и способствует самореализации ребенка, его адаптации в современном мире, профессиональному самоопределению.  

В Центре на протяжении 8 последних лет ведется экспериментальная работа по разным направлениям. Благодаря этому, педагоги активно внедряют современные образовательные технологии (интерактивные, здоровьесберегающие, инженерные, визуальные, компьютерно-мультипликационные, тренинговые и др.), методы («ТРИЗ», кейс-метод, игровой метод, проблемного обучения, проектный метод), формы («Дебаты», галерея, игра-путешествие, деловая, ролевая игра и др.).

Одной из форм результативности образовательного процесса является участие учащихся в  различных конкурсах, выставках, соревнованиях, конференциях, фестивалях. Ежегодно учащиеся и детские творческие коллективы добиваются  высоких результатов, становятся победителями и призерами конкурсов, фестивалей, конференций, выставок и соревнований муниципального, регионального, федерального  и международного уровней.

В Центре действуют 6 образцовых творческих коллективов: 

- «Школа живописи»;

- «Музыкально-эстетическая студия»;

-  Ансамбль эстрадного танца «ЧАО»;

- Студия детской эстрадной песни «Веселая компания»;

- Театральное отделение МЭШДОМ;

- «Пресс-Центр МЭШДОМ». 

             Учащиеся Центра неоднократно удостаивались премии, присужденной Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года, №325 и становились стипендиатами конкурса на премию по поддержке одаренных учащихся Городского Головы. 

Ежегодно учащиеся и детские творческие коллективы добиваются  высоких результатов, становятся победителями и призерами творческих конкурсов, фестивалей, конференций, выставок. Однако процент участников от общего количества учащихся Центра небольшой. Это можно объяснить тем, что учащийся может выбрать один профиль обучения: хореографию, актерское мастерство, эстрадный или академический вокал, художественное творчество.

 Как правило, многие учащиеся приходят в Центр, не имея четкого представления о том, чем конкретно ему хотелось заниматься, а родители отмечают, что их ребенок проявляет интерес и к пению, и к танцам, и искусству. Из-за этого многие учащиеся, прежде чем определится, часто переходят из одного объединение в другое и обратно.

Решение данной проблемы весьма актуально, так как создает большие возможности для учащихся Центра, что в свою очередь отмечено в Концепции дополнительного образования до 2020 года где образование должно быть таким, чтобы расширять «возможности человека, предлагая большую свободу выбора, чтобы каждый мог определять для себя цели и стратегии индивидуального развития, направленно на обеспечение персонального жизнетворчества обучающихся» [1].

В муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги существует много творческих объединений. Это  школа-студия ансамбля эстрадного танца «ЧАО»,  музыкально-эстетическая студия  театральная студия и многие другие. Отличительной особенностью подготовительных отделений этих студий творческого развития является возможность учащегося дошкольного возраста, познакомиться с разными направлениями творческой деятельности, узнать о достижениях известных творческих людей нашей области, пообщаться с творческими личностями, а также попробовать себя в разных ролях: актера, хореографа, музыканта, художника. Например, в подготовительном отделении музыкально-эстетической студии в комплексе  изучаются следующие предметы:

-  развитие речи;

- урок развития танцевального ритма;

- ИЗО (лепка, рисунок гуашью и восковыми мелками);

- музыка  - профилирующий предмет данной студии.

В подготовительном отделении школы-студии ансамбля эстрадного танца «ЧАО» дети изучают предметы:

- эстрадный танец;

- акробатика;

- актерское мастерство;

- урок развития музыкального ритма

При таком комплексном подходе творческий потенциал учащихся приобретает возможности для более широкого развития, углубленной работы.

Заключение

Творческий потенциал личности – это проявление заложенной природой социальности, духовности человека, его уникальности и неповторимости, которые присущи ему как биологическому виду. Чтобы развить творческую личность, необходимо пробудить в ребенке потребность к созданию нового, нестереотипного продукта, научить делать самостоятельный выбор, принимать важные решения, нести за них ответственность, адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности.

Качеством личности, помогающим жить в постоянно изменяющемся мире, является креативность как готовность к постоянному, в течение всей жизни личностному и профессиональному развитию. Поэтому современному учащемуся необходимо:

-обрести свое «Я», позволяющее более эффективно воспринимать реальность и выстраивать свои отношения с миром;

-быть естественным, спонтанным в своих чувствах и проявлениях;

-пребывать в состоянии творчества, которое является проявлением душевного здоровья личности и окрашивает любую деятельность, придавая ей эмоциональную насыщенность.

Для педагогики значимо объективное творчество, представленное оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами, а также субъективное творчество учащихся, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности.

Динамика развития творческого потенциала учащихся определяется развитием следующих личностных преобразований:

-способность открытия нового знания;

-появление новых мотивов, целей учебной деятельности;

-овладение новыми способами деятельности;

-импровизационность как способность внезапно принимать решения;

-расширение поля интеллектуальной активности;

-креативность, т.е. плодотворность в учебно-познавательной деятельности.

Педагог как субъект учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие творческого потенциала своих учащихся, – это личность, профессионал, осознающий, что творчество – одно из самых характерных проявлений человеческой свободы.

 

Литература:

1. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р, Глава I. 

2.       Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. - М.: Логос, 2002. - 160 с.

3.       https://studfiles.net/preview/5626781/page:2/


.  .  .